Кино и пропаганда

Кино и пропаганда

Антон Степыгин

Фото из архива редакции

Материал опубликован в газете «Вестник» № 23 от 14 июня 2024 года

«Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», – говорил Владимир Ленин больше 100 лет назад. В Советском Союзе кинематограф был и рупором пропаганды, и в то же время определенной отдушиной для творцов, они могли показать нечто большее, чем пытались убить цензоры. И поэтому советские фильмы безусловно занимают колоссальную часть культурного кода любого россиянина.

Есть такой федеральный проект: «Точка Роста». Это сеть образовательных центров, которые создаются на базе сельских школ и образовательных учреждений малых городов. Безусловно, прекрасная идея, реализуемая, в том числе, и в Сургутском районе. Миссия этих образовательных центров – предоставить детям равные возможности для получения качественного образования, независимо от места их проживания. Это пространства, где дети могут развивать свои таланты, учиться новому и реализовывать идеи.

И вот несколько месяцев назад вышел сериал «Крутая перемена», где педагог-неудачник сбегает из Москвы в родной Арзамас, пытается решить свои проблемы с долгами, отцом, первой любовью – все по классике. Не классическим является только финал сериала. И снова спойлер – в сельской школе открывается «Точка роста», что решает все проблемы не только главного героя в исполнении Никиты Ефремова, но и в целом часть бед Арзамаса.

Это неплохой сериал. И у его авторов хорошая задумка – действительно, сегодня в России существует много интересных инициатив, о которых люди мало что знают, и поэтому не всегда могут ими воспользоваться.

Вот еще пример: недавно вышел фильм «Командир» – посвященный Геннадию Зайцеву, основателю антитеррористического подразделения «группа Альфа» (кстати, судя по фильму, он учился в Ляминской школе). И это тоже хорошее кино. И этот фильм, и сериал с Ефремовым – это то, что принято называть пропагандой. К сожалению, сегодня слово «пропаганда» синоним чего-то негативного. Но что плохого в том, чтобы показать героев, которые борются с террористами? Или какие возможности открывает «Точка роста» перед сельской школой? И, наверное, эти работы для многих намного ценнее невнятных поделок про очередные криминальные разборки, или невероятно наивных любовных сериалов. Там пропаганды нет. Как и смысла. Но и удачные примеры современной кинопропаганды в культурный код вряд ли вой­дут, не разойдутся на цитаты, не станут даже мемами в соцсетях.

И вообще я бы посоветовал присмотреться к опыту казахского кинематографа. По заказу правительства там не так давно вышли два сериала. Первый называется «Мошенники». И там рассказывается вся внутренняя кухня финансовых пирамид, как обманывают пенсионеров, как разводят людей на деньги при покупке недвижимости. Это пошаговая инструкция по применению: как и на что не надо вестись.

А второй называется «Meow». И он про наркотики. Точнее, про последствия их употребления. А последствие в сериале одно – смерть. Это сильнейшая антиреклама запрещенных веществ, которую я когда-либо видел. После просмотра остается несколько мыслей. Первая – цените друзей и родных. Вторая. Наркотики – яд, который разрушает жизни. Оба сериала – в общем-то тоже пропаганда. Может быть, именно такой пропаганды не хватает в российском кино?

Комментарии для сайта Cackle