Аварийный выход: как обстоят дела в Сургутском районе с переселением из ветхого жилья

На начало 2024 года в Сургутском районе к аварийному жилью относится 421 тысяча квадратных метров. Это 725 многоквартирных домов (!) или 8609 квартир. В очереди на переселение стоят 27,5 тысячи человек. Другими словами, вопрос с «аварийками» касается практически каждого четвёртого жителя. О том, как он решается в районе на примере семей из Солнечного и Белого Яра – в материале «Вестника».
Больше 30 лет ожиданий.
Пенсионерка Валентина из Солнечного проживает в одном из деревянных домов, построенных в начале 1980-х годов, уже больше 30 лет. Из дерева здесь сделано буквально всё: входная дверь в подъезд, полы, ступеньки. Всё выглядит старым и весьма «уставшим».
– Это очень страшно, особенно в плане возгораний. Помню, раньше просыпались, когда в посёлке ночью загоралась «деревяшка». До сих пор ложимся спать с тревожными мыслями. Надеюсь, скоро всё это закончится, – рассказывает она.
Валентина с супругом всю жизнь пытались решить квартирный вопрос. Доходы семьи не позволяли накопить на нормальную квартиру, а когда задумались об ипотеке – было уже поздно.
– Мужу оставалось восемь лет до выхода на пенсию. Нам в банке посчитали, что мы за этот период должны всё выплатить и платёж бы составил 65 тысяч рублей в месяц. Конечно, позволить себе такое мы не могли, – признаётся пенсионерка.
«Бабуля, я тебе уже сам куплю дом»
В подъезде деревянного дома Валентины есть несколько цветов. Жильцы оставляют тут сани, коляски и детские «ватрушки». Несмотря на состояние пола, стен и потолков, кажется, что здесь всё уютно.
– Конечно, мы уже привыкли к этому дому. Жаль, что не все дождались улучшения жилищных условий. Кто-то уже ушёл из жизни. Не совсем всё справедливо, конечно. Кто-то, как мы, всю жизнь ждал переселения, а кто-то пару лет назад купил жильё в деревяшке и тоже получит новую квартиру, – сетует Валентина.
По программе переселения из ветхого и аварийного жилья сроки расселения этой «деревяшки» стояли на 2028 год, но, когда жильцы узнали о старте фенольной программы, они подали заявку, и сроки удалось сдвинуть.
– Теперь по «фенолу» нам обещают выдать жильё до конца этого года. Нам дадут квартиру площадью не менее 54 квадратов. Единственное, что скорее всего придётся переехать в Солнечный. Не хотелось бы, но главное получить квартиру, а то мне уже внук говорит: «Бабуля, давай я сам уже куплю тебе дом», – добавляет пенсионерка.
Крутой джип на фоне «деревяшек».
В очереди на улучшение жилищных условий стоят более 25 тысяч человек. Условия в квартирах разные, но выбор у всех один – ждать, чего бы это не стоило. Между тем в народе бытует мнение, что «аварийщики» – отнюдь не самые бедные люди, просто пользуются своим правом за счёт бюджетных обзавестись лишними квадратными метрами.
Действительно, когда прогуливаешься рядом с деревянными домами, такое мнение может сложиться. Нередко в аварийных дворах можно встретить припаркованный «Лексус» или «Крузак». Есть и такие, кто просто «держит» прописку за «аварийкой», а сам давно проживает в капитальном жилье.
Прогулявшись по Белому Яру, знакомимся с прохожим. Он как раз выходил из аварийного дома и садился в свой новый «Лэнд Ровер». Говорит, заходил к соседке, но больше в доме этом не живёт. Переселили мужчину недавно в новостройку. Но вот незадача – мужчина расстроен.
– Доволен ли я? Не совсем. Хотелось бы побольше квартиру. И чтобы не на Гидронамыве, а в Тюмени, – то ли в шутку, то ли всерьёз говорит мужчина. – А сюда приехал, чтобы проведать соседку Елену Владимировну. Вы зайдите к ней, она вам всё расскажет.
Дошло до суеверий.
Ну что ж, идём к соседке. Елена Владимировна просит фотографа не заходить, а её фамилию в статье не называть. В аварийном вопросе женщина суеверна, говорит – счастье любит тишину.
– Нам в феврале-марте должны выдать ключи. Прошли по фенольной программе. Дай бог, уже дадут, и состоится долгожданный переезд, – признаётся пенсионерка.
В отличие от её соседа с «Лэнд Ровером» Елене Владимировне нравится новый микрорайон посёлка. Уезжать из Белого Яра планов нет.
– А что, нормальный район. Там всё застраивается, магазины, новая школа будет, – убеждает пенсионерка.
Вместе с пенсионеркой новоселья ждут жильцы ещё трёх квартир дома. Прощаясь, мы ещё раз осмотрелись: подъезд напоминал заброшку, потолок в плесени, в одной из расселённых квартир ни окон, ни дверей – в прямом смысле, всё завалено вещами. Признаться, хорошо, что люди скоро отсюда съедут.
Двойной «квадратный» куш.
Семья Лейлы Магеррамовой из Белого Яра – одна из тех, кто недавно отметил новоселье. Жильё получили в восьмиэтажной новостройке. И не одну, а сразу две квартиры.
– У нас четверо детей. Но младший родился относительно недавно, поэтому в программу не попал. То есть мы могли получить ещё большую жилплощадь. Но мы и так довольны, – рассказывает жительница Белого Яра.
Молодая семья, как и многие другие, должна была получить долгожданные метры по программе переселения из аварийного жилья. Однако Магеррамовым не хотелось долго ждать и в индивидуальном порядке подали документы для участия в фенольной программе.
– Когда мне муж сказал, что можно ускорить процесс по «фенолу», я просто не поверила. Сказала: «Не может быть». Но позднее одна из соседок начала составлять список желающих сделать экспертизу квартир, закралась мысль, что всё возможно. В итоге мы подали нужные документы осенью, а под самый Новый год нам вручили долгожданные ключи от новых квартир, – поделилась счастливая обладательницы жилплощади.
Две однокомнатные квартиры супругов располагаются на одной площадке по соседству. Магеррамовы переехали в одну из них, а во второй начали делать ремонт. Лейла с удовольствием подходит к окну и хвастается потрясающим видом на посёлок.
– Конечно, надо вкладываться в ремонт и обустройство квартир, но это приятные хлопоты. Главное, что всё уже позади. Фенол влиял на здоровье детей, они часто болели. Теперь живём совсем в других условиях. Не знаю, как поделим квартиры. Возможно, дети, как подрастут, будут жить отдельно. Будем ходить в гости друг к другу, – делится планами Лейла.
«Будем скучать по нашей «деревяшке».
Вера Великсар проживает в Солнечном в одном из деревянных домов по улице Строителей почти десять лет.
По очереди на переселение с аварийного жилья их должны были переселить только через пять лет, поэтому они, как и многие другие семьи Сургутского района, воспользовались фенольной программой, заработавшей в прошлом году.
– Жить в деревянном доме – это испытание. Никакого косметического ремонта нет. Коммунальные платежи в зиму доходят до десяти тысяч рублей. Слышно всё, что происходит у соседей, – перечисляет жительница Солнечного.
За время, пока они ждали переселения, у супругов успел отучиться сын. Сначала в школе, потом в колледже, сейчас парень в армии. Теперь в аварийном жилье подрастает их дочь.
– Устали ждать. Наконец-то нам сообщили, что до конца года выдадут жильё. С другой стороны, соседи привыкли друг к другу. Надеюсь, и после расселения будем дружить. Скажу даже так: «Будем скучать по нашей «деревяшке», – добавляет Вера.
СПРАВКА:
По итогам 2023 года Сургутский район перевыполнил план по строительству жилья на 20 %.
Вместо запланированных 64,9 тыс. было введено в эксплуатацию 82 тыс. квадратных метров.
Динамика новоселья.
Тема расселения из аварийного жилья – одна из самых острых в Сургутском районе. Как минимум – об этой проблеме часто говорят на публичных встречах с населением. Но в последние годы в муниципалитете увеличились темпы переселения жильцов аварийных домов.
– За прошедшие пять лет нам удалось набрать положительную динамику и переселить более 117 тысяч квадратных метров непригодного аварийно-жилищного фонда. Если мы сравним с аналогичным периодом 2011-2016 годов, в два раза увеличили количество переселённых жителей. Это семь тысяч семей, которые улучшили свои жилищные условия, – комментировала ранее заместитель главы Сургутского района Юлия Маркова.
С ноября 2022-го в Югре заработала федеральная программа по переселению из домов с превышенной концентрацией фенола и формальдегида. В декабре того же года Сургутский район первым в округе получил средства – около 240 млн рублей. Власти муниципалитета добавили к этой сумме ещё порядка 30 млн и приобрели 50 квартир в Белом Яре. В прошлом году по программе расселили 108 семей, что уже вдвое больше. Динамика только положительная.
Новоселье люди праздновали и по программе переселения ветхого и аварийного жилья. В 2023 году на эти цели потратили 1,5 млрд рублей.
– Это позволило приобрести 336 квартир. Кроме того, произведена выплата выкупной стоимости 88 семьям за помещения, расположенные в аварийных домах. В целом по итогам года улучшили свои жилищные условия 577 семей, – рассказала «Вестнику» директор департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района Юлия Янкова.
Что дальше?
В 2024 году на расселение из «авариек» выделены 547,6 млн рублей. Планируется приобретение около 100 квартир. Это позволит улучшить жилищные условия почти 400 человек. По фенольной программе очередь сдвинется на 95 семей. На эти цели предусмотрены 577,3 млн рублей.
Главное решение наболевшей проблемы – строительство новых домов. И Сургутский район здесь один из лидеров в ХМАО. По итогам прошлого года в муниципалитете появились 82 тысячи квадратных метров.
– Муниципалитет раньше срока справился с задачей, поставленной округом на 2023 год. Исполнение плана Сургутским районом по вводу в эксплуатацию жилья составило 120 процентов, – делился ранее в соцсетях глава Сургутского района Андрей Трубецкой.
***
Истории мы рассказали разные, все они скованы одной цепью ожиданий. И если одни жильцы уже нашли свой аварийный выход через фенольную программу, другие пока только в поисках. Всё-таки расселить 725 домов – задача со звёздочкой. Заработавшая дополнительная фенольная программа уже помогает расселить жильцов ветхих домов, которых в районе с каждым годом становится только больше.
КСТАТИ:
Вопрос с переселением жителей округа из аварийного и фенольного жилья держит на контроле Команда Югры.
Подписывайтесь на наш telegram-канал и группу во "ВКонтакте": там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Азат ГУБАЙДУЛЛИН,
ФОТО Марины ХВАЛЕВОЙ
Материал опубликован в газете «Вестник» №03 от 26 января 2024 года.
чтобы не пропустить новые публикации