Агенты 02: откровения семейной пары следователей МВД из Сургутского района
Защищать Отечество можно по-разному: с оружием в руках на границах государства, а можно делать это в своем же родном поселении, помогая людям, попавшим в беду. Следователи ОМВД России по Сургутскому району ежедневно занимаются расследованием сложных и запутанных преступлений. Для героев нашего очерка поимка злодеев стала семейным делом. О специфике работы и об особых навыках, которые нужны следователям, в преддверии своего профессионального праздника рассказала «Вестнику» молодая пара сотрудников ОВД из Белого Яра.
Спутник по жизни.
История любви Полины с Максимом, которые теперь носят общую звучную фамилию Зель, началась в 2018 году, когда молодые люди в один и тот же период поступили в Уральский государственный юридический университет. Там и познакомились.
– В моей семье правоохранителем никто не был, но когда я еще училась в 11 классе, изучала стенды по профориентации, меня заинтересовала служба в полиции. Конечно, терзали сомнения, справлюсь ли я с ней или нет, готова ли я проводить дни и ночи на работе. Подумала, время покажет, а попробовать все равно стоит, – вспоминает Полина Зель.
В 2022 году будущие молодожены стали дипломированными специалистами по направлению «следственная деятельность» и решили вернуться на малую родину – в Сургутский район, где поступили на службу в органы внутренних дел в Белом Яре.
Тишина, допрос идет.
Служба в полиции для новоиспеченных следователей началась с трехмесячной стажировки. Это только в плохих сериалах следователь с пистолетом в руках ловит злодеев. Реальная работа, пусть и выглядит менее героической, но на самом деле намного сложнее – от одной запятой может зависеть, выйдет ли преступник на свободу или понесет заслуженное наказание. Поэтому в самом начале своего пути Полина и Максим под руководством опытных наставников учились собирать доказательную базу, систематизировать ее и представлять материалы в прокуратуру, а затем – в суд.
– На первых порах новичкам дают несложные нераскрытые дела, где не установлен фигурант преступления. По ним нужно делать запросы, поручения в оперативные службы разных регионов, чтобы установить нарушителя, – вспоминает Полина.
В месяц один сотрудник рассматривает около двух-трех дел. При этом согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ на их расследование дается два месяца. В определенных случаях срок может быть продлен. Например, когда нужно провести сложнейшие экспертизы. А иногда процесс предумышленно затягивают обвиняемые.
– Мы обязаны ознакомить обвиняемое лицо со всеми материалами по делу. У меня было дело в несколько томов, каждый по 250 листов. Однажды мужчина, которого подозревали в незаконном обороте наркотиков, начал специально тянуть время: долго переворачивал листы, медленно читал информацию, – рассказывает
Полина Зель.
Допросы подозреваемых и обвиняемых – важнейшая часть работы следователя. Люди могут идти на разные ухищрения, однако правосудие настигнет каждого, уверен представитель профессии.
– Тут важно продумывать наперед свои действия. Лучше проводить допросы в быстром режиме, когда потерпевшие, подозреваемые, свидетели еще «горячие». В таком случае они ответят правдиво, не успеют приукрасить ситуацию, дать недостоверные факты, что может затянуть расследование, – поделился мнением Максим
Зель.
Случается и так, что рутинное общение с людьми и бумажную волокиту прерывают нештатные ситуации.
– Однажды все мои задачи отошли на второй план из-за того, что подозреваемый скрылся от органов следствия. Сотрудники полиции выехали к его месту проживания, опрашивали родственников, никто не знал, где он. Мы собрали пакет документов и объявили человека в розыск. Спустя время его задержали и повезли в отдел полиции. Это тоже заняло время, – сообщила Полина Зель.
Следователь должен быть готов выйти на службу в любое время суток, в выходные или праздники. Случается, что следователь преодолевает большое расстояние до крайних населенных пунктов после поступившего сообщения.
– Среди жителей удаленных поселений зачастую происходит бытовое насилие в нетрезвом состоянии. Бывают и кражи. Например, недавно была ситуация, когда в поселении украли 34 мешка шишек, – добавила Полина Зель.
На территории Сургутского района расположено много нефтяных месторождений. На таких объектах воруют кабельную продукцию, металл, трубы. Преступники выдумывают новые способы, как даже попавшись, скостить себе срок.
– Нарушители производят обжиг кабелей, из-за чего те деформируются. Изначально подозреваемый может говорить, что украл километр, а в дальнейшем ссылаться на то, что было всего 700 метров, чтобы уменьшить в показаниях сумму ущерба, – сказала она.
Женщина за три версты.
В отделе полиции супруги сидят в соседних кабинетах, но профиль работы у них разный. Полина расследует общеуголовные преступления, а Максим – тяжкие и особо тяжкие.
– Мое первое оконченное дело касалось девушки, которая в течение полугода высылала молодому человеку чужие фотографии, представлялась другим именем и под различными предлогами выманивала у него деньги. Помогло сотрудничество с банками, куда мы направили запросы. Только один осмотр выписки занимал 90 страниц, нужно было вплоть до копейки установить сумму ущерба. Она превысила 800 тысяч рублей. По номеру карты девушки мы вышли на ее след, она находилась в другом регионе страны, – рассказывает Максим.
Особое внимание сегодня в работе следователей уделяется киберкражам. Поиск преступников занимает много времени. И не факт, что пока ведется следствие, жертва вновь не попадет в лапы мошенников. Вот реальный пример: мужчина перевел на счет мошенников 10 миллионов и обратился в полицию. Дело завели, началась розыскная работа. Спустя какое-то время потерпевший пришел повторно. Оказалось, что мужчина нанял себе адвоката, чтобы отсудить многомиллионную потерю. Но в итоге защитник тоже оказался аферистом.
По словам Максима Зель, портрета жертвы мошенников нет, на уловки попадаются все: пожилые, которые верят тому, что их родственник попал в ДТ, и молодежь, приобретающая курсы по личностному росту или криптовалюты.
Торжество справедливости.
После тяжелого трудового дня супруги Максим и Полина Зель покидают здание отдела полиции, держась за руки. Вечером они займутся домашними делами, но будут обсуждать и насыщенные трудовые будни.
Сотрудники полиции отвечают на вопрос: «За что вы любите свою работу?» без раздумий: государство создает для них лучшие условия, они получают колоссальный опыт, а их труд – осязаем.
– Особенно приятно, когда дело раскрыто, а лицо, которое совершило незаконное деяние, понесло ответственность, – практически хором говорят следователи.
10 ноября сотрудники ОВД традиционно отмечают свой профессиональный праздник. Редакция «Вестника» выражает им благодарность за преданность общему делу. Пусть рабочие будни будут безопасными, а сила воли и убеждения – крепкими.
КОММЕНТАРИЙ:
Алексей Осипов, начальник службы взаимодействия с правоохранительными органами, противодействия коррупции и аналитической работы администрации Сургутского района:
На протяжении многих лет сотрудники ОВД – хранители правопорядка в Сургутском районе. Ваша профессия – одна из самых важных в мире. Желаю терпения, бодрости духа и силы характера, достойной службы и уважения окружающих. При несении долга проявляйте смекалку, упорство и выдержку. Никогда не сдавайтесь, какими бы сложными не были поставленные задачи.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Элина ГАЙСИНА,
Фото Марины ХВАЛЕВОЙ,
Материал опубликован в газете «Вестник» № 44 от 8 ноября 2024 года.
чтобы не пропустить новые публикации