Андрей Трубецкой про деньги, жилье, стройки, рекорды и еще раз деньги. Большое интервью «Вестника»

Андрей Трубецкой про деньги, жилье, стройки, рекорды и еще раз деньги. Большое интервью «Вестника»

Интервью – один из самых сложных жанров в журналистике. Особенно когда спикер на порядок лучше разбирается в тех вопросах, которые вы ему задаете. Глава Сургутского района Андрей Трубецкой в прошлом экономист и лучше всего умеет считать деньги. И именно финансы стали главной темой разговора главы района и главного редактора «Вестника» Антона Степыгина. Но речь в интервью пойдет не только про деньги. Не верите? Читайте сами!


– Здравствуйте, Андрей Александрович. Наша страна четвертый год проводит СВО. Многие говорят, что экономическая ситуация изменилась. Якобы денег стало меньше, и приходится по-другому расставлять приоритеты.

– Если формально отвечать, проект бюджета на следующий год — порядка 27 миллиардов. Ожидаемый уровень этого года – примерно 25 миллиардов. То есть рост 6 %, и фактически денег меньше не стало. Если сравнивать, что на эти деньги можно было сделать, допустим, 5-10 лет назад, то, конечно, ситуация изменилась. Но это со СВО не связано, это инфляция, и она во всем мире.

– Бюджет следующего года – это бюджет развития?

– Да, безусловно. В первую очередь приоритет – это жилье, запланировано без малого пять миллиардов рублей на переселение из аварийного жилья. Здесь хочу сказать огромные слова благодарности губернатору Югры Руслану Николаевичу Кухаруку. Именно с его приходом Сургутский район стал гораздо больше получать денег на переселение из аварийного жилья.

Также на следующий год закладываем не меньший объем денег и на благоустройство. И на дорожную кампанию – в этом году она рекордная, без малого 400 миллионов рублей. Планируем в следующем году выйти на эту же сумму.

– Про переселение. В прошлом году округ дал, если не ошибаюсь, шесть миллиардов на переселение из-за аварийного ветхого жилья...

– Треть всего аварийного фонда Югры, к сожалению, находится на территории района, это так исторически сложилось. И на 2026−2028 годы для района заложено 19 миллиардов рублей.

– Аварийное жилье – насколько это камень на шее для вашей команды? Иными словами, не было бы этого наследия, насколько больше удалось бы реализовать?

– До недавних пор рекордом для нас было выделение на эти цели два миллиарда 100 миллионов рублей. В прошлом году нам дали шесть миллиардов – объем средств с приходом губернатора Руслана Николаевича вырос в три раза! Он обратил внимание на эту проблему, и самое главное, мы получили результат. Шесть миллиардов – это в три раза больше, чем до этого самый успешный год вообще в истории района. А на ближайшие три года, как я уже говорил, 19 миллиардов, то есть фактически по шесть миллиардов каждый год.

Что такое шесть миллиардов рублей? Весь объем ремонта и строительства дорог в этом году 400 миллионов. То есть можно было бы в 15 раз больше дорог сделать. Или еще пример. Стоимость спортивного комплекса, который мы построили в Сытомино, в Ляминой или в Русскинской, порядка 80 миллионов. На шесь миллиардов можно построить 80 таких спортивных комплексов. Вот и ответ, что такое аварийное жилье, и как оно тормозит развитие района.

Для понимания, всего аварийного жилья на территории района порядка 400 тысяч квадратных метров – это в настоящее время. Но есть еще деревянный фонд, который перейдет в разряд аварийного в ближайшие 5-10 лет. И даже чтобы решить вопрос с существующими 400 тысячами квадратных метров, необходимо более 40 миллиардов рублей. То есть даже тех запланированных рекордных объемов хватит, грубо говоря, только на процентов 45 аварийного фонда.

– Застройщики заходят на территорию Сургутского района. Потому что еще лет пять назад строителям было выгоднее отдавать жилье на свободный рынок. А сейчас застройщики открыто говорят, главный покупатель – это государство.

– Ситуация непростая. Покупательская способность действительно качнулась в сторону государства, округа, муниципалитета. Объем ипотечного кредитования упал в разы. Но ведь многие застройщики строят на заемные средства, а мы выкупаем готовое жилье. И многие застройщики, это касается всей страны, сокращают объемы строительства.

Потому что, чтобы построить, нужны деньги, а они сейчас очень дорогие. Кредиты дают под 30 и выше процентов годовых. Поэтому, к сожалению, видим динамику сокращения объемов жилищного строительства. В прошлом году в районе ввели 125 тысяч квадратных метров жилья. Это абсолютный рекорд в истории района. В этом году план однозначно выполним, я думаю, – на 100 тысяч квадратных метров выйдем. Так что, несмотря на различные прогнозы, пока объемы и темпы жилищного строительства на территории района держатся на достойном уровне.

– В Сургутском районе планируется реализовать как минимум один проект КРТ. Об этой практике чуть больше расскажите.

– Комплексное развитие территории – КРТ – я бы сравнил с механизмом концессии. Нет прямого бюджетного финансирования. А значит, мы должны создать условия, чтобы убедить инвестора зайти, вложить деньги, и только потом мы их компенсируем, когда будет построено и жилье, и социальная инфраструктура, дороги, объекты благоустройства, социальные объекты.

Поэтому КРТ – сложный механизм. Пока что на территории Югры ни одного объекта в рамках КРТ не построено. Мы представили три проекта, они одобрены градсоветом Югры. В декабре мы выставим проекты на аукцион, и уже по итогам станет понятно, зайдут ли инвесторы.

– В чем интерес властей в проектах КРТ?

– Для примера – у нас есть в планах в будущем реализовать большой проект в Лянторе, поскольку там большое количество аварийного жилья. КРТ дает гарантию для муниципалитета выкупа готового жилья именно для нужд переселения. Мы определяем минимальный объем, который застройщик передаст для выкупа под цели переселения. У нас заложено 80 %.

– А в чем интерес застройщика, инвесторов?

– Гарантированный выкуп жилья. Ну и часть идет в свободный рынок. Поэтому и посмотрим, насколько условия, которые мы прописали – 80 на 20 с нашей ценой от региональной службы по тарифам, будут интересны застройщику.

– А какие дома на выходе вы хотели бы получить? Вряд ли мы можем говорить о каком-то комфорт плюс классе, наверное, но, я так понимаю, хотелось бы видеть дома удобные для жизни.

– Смысл проектов КРТ еще и в том, что они позволяют заложить требования по благоустройству, по дорожной инфраструктуре. В наших проектах есть и дороги, и пешеходные дорожки, и объекты благоустройства.

У нас по Барсово два проекта по 15 тысяч квадратных метров жилья. По Солнечному чуть больше 55 тысяч квадратных метров. Есть требования и по дорожной сети, и по благоустройству, и, самое главное, по инженерной обеспеченности. То есть на инвестора еще ложатся обязательства по инженерному обеспечению земельного участка.

– То есть в обычной ситуации застройщик что-то построил, причем исключительно в своем видении, и дальше уже вы решаете – выкупать или нет. А здесь есть ряд условий.

– Абсолютно верно. И пусть мы закладываем вполне приемлемые условия для застройщика, но он строит уже так, как надо нам. Еще раз повторю – в проектах есть объекты благоустройства, объекты улично-дорожной сети, социальные объекты. По Барсово, например, заложили один из объектов –Центр единоборств. В Солнечном застройщик должен будет передать муниципалитету молодежный центр.

– В Солнечном все-таки появится логический центр Wildberries. С этим проектом были различные сложности, но в итоге все разрешилось. Что ждете от реализации этого проекта?

– Я могу только озвучить те цифры, которые рассматривали на инвестсоветах, нашем и окружном, где принималось решение – одобрять или не одобрять проект. Пять тысяч рабочих мест, 300 миллионов налогов на доходы физических лиц. Для бюджета 300 миллионов рублей, если опять же переводить в спортивные комплексы – это, условно, четыре новых объекта.

– Мне кажется, это ведь еще и имиджевый проект для Сургутского района. Сейчас не так много регионов, где есть деньги, будем говорить откровенно. И не так много хороших, подготовленных площадок для реализации крупных инвестпроектов. Есть ли, на ваш взгляд, вероятность, что вслед за Wildberries могут прийти новые инвесторы.

– Да, такие заявки уже есть. Получили от еще двух крупных сетей заявки на земельные участки для строительства таких же логистических центров.

Это очень сложный процесс – от заявки до реализации. Теперь инвесторы должны представить пакет документов. Мы рассмотрим на муниципальном инвестсовете, а потом на инвестсовете под председательством губернатора Руслана Кухарука. К таким проектам предъявляются серьезные требования. Недостаточно одной декларации, или прийти и сказать: «Я хочу, дайте мне землю».

– На протяжении нескольких лет Сургутский район регулярно занимает лидирующие места в различных рейтингах и конкурсах среди муниципалитетов Югры, в федеральных конкурсах. На что влияют эти победы и призовые места, и что это дает жителям поселений?

– Мы не ради дипломов или медалек участвуем. Во-первых, если есть рейтинг, допустим, эффективности органов местного самоуправления, бюджетный рейтинг, инвестиционный рейтинг, а муниципалитеты рейтингуют вне зависимости от их желания или нежелания, я всегда своим коллегам говорю так: «Если нас рейтингуют, если есть состязание, так лучше быть первым, чем последним». Это спортивный, состязательный дух.

Второе – деньги. Где-то нас рейтингуют, не спрашивая. А где-то мы сами сознательно принимаем участие, но это рейтинги, где за призовые места дают деньги. Мы заняли первые места в рейтинге эффективности органов местного самоуправления, в рейтинге бюджетной эффективности, в инвестрейтинге в очередной раз подряд, и я уверен, это никто не повторит больше. Эти победы дали нам порядка 174 миллиона рублей. Опять же, переводя в объекты, это два спортивных зала. Или половина рекордной ремонтной кампании по дорогам. А там, где деньги не дают, там мы не принимаем участие.

– В инвестиционном рейтинге снова одержали победу?

– Рейтинг еще не опубликован, но нам уже прислали результаты, и о них можно говорить. Сургутский район занял первое место по итогам года.

– Уйдем от экономики. Есть направление, в котором Сургутский район совершенно точно первопроходец в регионе – это фиджитал-спорт. Скоро открывается школа цифровых видов спорта. Какую вы видите стратегическую роль этой школы? Не только в развитии спорта, но и в целом цифровой трансформации Сургутского района. Это же не только для того, чтобы люди пришли в стрелялки поиграть.

– Конечно, нет. Я, конечно, совсем другим спортом занимался. Для меня киберспорт, фиджитал-спорт – это что-то, что еще лет 10 назад я вообще не понимал. Но есть очень хорошее выражение – если ты не можешь предотвратить, ты можешь либо стоять в стороне, либо возглавить. Мы пошли по второму пути. Если это есть, если это развивается во всем мире, и это востребовано, в том числе и у молодежи района, зачем это игнорировать? Давайте будем развивать. Сейчас в Сургутском районе киберспортом занимаются профессионально каждый день 600 ребят.

Это немного, если сравнивать с боксом, с лыжами, с игровыми видами спорта. Но если будем создавать инфраструктуру, их будет больше. Потому что заявка на это есть, потребность в этом есть. И есть замечательный парень, который этим горит – Артем Щепотьев.

– Заключительный вопрос. Недавно вы стали более активно появляться в соцсетях. Почему вернулись, что это дает и лично вам, и жителям района?

– В первую очередь – это обратная связь. Но я не скажу, что стал более активно появляться. Иногда – больше свободного времени, и тогда успеваю сам видео записывать, и посты выкладывать. Иногда – меньше времени, бывает, даже в течение дня поесть не успеваешь. При этом отклик у жителей есть – они сразу чувствуют, когда сам ведешь соцсети или нет. Планирую и дальше продолжать, главное, чтобы времени хватало.

– Новые площадки планируете осваивать? Появляются новые мессенджеры…

– Если бы меня там можно было как-то клонировать – тогда, конечно. Еще раз говорю – времени не хватает. А если вести не своими силами, то это чувствуется даже в откликах людей. Так что лучше в одной соцсети, но нормально и активно вести. Чем во всех, и нигде в итоге не получится.

Подписывайтесь на наш telegram-канал и группу во "ВКонтакте": там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Антон СТЕПЫГИН,

Фото Алексея Андронова, Фото из архива редакции,

МАТЕРИАЛ ОПУБЛИКОВАН В ГАЗЕТЕ «ВЕСТНИК» № 40 ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2025 ГОДА.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации