Полицейский, которому улыбаются

Ежедневное патрулирование улиц, общение с местными жителями и доверительные отношения. Все это и другие особенности профессии участкового узнала корреспондент «Вестника» и попробовала себя в роли единственного полицейского в Высоком Мысе и Тундрино.
Где родился, там и пригодился.
Небольшой одноэтажный дом в Высоком Мысе разделен на две половины. В первой обычные жилые квартиры, во второй местный оплот закона и порядка – пункт полиции № 10. У входа встречает участковый Антон Шакирьянов. Поднимаюсь по ступенькам и попадаю в небольшое двухкомнатное помещение – прихожая и кабинет участкового. На полу ковровые дорожки, в кабинете большой письменный стол и два стула. На столе полицейского идеальный порядок – каждый предмет и документ лежит на своем месте. Несмотря на спартанскую обстановку, можно отметить, что в пункте полиции почти уютно.
Поднимаю взгляд, смотрю, что висит на стенах. Какие-то графики с пометками и карты Ханты-Мансийского автономного округа, Высокого Мыса и села Тундрино. И еще карта Тундринского месторождения «Сургутнефтегаза». Это особая территория, где нефтяники разрабатывают нефтеносные пласты. Она тоже входит в зону ответственности участкового.
Интересуюсь у хозяина кабинета, с чего у него начинается рабочий день.
– Мой рабочий день начинается с кофе и планерки по видеосвязи. Участок у меня отдаленный, в его границах Высокий Мыс и село Тундрино. Мы связываемся с руководством и докладываем оперативную обстановку за прошедшие сутки. Из дежурной части на электронную почту отправляют сводку по преступлениям, и мы их уже просматриваем, оцениваем, – рассказал участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Сургутскому району лейтенант полиции Антон Шакирьянов.
В процессе разговора решаюсь спросить, как мужчина стал полицейским.
– Хотел защищать права и свободы людей. Я здесь родился, учился в местной школе (девять классов), затем поступил в Челябинский юридический колледж, три года там учился. Потом получил высшее в Челябинском государственном университете. Окончил, отслужил в армии. После работал в охранном предприятии. Со 2 марта 2020 года я поступил на службу в УВД, – рассказывает Шакирьянов.
О том, чтобы работать в городе, участковый особо и не думал: «Где родился, там и пригодился. Плюс родные стены помогают». Здесь Шакирьянов знает все и всех.
– 30 лет я уже здесь живу, людей хорошо знаю. Ты владеешь информацией и знаешь, что было 15-20 лет назад. Знаешь все истории. И это очень сильно помогает, – объясняет он.
Совсем скоро будет три года, как Антон Шакирьянов работает участковым в Высоком Мысе и Тундрино. Жизнь в сельской местности совсем не такая как в городе – более спокойная, событий, как и происшествий, гораздо меньше. Если правонарушения и случаются, то в основном административные.
Вот типичное «дело», которое раскрыл участковый. В 2021 году в Тундрино удалось пресечь незаконную торговлю контрафактным алкоголем. Тогда местный предприниматель разливал спиртосодержащую жидкость в пластиковые бутылки и продавал. Участковый товар изъял и отправил на экспертизу, канал распространения вредного для здоровья и сознания сельчан дурмана прикрыли.
Да, раскрыть громкое дело и прославиться тут вряд ли получится. Но Шакирьянов говорит, что работа ему нравится. Особенно в те моменты, когда получается помочь людям.
– Вот, например, в сентябре 2021 года вечером от здания администрации угнали автомобиль ВАЗ-2114. Заехал в наши края житель города Нефтеюганска, который ранее уже был судим за аналогичное преступление. Мужчина был пьян, увидел, что у администрации стоит заведенная машина, а водителя в салоне нет. Сел и поехал, – рассказывает сельский участковый.
Владелец «Жигулей», конечно, сразу обратился за помощью к участковому. Поймать нетрезвого автокрада было не так уж и сложно – благо угнанный ВАЗ можно было отследить по GPS сигналу. Выяснили, что угонщик направился по дороге в сторону Тундрино. Но уехать далеко не смог – нетрезвый похититель не справился с управлением, запетлял и ушел в кювет.
– По горячим следам злоумышленник был задержан, несмотря на то, что оказывал сопротивление. И приятно, что владелец автомобиля благодарил и благодарит, – вспоминает Шакирьянов.
В 2021 году на участке Шакирьянова зарегистрировано два преступления – незаконная рубка деревьев и тот самый угон автомобиля. В 2022 году преступлений не было – участковый фиксировал только нарушения общественного порядка.
На контроле.
Отправляемся с Антоном Шакирьяновым на его ежедневный «ритуал» – обход, а точнее объезд административного участка. Покидаем теплый, уютный кабинет, выходим на мороз и по скрипучему снегу идем к служебному автомобилю. Ничем неприметная белая «Нива». Но в округе все ее знают и узнают издалека.
Пока машина прогревается, участковый объясняет: сегодня далеко не поедем – только по Высокому Мысу. Но предупреждает, что выезд может затянуться – заранее предсказать, как все пройдет, невозможно.
– Ежедневный обход участкового участка длится всегда по разному. Все зависит от ситуации. Если выявлено административное правонарушение, то, соответственно, оно и оформляется на месте, и обход на какое-то время приостанавливается, – объясняет он.
Для Шакирьянова ежедневный обход – это каждый день разные улицы и дома.
Машина прогрелась, и мы отправляемся в путь. По снежной дороге проезжаем несколько улиц. Направляемся к дому мужчины, который на контроле у участкового. Местный житель давно нигде не работает, состоит на учете в полиции. Пока едем, Шакирьянов рассказывает историю – работы у подопечного нет, а вот личная жизнь насыщенная.
– Мне пришло два постановления. Снять гражданина с учета по неуплате алиментов и снова поставить. Я не сразу понял, в чем дело, но разобрался. Оказывается, у него две жены, поэтому так получилось, – рассказывает уполномоченный полиции.
Подъезжаем, заходим во двор, где нас лаем встречает собака – прием не очень теплый. Долго стучим в дверь, ждем, снова стучим. Наконец выходит мужчина – отец алиментщика. Говорит, что сына уже несколько дней нет дома, и он не знает, где тот находится, возможно, у друзей. Антон Шакирьянов обещает заехать еще, и мы отправляемся дальше.
Пока едем, понимаю разницу между городским и сельским участковым. Если в городе человек может прожить всю жизнь и даже не знать, как выглядит его местный уполномоченный, то в селе своего полицейского знают все. Все, кто попадается нам на пути, кивают, здороваются.
Подъезжаем к следующему адресу. Шакирьянов говорит, что в дом пойдет один – его обитатели ведут асоциальный образ жизни. Брать с собой девушку-журналиста не хочет – мало ли что там.
Ждать его возвращения пришлось недолго. Ничего криминального полицейский не обнаружил. Интересуюсь, как прошло общение.
– Заходя в дом, я услышал оживленные разговоры, какое-то обсуждение. Открыл дверь, зашел, и воцарилась тишина. Иногда граждане могут пребывать в легком ступоре, но реагируют, как правило, адекватно, так как в курсе, что в любой момент к ним может заглянуть уполномоченный полиции, – рассказал он.
Направляемся в администрацию Высокого Мыса – регулярное посещение властей также входит в обязанности местного участкового. В мэрии участковому полиции рады и сразу докладывают обстановку. Сообщают, что сами видели, слышали и что необходимо проверить – есть подозрение, что где-то опять незаконно продают алкоголь.
– У нас ни у кого нет лицензии на продажу алкоголя. Разрешено продавать напитки, которые содержат до 9 % алкоголя. А на спиртосодержащие винно-водочные изделия разрешения нет, – пояснили мне в администрации Высокого Мыса.
Антон Шакирьянов принимает решение незамедлительно выехать и проверить информацию – соблюдают ли правила продажи алкогольной продукции в тундринском магазине.
Алкоголь и шишки.
Возвращаемся к служебному автомобилю и выдвигаемся в Тундрино. По дороге разговорились про то, как в 2022 году пострадал лес от рук сборщиков кедровых шишек.
Участковый рассказывает, что за сезон очень много жалоб поступало, и приходилось выезжать, отрабатывать их на месте.
– Когда был объявлен запрет на выезд в лес, соответственно, сбор шишек должны были приостановить, но находились те, кто все же пробирался. Но собирали орехи так, что страдали от этого деревья. У людей, видимо, на уме было только одно – собрать побольше и получить за это приличную сумму, – поясняет полицейский.
За беседой время проходит быстро. В Тундрино у Антона Шакирьянова тоже есть те, кто состоит на учете, и он регулярно их проверяет.
Но сейчас – в магазин. На вывеске на небольшом одноэтажном зеленом доме так и написано: «Магазин». Просто и без изысков. Поднимаемся по ступенькам и на пороге встречаем местную жительницу. Она здоровается с участковым, он, в свою очередь, интересуется, как у девушки дела, все ли в порядке, куда она направляется.
Заходим внутрь. Полицейский осматривается по сторонам и спрашивает у продавца:
– Вы, я так понимаю, тут недавно, раньше здесь работала другая девушка.
По лицу девушки было видно, что она очень удивлена приходу участкового.
– Пришел проверить, все ли у вас в порядке, напомнить, что продажа крепкого алкоголя запрещена. Надеюсь понимаете, что за это грозит штраф? – объясняет цель визита Антон Шакирьянов.
Все то, что стоит на витрине, то и продается, ничего запрещенного в продаже не было и нет, утверждает продавец.
Пока информация не подтвердилась, но сам визит полицейского – уже профилактика правонарушений. Участковый говорит, что будет держать ситуацию под контролем, и мы возвращаемся в Высокий Мыс.
Один за всех.
На обратном пути расспрашиваю о нюансах работы участкового. Получается ли отвлекаться от повседневной рутины и как?
– Я никак не отвлекаюсь от работы. Так как меня все знают, то мне могут и в отпуске позвонить, и просто прийти ко мне домой за помощью, но я не считаю это чем-то плохим. Наоборот – это знак того, что мне доверяют, – говорит уполномоченный полиции по Сургутскому району.
Рабочий день у него, как и у любого служащего в полиции, ненормированный. Порой бывает, что работы становится в два раза больше. В прошлом, 2022 году ему пришлось контролировать не только свой участок, но еще и Угут.
– Со второй декады июля по 5 декабря я обслуживал сельское поселение Угут. В день приходилось проезжать порядка 600 километров. Конечно, это накладывает определенные трудности, но я знал, куда шел. Считаю, что в каждой профессии есть свои нюансы, – философствует Антон Шакирьянов.
Полноценно заняться личными делами и хозяйством получается только в отпуске. Прошлый посвятил строительству дома, много времени проводил с семьей, с дочкой, которая только начала ходить в детский сад.
А в рабочее время дел невпроворот. Помимо обхода участка и контроля состоящих на учете, есть много бумажной работы – составлять разные документы, отчеты, заполнять акты. А еще нужно заниматься профилактикой правонарушений, вести с населением разъяснительную работу, распространять актуальные памятки. Участковый даже классные часы в школе проводит для местных ребят.
А еще у полицейского есть приемные дни – вторник, четверг и один из выходных, как правило, суббота. Люди приходят с вопросами, проблемами, просьбами.
– Иногда человеку просто нужна какая-то правовая информация. Объясняю, растолковываю, помогаю, – рассказывает полицейский.
Но, по его словам, в приемные часы местные жители приходят редко – чаще всего беседовать приходится вне работы. Нередко «ловят» служителя порядка прямо на улице.
– Люди меня знают. Я могу быть в отпуске, ко мне обращаются. Либо на улице можем встретиться. Подходят и спрашивают, – добавил участковый.
Говоря о главном принципе своей работы, Шакирьянов вспоминает слова, которые ему когда-то сказал старший товарищ: «От тебя правонарушитель должен уходить с улыбкой и протоколом». Разъяснительная работа ведется, пока составляется протокол. Главное не бумага, важен результат – чтобы в дальнейшем человек не совершал подобные правонарушения.
Подписывайтесь на наш telegram-канал и группу во "ВКонтакте": там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Анна НОВИКОВА
ФОТО предоставлено Антоном ШАКИРЬЯНОВЫМ
Материал опубликован в газете «Вестник» № 5 от 10 февраля 2023 года.
чтобы не пропустить новые публикации