Синяки на душе: истории о том, как социальный центр в Сургутском районе меняет судьбы женщин и детей

Синяки на душе: истории о том, как социальный центр в Сургутском районе меняет судьбы женщин и детей

Представьте ситуацию: женщина, над которой ежедневно издевался муж, ушла от него. Не просто ушла – оказалась на грани: без жилья, с грузом эмоцио­нальных проблем и вопросом: «Что дальше?». Таких историй, когда судьбы ломаются в один момент, немало. Социальные службы становятся не просто приютом для людей, а шансом на новую жизнь. «Вестник» пообщался с директором районного центра социальной помощи семье и детям в Барсово Еленой Черкашиной и узнал, много ли жертв насилия кричат о помощи, как учреждение помогает подросткам и семьям.


Невидимые раны.

Ольга – сирота (имя изменено. – Прим. ред.). Потеряла родителей в детстве. Одиночество ощущала всегда, даже когда подросла, вышла замуж и родила двух детей. Как и в любой семье, в их доме есть немало секретов. К примеру, такой: у женщины нет передних зубов, их выбил ее муж. Терпела, пока не пришла за помощью в кризисное отделение центра.

– В нашем учреждении она нашла психологическую поддержку, защиту, специалисты помогли с трудоустройством. Через несколько месяцев Ольга сняла жилье, куда переехала с детьми, встретила другого человека и вышла замуж. Когда она заходила к нам, была уже другой – беременная, с улыбкой и новой надеждой, а рядом – любящая семья, которая приняла ее и детей, – комментирует директор Районного центра социальной помощи семье и детям Елена Черкашина.

Пострадавшие от мужской агрессии женщины обращаются нечасто, но каждая запоминается сотрудникам надолго. Чтобы спастись от кулаков, некоторые женщины даже бегут из страны. Так приключилось с Марией (имя тоже изменено. – Прим. ред.) – ей пришлось помочь уехать к маме в другое государство.

– Он довел ее до состояния паники, тревоги, истерики, ей требовалась помощь не просто психологов, а клинических специалистов. Муж выбивал нам двери, приходилось прибегать к помощи охраны и полиции. Мы отвезли ее в аэропорт. Наша миссия закончилась, только когда она села в самолет, – вспоминает руководитель центра.

По статистике, несмотря на факт абьюза в семье, за помощью обращается только треть пострадавших. Остальные проблему замалчивают или решают ее через друзей и родственников.

– Иногда у женщин только заживают синяки, как она снова возвращается к «любимому». Он ее принимает, и она в двадцать восьмой раз наступает на собственные грабли и терпит насилие, – отметила Елена Черкашина.

Не просто жить, а строить себя заново.

В среднем в течение года специалисты учреждения оказывают разные виды помощи и поддержки более 3000 жителей района. Среди них есть и дети до 18 лет.

Девочки-подростки, кстати, – отдельная тема. Учреждение несколько лет реализует программу «Дочки-матери», сопровождает беременных несовершеннолетних и юных матерей. Есть в центре и комната для их временного проживания, если они сталкиваются с давлением семьи, непониманием и жестоким обращением. Она пустует уже два года.

– Был у нас случай, когда бабушка школьницы настаивала на аборте. «Это позор семьи!» – кричала она. Еще мне запомнилась девочка, которой всего 13 лет, а она уже мама. Она родила, когда училась в школе. Мы содействовали ее эмансипации после окончания профессиональных курсов и трудоустроили на работу поваром. Помогли наладить отношения с родителями, и сейчас она заботится о сыне: недавно он пошел в школу, – добавила она.

Для девочек устраивают уроки по половому воспитанию.

– Половое воспитание – тема деликатная. Учителя-предметники зачастую не готовы говорить об этом, родители тоже не все владеют необходимыми компетенциями. Поэтому в центре работают специализированные коворкинги для занятий по половому воспитанию. Это не только обучение, а настоящее погружение в роль. Некоторые девочки буквально прирожденные мамы, им эти знания приносят настоящее удовольствие, – сообщила директор Сургуского районного центра социальной помощи семье и детям.

Сложные семьи.

На учете в учреждении состоят и семьи, которые находятся в социально опасном положении. Им оказывается всесторонняя помощь – юридическое сопровождение, работа с психологами, участие в тренингах и мастер-классах.

– Около 80 % проблем – это детско-родительские конфликты. Люди разных поколений не могут найти общий язык. Второй фактор – нездоровые привычки, употребление психоактивных веществ. Работа с семьями – сложный и многогранный процесс. Бывают взлеты, бывают спады. Иногда гармония наступает, но спустя время семья снова попадает в поле зрения полиции или соцслужб. Устойчивая ремиссия должна длиться хотя бы три года, – прокомментировала Елена Черкашина.

Каждый ребенок – Вселенная.

Работа с детьми часто строится на профориентации. Специалисты берут подростков в оборот и помогают найти себя и дело по душе. В центре работает столярная мастерская, где юноши занимаются выжиганием, работают на 3D-принтерах, осваивают станки с программным управлением.

– Сейчас молодые люди практически не готовы к самостоятельной, семейной жизни, – призналась Елена Черкашина. – Поэтому ребят учат важным трудовым навыкам. Мне запомнился один мальчик. Обычно он был необщительный, а здесь почувствовал себя уверенно и даже решил поступить на рабочую специальность. Каждый ребенок – это отдельная Вселенная со своими мечтами, страхами и желаниями. Наша задача – помочь им раскрыть себя во всей полноте.

Швейные, сувенирные мастерские, «Джинсовый кастомайзинг», имидж-студии стали любимым местом для занятий родителей и детей. Они открыты в Барсово, Лянторе, Федоровском.

– Помню женщину, которая стояла у нас на учете. Она впервые за 40 лет сшила себе вечернее платье, его себестоимость вышла в 500 рублей. Наши выпускники реализуют свои изделия через интернет, это хоть какая-то копеечка в семейный доход. Мастерские посещают и мамочки, воспитывающие детей-инвалидов, которые не могут устроиться на работу в связи с необходимостью круглосуточного ухода за детьми, – пояснила Черкашина.

Вызов времени.

Сейчас одна из актуальных тем – помощь семьям СВО.

– Однажды приходила женщина, чей муж сейчас находится в зоне спецоперации. Она испытывала к нему злость и даже ненависть: «Как он мог оставить меня с тремя детьми?». Мы оказали ей экстренную психологическую помощь и она поняла, что неправильно расценивала свои чувства, на самом деле испытывая страх, – сказала она.

В минуты, когда жизнь кажется шаткой, подобные центры помогают не просто справиться с трудностями, но и открыть двери в лучшее будущее. Люди находят внутри себя силы идти дальше, учатся прощать и любить заново, строить мосты там, где были только обломки. И в этом тихом возрождении скрыта главная тайна: даже самые невидимые раны можно исцелить, если рядом есть те, кто готов протянуть руку.

СПРАВКА:

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по решению президента России реализуются национальные проекты «Молодежь и дети» и «Семья». Их цель – поддержка молодых людей и семей, создание условий для их развития и благополучия, пропаганда традиционных ценностей.

Канал нацпроекта в Телеграме: https://t.me/molodezhideti,

группа ВКонтакте: https://vk.com/molodezhideti.

Подписывайтесь на наш telegram-канал и группу во "ВКонтакте": там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Элина ГАЙСИНА,

ФОТО предоставлены Сургутским районным центром социальной помощи семье и детям,

МАТЕРИАЛ ОПУБЛИКОВАН В ГАЗЕТЕ «ВЕСТНИК» № 39 ОТ 3 ОКТЯБРЯ 2025 ГОДА.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации