Алексей Дренин: «Не упускайте возможности, которые есть у нас в Югре!»

Алексей Дренин: «Не упускайте возможности, которые есть у нас в Югре!»

Директор департамента образования ХМАО о гаджетах в школе, искусственном интеллекте и советском прошлом.

Новый учебный год начался в ХМАО для более 240 тысяч учеников. Ребят ждет ряд нововведений – в школах им запретят пользоваться гаджетами, вернутся привычные уроки труда с шитьем и самодельными табуретками, а на уроках ОБиЗР будут учиться управлять беспилотниками. Подробнее о том, к чему быть готовым учащимся и их родителям, в интервью «Вестнику» рассказал директор департамента образования Югры Алексей Дренин.

О новых школах.

– Алексей Анатольевич, стартовал новый учебный год. Как к нему подготовились школы округа? Все ли образовательные организации успели провести текущие и капитальные ремонты?

– Все образовательные организации, которые были предъявлены к приемке, приняты. Образовательный процесс пока приостановлен в 13 школах, где по федеральной программе идет капитальный ремонт. На стадии завершения капремонт кровли в школе Нижневартовска. Как только работы будут завершены, эти школы тоже примут детей. Все учебные заведения у нас фактически полностью соответствуют требованиям антитеррористической защищенности. При этом есть небольшое количество объектов, которые повторно проходили паспортизацию и категорирование. Следовательно, требуют доукомплектования и доработки в части возведения КПП, установки системы контроля и управления доступом и т. д. Это вопрос ближайших двух лет.

– В ХМАО возводят все больше современных школ. В настоящее время в каких муниципалитетах идет стройка? Примут ли новые школы детей в этом году?

– В этом году мы рассчитываем получить две новые школы. Первая – в микрорайоне «Иртыш-2» в Ханты-Мансийске. Первый ее блок уже принял детей. Вторую школу возводят в деревне Ушья Кондинского района. Также идет строительство шести образовательных организаций в Нягани, Ханты-Мансийске, Сургуте, Сургутском районе, Когалыме и Урае. Ввод в эксплуатацию этих школ запланирован на 2025 год.

– С возведением этих школ насколько уменьшится процент детей, которые обучаются во вторую смену?

– Задачи в нацпроекте по ликвидации второй смены не стоит. И это абсолютно логично, потому что мы вышли на спад по количеству детей. Допустим, если бы мы построили школы для того, чтобы все здесь и сейчас учились только в первую смену, то примерно к 2035 году часть этих организаций опять бы опустела. На сегодня есть задачи поважнее, чем ликвидация второй смены. В частности, школы должны быть в шаговой доступности, должны строиться новые взамен аварийным. А в целом с вводом новых объектов процент детей, которые обучаются во вторую смену, действительно уменьшится – с 25-27 % до 20 %. Существенно улучшится ситуация по второй смене в Ханты-Мансийске, где пару лет назад эти показатели достигали порядка 50 %.

Я б в учителя пошел.

– Как обстоят дела с кадрами? Популярна ли в округе программа «Земский учитель»?

– Программа «Земский учитель», безусловно, популярна. В прошлом году по федеральной квоте мы приняли 17 педагогов, в этом – 20. Что касается кадров, то ежегодно в конце учебного года вакансий не более 10−15 %. Чтобы вы понимали, из почти 100 тысяч педагогов у нас ежегодная потребность в кадрах составляет чуть более 100 человек. При этом к новому учебному году мы укомплектованы кадрами стопроцентно – где-то действительно нашли нужных педагогов, где-то распределили между ними ставки.

– Алексей Анатольевич, не секрет, что многие говорят, что быть учителем в наше время не очень престижно. Согласны ли Вы с этим утверждением?

– Абсолютно нет. На мой взгляд, эта история, когда быть учителем считалось непрестижным, осталась где-то в 90-х, нулевых годах. С тех пор Минпросвещения сделало многое для популяризации профессии педагога. И даже тот факт, то все больше выпускников выбирают педагогические специальности, говорит об обратном. Принципиально важно, что работа педагога сейчас это не просто работа у доски, а это очень широкие возможности в части того оборудования, которое имеется в школах; в части многочисленных конкурсов профмастерства; в части повышения квалификации.

– ХМАО уже несколько лет в школах готовят будущих врачей, инженеров, IT-специалистов. Планируется ли с нового учебного года новые профильные классы?

– С прошлого года в нескольких муниципалитетах в пилоте были так называемые бизнес-классы, созданные по инициативе уполномоченного по правам предпринимателей. Интерес к этому проекту большой, поэтому мы решили растиражировать его и на остальные муниципалитеты. Самое интересное в этой практике в том, что к сопровождению бизнес-классов подключаются реальные предприниматели. Что касается принципиально нового, то со следующего года формировать профильные классы мы будем исходя не просто из таких традиционных направлений, как химбио, физмат и так далее, а все-таки исходя из тех специальностей, которые у нас готовят в колледжах и в вузах.

– Как в целом прошел период сдачи ЕГЭ?

– Наши ребята стабильно показывают хороший уровень знаний: по многим предметам мы получаем средний балл выше, чем по стране. ЕГЭ в округе в целом прошел нормально, но не без эксцессов. Были и нарушения, и удаления, и технические сбои, но это единичные случаи. Принципиально важно, что у нас в этом году более 70 стобалльников. Такого не было энное количество лет.

И юбку сшить, и дрон запустить.

– Хочется поговорить про нововведения, которые ждут детей и их родителей в этом новом учебном году. Это и относительно новые предметы, и запрет телефонов в школах…

– Начнем с того, что запрет телефонов у нас, в принципе, был всегда. Для ХМАО это стандартная практика, поэтому ничего нового для нас не случилось. Что касается новых уроков, то, действительно, технология превратилась в «Труд». Всем знакомый и незнакомый в том числе, потому что это не совсем те труды, которые были когда-то. Это и новый уровень, и новые модули, и станки ЧПУ, и разное современное оборудование.

Еще один новый старый предмет – «Основа безопасности и защиты Родины», который пришел на смену ОБЖ. Но первый отличается от второго тем, что там появился расширенный модуль начальной военной подготовки. Но по факту в новом учебном году ОБиЗР будет очень похож на тот ОБЖ, который был. Разница почувствуется где-то в четвертой четверти.

– А что можете рассказать про новые модули по физкультуре? В Сургутском районе, например, кроме традиционного футбола и баскетбола ученики будут заниматься скалолазанием и перетягиванием каната. Возможно, в каких-то школах округа появится гольф или, допустим, хоккей на траве. Направлений то на выбор много…

– Про гольф и хоккей на траве точно не слышал. Мы все-таки делаем упор на реализацию модулей по развитию олимпийских видов спорта. В прошлом году, например, во всех школах открыли спортивные клубы с уклоном в некие виды спорта. Сейчас же ведем переговоры со спортивными федерациями, чтобы они деятельность этих клубов взяли под свое крыло. Это поможет выявить одаренных детей, которые в дальнейшем смогли бы уйти в профессиональный спорт.

– Недавно Рособрнадзор одобрил проверку знаний русского языка у детей мигрантов перед приемом в школу. Насколько эта проблема актуальна для Югры?

– Не скрою, такие проблемы есть. При этом я не могу сказать, что они носят массовый характер. Если говорить в цифрах, то в классах у нас в среднем не более 10 % детей мигрантов. И, на мой взгляд, проверка русского языка перед приемом в школу будет стопроцентно верным решением.

Андрей Трубецкой, глава Сургутского района:

– В Сургутском районе на оборудование школ и детсадов направили порядка 109 млн рублей. Из них примерно 6,1 млн выделили на обновление материально-технической базы школ-интернатов в Ляминой, Угуте и Русскинской. На ноутбуки и моноблоки для школ потратили 3,8 млн рублей, интерактивное оборудование – 7,6 млн, конструкторы, игровые тренажеры и развивающие пособия обошлись в 6,8 млн. Мебель закупили на 10,2 млн рублей. В 17 учреждениях заменили оборудование в пищеблоках на 2,1 млн рублей.

ИИ подскажет.

– Когда готовилась к интервью, в Нижневартовске случилась трагедия: 15-летний подросток выпал из окна, оставив предсмертную записку с признанием любви девушке. Школа ведь в таких случаях не может оставаться безучастной. В связи с этим вопрос: хватает ли в учебных заведениях психологов и достаточно ли они компетентны, чтобы работать со сложными случаями?

– Вы правильно сказали, что школа не может оставаться безучастной к таким трагедиям. Это всегда разбор – что было сделано, как было сделано, достаточно ли было сделано. В этом случае несчастье связано с личными взаимоотношениями, поэтому здесь сложно сказать, насколько недосмотрели в школе. Это всегда очень сложный момент. Что касается психологов, они есть. Но мы должны понимать с вами одну специфику. Все-таки педагог-психолог – это не практикующий психолог. И это на самом деле проблема. Именно поэтому мы стараемся регулярно повышать их квалификацию. Сейчас, например, несколько педагогов-психологов уехали в Курскую область, чтобы попрактиковаться в работе в кризисных ситуациях.

Проблема еще кроется и в рутинной работе педагога-психолога в школе, когда нужно провести контрольно-измерительные мероприятия, посмотреть результаты, а потом индивидуально отработать с ребенком или же семьей. К сожалению, вторая составляющая она не всегда на высоте. И это нужно объективно признать.

– Неужели нет решения этой проблемы?

– Есть. Решением проблемы должна стать система поддержки принятия профессиональных решений педагогами-психологами. Эта система у нас уже внедрена и по мере апробирования дорабатывается. В чем ее смысл? В том, чтобы ни один психолог ни в одной школе не остался один на один с той проблемой, которая у него возникает.

– Допустим, школьный педагог выявил проблему. Как ему в ее решении поможет искусственный интеллект?

– Принцип работы этой системы схож с принципом работы системы поддержки принятия профессиональных решений у медработников. Есть данные, есть диагноз, и система подсказывает, что с этим диагнозом делать. В случае со школьными психологами примерно то же самое. Система будет анализировать результаты тех или иных тестирований, подсказывать, контролировать, советовать, напоминать. И самое главное: благодаря этой системе мы будем видеть, так называемые «красные точки» в школах – не отработанные по каким-то причинам проблемы, и включаться в их решение.

Цифра: 240891 ребёнок сел в этом году за школьные парты в Югре, из них 25 038 – первоклассники.

Югорское притяжение.

– Образование – это не только школы, у нас есть еще колледжи и вузы. Расскажите, пожалуйста, каковы итоги приемной кампании в этом году. Какие направления, специальности были более популярны у выпускников?

– Традиционно у нас высокой популярностью пользуются технологические специальности, педагогика и медицина. При этом никуда не делись юриспруденция и экономика. Если раньше была только юриспруденция и экономика и больше ничего, то сейчас появилась вот эта тройка лидеров.

– А что касается рабочих специальностей, тех же токарей, слесарей? Что делается в округе для популяризации этих профессий?

– На самом деле они уже настолько популяризованы, что в округе конкурс на поступление составляет до пяти человек на место.

– Как обстоят дела с выпускниками, которые обучаются в других регионах, сколько процентов из них возвращается обратно в наш регион?

– Вести такую статистику сложно, потому что школы мониторят своих выпускников в течение одного-двух лет, пока они не достигают совершеннолетия. У нас есть другая статистика – по передвижению молодых людей. Ежегодно девятый класс в ХМАО оканчивают порядка 20 тысяч человек. Из них половина идет в 10 класс. Из оставшейся половины примерно 7000 поступают в наши колледжи, а 3000 уезжают в другие регионы. Те 10 000 девятиклассников в дальнейшем оканчивают школу, из них примерно 4,5 тысячи поступают в местные вузы. Соответственно, чуть больше половины покидают регион. Но поток приезжающих к нам из других регионов студентов выше, чем тех, которые от нас уезжают. Поэтому баланс здесь положительный в любом случае. Мы понимаем, что для молодого человека уехать учиться в другой город – это нормально, и не надо его приковывать наручниками.

Проблема, когда субъекты совсем оголяются. Например, как в средней полосе России. Особенно в тех субъектах, которые близки к Москве. У нас ситуация, к счастью, обратная. Да, часть уезжает, но еще больше к нам приезжают. Поэтому в этом плане у нас такая вполне здоровая статистика.

Советская VS российская.

– Опять-таки, когда готовилась к интервью, спросила у старшего поколения, что они думают о нынешнем образовании. Многие говорят, что сейчас воспитывают школьников, не умеющих мыслить. Что Вы об этом думаете и, что вы бы привнесли в наше образование из советского прошлого?

– Давайте откровенно: старшее поколение всегда критикует нынешнее поколение, отмечая, что в их время было лучше. У советской системы, безусловно, была очень сильная школа, но нужно понимать, что современная школа в какой-то степени основана на советской системе, она никуда не делась. Просто воспитательный компонент тогда был другим. Как раз эту систему воспитания мы пытаемся вновь нарастить и вернуть в школы. Каждой эпохе своя система образования, которая должна ей соответствовать. Сказать, что наша система образования не соответствует современным вызовам, я не могу. Да, не помешало бы усилить гуманитарную составляющую. Это объективно. Мы в свое время большое внимание уделили воспитанию инженеров, но забыли о том, что никто не мешает инженеру хорошо знать литературу, владеть языком или уметь играть на инструменте. Гуманитарная составляющая, на мой взгляд, она очень важна. Именно поэтому с этого года в двух муниципалитетах, пока не скажу в каких, мы запускаем новый пилотный проект. И касается он, скажем так, тех школьных предметов, которые всегда считались второстепенными – ИЗО и музыки. Мы уже договорились с отраслью культуры, что в отдельных пилотных образовательных организациях мы эти предметы вынесем из стен школ. То есть дети на ИЗО будут ходить в настоящую художественную школу, где с ними будут работать профессионалы. То же самое касается музыки.

– Что вы хотели бы пожелать ученикам и родителям в новом учебном году?

– Первое, что хочу пожелать ученикам, чтобы обучение было в удовольствие. А удовольствие оно будет только в том случае, если будет понимание, зачем нужно образование. Поэтому и ученикам, и учителям, и родителям я хочу пожелать, чтобы все понимали, зачем нужно образование, зачем нужна школа, зачем нужно изучение тех или иных предметов.

Еще хотел бы пожелать максимально воспользоваться теми возможностями, которые у нас есть в округе, поучаствовать во всем, в чем только можно. Мне кажется, здесь нужно быть очень внимательным и родителям, и детям, и педагогам с тем, чтобы не упустить эти возможности. А уж возможностей, поверьте, их много. 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Нафиса ГАРАЕВА

Фото Алексея АНДРОНОВА

Материал опубликован в газете «Вестник» № 35 от 6 сентября 2024 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации