Сытая луна: как обские угры из Сургутского района угощали хлебом небо и отмечали Новый год

На дворе уже февраль и, казалось бы, новогодняя тематика позади, но только не для народа ханты. Для коренных жителей сейчас самое время отмечать Новый год. Делают они это без светских застолий, но по традициям предков – угощают луну хлебом. Событие называется «Тылащ пори», что в переводе означает «Месяцу бескровная жертва».
Забавы с Ищки-Ики.
Тишину морозного дня на живописной базе отдыха «Валикас» нарушает скрип снега под ногами, звонкий смех и голоса людей. На площадке рядом с лесом Дед
Мороз. Правда, выглядит он совсем не так, как волшебник из русских сказок. Это Ищки-Ики, что в переводе с хантыйского означает «морозный мужчина». Старец – настоящий модник. Вместо красной шубы у него синяя малица с хантыйскими орнаментами, на голове шапка с натуральным мехом. Он зазывает всех в игру.
С дедушкой хотят поиграть не только дети, но и взрослые. С виду строгие женщины и солидно одетые мужчины с детским задором становятся в круг, стеснение и зажатость куда-то пропадают. Они высоко подпрыгивают, чтобы не наступить на «невод», который Ищки-Ики лихо крутит вокруг себя. Кто проиграл – должен три раза присесть, чтобы «взять от земли родной красоты».
– Мы встречаем новый период в жизни с помощью национальных игр. Они позволяют осознать, что мир живой и настоящий. Чтобы жизнь продолжалась, огонек сначала должен загореться в душе и сердцах, – объясняет председатель РОО «Центр сохранения и развития культур и русских традиций» Валентин Коленченко.
Мерзнуть некогда. Другие гости события стреляют из лука по макетам кабана, медведя и лося. Двое мужчин вступают в схватку. Они стараются ударить друг друга «вениками» – специальными дубинками. Остальные метают тынзян на хорей или прыгают через длинную скакалку. Самые юные лихо катаются в оленьей упряжке.
Сакральное подношение.
После игр разогревшуюся толпу зовут на стойбище, чтобы провести то, для чего все и собрались – обряд «Тылащ пори», что в переводе с хантыйского звучит как «Месяцу бескровная жертва».
Накануне праздника женщины и дети лепят из теста и пекут жертвенные фигурки животных «нянь вой». Это важный ритуал подготовки к обряду угощения Луны, где человек является созидателем, сопричастным к процессу рождения и пробуждения.
– В старину собиралась молодежь и ходила по поселению от чума к чуму. Они скребли лопатами перед входом и ждали, когда выйдут хозяева, и говорили: «Давайте, угощайте Луну, пусть она будет большая, как богатырь!». Люди отдавали печенье или хлебный мякиш, испеченные в виде лошадей, коров, оленей, овец и петухов, – говорит экскурсовод этностойбища «Валикас» Алла Русмиленко.
Она же проводит священный обряд, который проходит у снежного стола. Семи фигуркам из хлеба она ловко отрезает головы и кладет на лопату. Рукоять перехватывает старец Ищки-Ики и подбрасывает символы жертвоприношения высоко в воздух, в сторону растущей Луны.
– В культуре обских угров событие символизирует начало нового цикла жизни. Ханты и манси проводят обряд, призывая небесное светило дать народу благополучие и процветание на предстоящий год. Придет весна и принесет воду, в ней появится много рыбы. Лес будет богатый, там вырастут ягоды и шишки, а олени принесут приплод, – отмечает хантыйский волшебник.
Детям больше всего нравится вкусная часть обряда – с большим аппетитом они уплетают остатки испеченных животных. Впрочем, сытыми останутся в этот день все, в программе праздника уха и горячий чай.
В гости к ханты.
Праздник угощения луны «Тылащ пори» – это первый традиционный календарный праздник года народов Югры. С января по март коренные жители отмечают его три раза – на растущий месяц. Посмотреть на обряд с каждым годом приезжают все больше ценителей этнокультуры, а в этом количество гостей выросло на порядок.
– Событие прошло в муниципалитете в третий раз. Если в 2023 году его посетило около 30 человек, то в этом году – свыше 350. Любая возможность прикоснуться к традициям коренных малочисленных народов Севера очень важна для сохранения традиций и передачи их другим поколениям, – комментирует начальник отдела взаимодействия с национальными объединениями и религиозными конфессиями администрации Сургутского района Олег Стипанюк.
Праздник «Тылащ поры» для коренных народов носит сакральный характер, своими молитвами участники обряда обращаются к силам и духам природы с просьбой о помощи, чтобы природа просыпалась щедро. Им крайне важно, какая будет весна, ведь от этого зависит благополучие и достаток на весь предстоящий год.
КОММЕНТАРИЙ:
Андрей Трубецкой, глава Сургутского района,
Сургутский район – многонациональная территория. Муниципалитет работает над сохранением культурных и языковых особенностей народов. Регулярно проводятся праздники коренных жителей Севера, ставшие визитными карточками Сургутского района – День обласа, День оленевода, Вороний день, «ЧУМовой фестиваль».
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Элина ГАЙСИНА,
ФОТО Александра ШУМАЯ,
Материал опубликован в газете «Вестник» № 5 от 7 февраля 2025 года.
чтобы не пропустить новые публикации