О рыбаке-мэре и золотой рыбке

Представьте свое обычное утро. Вы просыпаетесь, одеваетесь, как обычно приходите на работу и тут внезапно вас вызывает начальство и… Предлагает вам баллотироваться в мэры. Такое может быть только в сказке, скажете вы, но нет, с Валерием Лупырем – педагогом по математике и физике – так и случилось. Он отказывался и настойчиво это делал несколько раз и даже несколько лет. Но, как мы знаем, от судьбы не уйдешь. Он доверился людям, а люди доверились ему. В день выборов его кандидатуру поддержало 78 процентов жителей Белого Яра. Эта история о том, что было ДО и как стало ПОСЛЕ в жизни целого поселка и одного человека, взявшего над ним шефство.
Пером по бумаге.
Валерий Лупырь родился в обычной рабочей семье. Папа – водитель, мама – санитарка, в какой-то период трудилась даже грузчиком на мебельной фабрике. Детского сада в селе не было, поэтому Валерий рос самостоятельным ребенком. В шесть лет уже и картошку жарил, и «поплотничать мог».
– Мама учила меня готовить пищу. Папа всю жизнь водитель, его заслуга, что в последствии я без боязни садился за руль и смело мог слесарить – ремонтировать машины. Когда я пошел на курсы по вождению, чтобы получить права, мне инструктор с первого занятия сказал: «Что я на тебя буду время тратить? Я пойду учить других», – рассказывает Валерий Лупырь.
Учился будущий мэр Белого Яра в школе на 1000 мест, где каждое бревно – реликвия – часть разобранной при Советской власти церкви. В этой школьной «святыне» Валерий Лупырь и повстречает свою первую любовь – царицу наук математику. Это было то время, когда все свои мысли и чувства маленький мэр выражал пером на бумаге.
– Я любил математику и физику в школе. У меня дед по маминой линии – учитель труда. Это тоже на меня повлияло. В школе была подготовительная группа и моя первая учительница взяла меня и мою одноклассницу в помощники. Мы учили дошколят писать. Писали мы перьевыми ручками. Чернильницы стояли. Переход на шариковые ручки только начался, – вспоминает с улыбкой детство глава Белого Яра.
В школьные будни свободного времени почти не оставалось – парень ходил на баскетбол, авиамодельный и токарный кружки. Там на дополнительных занятиях родилось еще одно увлечение – любовь к радиотехнике. И если жизнь будущего главы сложилась бы по-другому,– то он стал бы связистом.
Экзамен надо «валить».
1982 год. Валерий Лупырь собирает чемодан, прощается с родителями и едет в Кривой Рог поступать в институт. Его мечту стать учителем математики и физики поддержали еще два одноклассника. Три товарища разместились в гостинице, оглядели городские масштабы, и решили… «Надо ехать домой».
– Это был стресс от большого города. На вступительном экзамене по физике решили его «завалить». Я вытянул билет и, конечно, знал на него ответ. Мы выполнили несколько заданий. Преподаватель спросила: «А остальное?» Отвечаю: «Я не знаю». И педагог предложила побеседовать. Набеседовал на «четверку». Что мне сейчас не нравится в системе образования – все решает галочка на ЕГЭ. Тебя не проверяют, не спрашивают, о чем ты думаешь, а когда есть общение – это другое. Дальше стресс наш прошел, и мы поступили в институт, – рассказывает Валерий Лупырь.
После первого курса будущего мэра забрали в армию, хотя это вообще не по канонам образовательной системы. Время для «шестидесятников» было экспериментальное, говорит Валерий Лупырь. Отслужив два года в Североморске, в морской авиации под Мурманском, студент вернулся в институт и получил диплом преподавателя математики и физики. Оттуда по вызову приехал работать в Сургутский район.
– Студенчество – самое интересное и беззаботное время. Нас заселили в общежитие, жили по четыре человека. Кухня общая, все готовили вместе. Первое время все ездили к родителям – привозили продукты, соления, картошку – все что мама даст. Родители и карманные деньги давали на первом курсе, а потом после армии ко мне пришло понимание, что такое семейный бюджет. Тебе уже не 15 лет, на сестру тоже нужны расходы. Подрабатывал сантехником в институте, трудился на полставки инженером. Начал получать стипендию – 120 рублей. Средняя зарплата в то время была 150 рублей. Тогда я уже у родителей не брал ни копейки, – рассказывает Валерий Лупырь.
Первое руководство.
До этого момента глава Белого Яра все истории из жизни рассказывал, сидя за рабочим столом в поселковой администрации, периодически отвечая на звонки. Воспоминания прервал стук в дверь. Пришел заместитель, доложить о ситуации на строительной площадке. Подрядчик безответственно подходит к вопросу о безопасности. Минут через 10 зам выходит с поручением, кабинет пустеет, мы продолжаем разговор.
В Белом Яре Валерий Лупырь живет уже четвертый десяток лет. Приехал на Север по вызову от департамента образования учителем информатики в первую поселковую школу. Уже тогда – в 1989 году – маленький поселок активно поглощала цифровизация, и молодому специалисту было с чем работать. В школах стояли суперсовременные компьютеры «БК-0011», или «Бытовой компьютер», у которого вместо монитора были ламповые телевизоры.
– Меня «обрадовали» тем, что дали руководство сразу над 11-классниками. Между нами была разница всего в 9 лет. Начал общаться с коллегами, сказали, что ученики выживают всех своих руководителей. Никто не мог с ними сработаться. Класс оказался очень умным, ребята – супер. Мы до сих пор общаемся, переписываемся и даже созваниваемся. В конце года было шесть медалистов. Нам удалось найти общий язык, – рассказывает о первом опыте руководства будущий мэр.
Кстати, сентиментализм у мэра проявляется во многих деталях. Он до сих пор хранит в шкафу на работе детские конкурсные рисунки – как память о том, каким Белый Яр в будущем видят дети.
– Люблю мечтать, и нравится, когда мечты воплощаются в реальность. Всегда хотел иметь машину. Семья у нас была небогатая и, когда накопил себе на первый новый автомобиль – «Копейку», радости было очень много! – говорит Валерий Лупырь.
О суперспособностях мэра.
– А давайте прокатимся по поселку? – предлагает мэру Белого Яра корреспондент «Вестника». И через несколько минут беседа продолжилась в авто главы.
– С 1995 года я стал руководить учебным комбинатом в поселке. Там освоил все – от организационной работы до того, что я владел всеми профессиями, которым мы обучали детей. Это и слесарь, и водитель. Будучи директором, не раз приходилось чинить рабочие машины. Это было в порядке вещей. Курсы поваров тоже освоил, знаю даже парикмахерское дело. Друзей могу постричь, – говорит Валерий Лупырь.
Умеет мэр и шить, и кроить. Удивительно, но факт – чехлы на свои автомобили глава шил тоже сам. Единственное исключение – машина, которую вел в момент беседы.
– На «копейку» шил, на «девятку» шил, на «Хендай Аванте» шил – родные чехлы потрескались, я снял, раскроил и сшил сам на машинке, – говорит мэр – и одновременно – будто человек-оркестр.
Однако есть непосильные для главы вещи. Это огромный пласт работы, который спустит на землю любого мечтателя – аварийный жилфонд в Белом Яре. И если уйти от воспоминаний к реальности, почти каждый прием – это боль. Долгое время поселок оставался достаточно проблемным. После инаугурации Валерия Лупыря в мэры люди хотели выговориться.
– В мою первую встречу с людьми в должности главы в администрации поселка был полный зал. Люди спрашивали, просили посодействовать в проблемах, до этого с ними никто не общался. Какие-то сложности решаемы, с какими-то сложнее. Я никогда не обещаю людям того, что не смогу сделать. Это не всем нравится. Также не все понимают, что тот же 44-й закон иногда ломает планы. Даже если взять в пример план по установке искусственных неровностей в районе Гидронамыва до конца лета – торги состоялись лишь с третьего раза. Но сейчас подрядчик найден и на днях приступит к работам, – рассказывает глава Белого Яра Валерий Лупырь.
Результаты и вандализм.
До прихода в политику Валерий Лупырь проработал в поселке и руководителем учебного комбината, заодно преподавая теорию ПДД в учебном водительском классе. Когда учреждение закрылось, перешел в руководство департамента образования Сургутского района. Именно после опыта работы в администрации, к 57 годам, он решил попробовать силы на сентябрьских выборах 2021 года и взять под крыло жизнь уже родного поселка. Что было сделано за год?
– Очень долго люди просили автобус. Запустили первый внутрипоселковый маршрут, от Гидронамыва до Су-10. Раньше по Белому Яру можно было перемещаться либо пешком, либо на личном авто. Маршрут делает пять рейсов, и в октябре мы изменим расписание на более удобное людям, – рассказывает мэр поселения.
Возле первой и третьей школ была проблема с парковками – она тоже решена. Заключен контракт на обустройство ливневой канализации. До конца года на Гидронамыве обеспечат дорожную безопасность, установив искусственные неровности. Вновь обошьют поликарбонатом остановки.
– Когда я приступил к работе, на остановочных павильонах стояли одни каркасы. Мы их обшили, простояли они ровно день. Вандалы все сломали или разукрасили. По весне был случай с теплой остановкой, единственной в поселке. Гражданин вышел из кафе, ему что-то не понравилось, он был в гневе, и кулаком разбил дверь теплой остановки. Мы нашли его, был суд, но такие случаи тоже бывают. Вроде, мы живем в одном поселке, хотим, чтобы он был красивым, но вот такое, к сожалению, происходит, – говорит глава, поворачивая в район Гидронамыва, где в этом году сдались два новых дома на 330 квадратных метров. Параллельно здесь идет стройка школы, межуется земля под ИЖС.
Жилищная тема – головная боль.
На часах 16:00, надо возвращаться в администрацию. У главы прием граждан. В коридоре сидят двое, оба по жилищному вопросу. У одной заявительницы дом так пропах канализацией, что «невозможно ни кушать, ни спать». В другом – каркас жилой «деревяшки» – сплошная труха, которую управляющая компания внезапно для жильцов штукатурит. При этом дом по документам «непригоден для проживания», но официально он не аварийный, а значит, в списках не значится. Ситуации взяты на личный контроль главы, в них еще предстоит разобраться.
Что очевидно уже сейчас для всех: жилье – самая «живая» тема для жителей Белого Яра. В поселке с населением 16 500 человек аварийными признаны 114 домов и еще 21 дом попадет в этот список до конца года. Чтобы решить проблему, только в следующем году поселку нужны 665 квартир, и это без учета фенольной программы. Будут ли они в таком количестве разом – вопрос. Бюджет Белого Яра на 52 % дотационный, градообразующих предприятий нет. Оставшиеся 48 % поступлений – это налоги и межбюджетные трансферы.
Тем не менее Белый Яр развивается, сдаются новые дома, которые становятся решением не только для местных переселенцев, но и аварийцев из ближайших поселков.
– В планах – сделать ремонт дорог в районе нового КДЦ и подъездного пути от Нефтюганки до кольца. В первом микрорайоне детская площадка требует замены. По Совхозной хотим обустроить небольшую набережную. Моя личная задача – сделать жизнь людей комфортнее, – сказал Валерий Лупырь.
Закинуть бы невод в синее море.
Впереди у Валерия Лупыря еще четыре года полномочий. Говорит, команда у него хорошая, планов много. На вопрос «Как вы отдыхаете?», отвечает, что рыбалка для него – лучший отдых и, если бы он поймал золотую рыбку, он однозначно ее попросил бы о том, чтобы в поселке ликвидировали все «деревяшки» и люди жили в «нормальных человеческих условиях».
– Сейчас активизировали программы – и округ, и федерация приняли дополнительные меры, чтобы ускорить процесс расселения людей. Надеюсь, золотая рыбка это услышит. Если бы я мог щелкнуть пальцем и помочь каждому, я бы помог, но есть обстоятельства – законы, которые ограничивают, нормативные акты, очередность, в конце концов. Жилфонд действительно в плачевном состоянии.
– А если еще раз предложат стать мэром – пойдете? – спросил корреспондент.
– Думаю, не соглашусь, надо же давать дорогу молодым! Но в своей жизни я ничего бы не поменял! – оптимистично резюмировал Валерий Лупырь.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Лилия ДЖЫГА
ФОТО автора
Материал опубликован в газете «Вестник» №38 от 29 сентября 2023 года
чтобы не пропустить новые публикации