Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

Эксперт: влияние цены на нефть на бюджет ХМАО нивелируют поставки в Африку

12:56
314
Эксперт: влияние цены на нефть на бюджет ХМАО нивелируют поставки в Африку

Долговременное снижение цены на нефть марки Urals отрицательно, хоть и не критично, повлияет на бюджет ХМАО. Для сохранения доходов, а, соответственно, и отчислений в региональную казну, нефтегазовым компаниям следует обратить внимание на новые рынки сбыта, а также создать запас углеводородов. Таким мнением поделился с «Вестником» президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.

Взлеты и падения Urals.

В начале декабря 2022 года страны Европы из-за ситуации на Украине отказались покупать российскую нефть. Пул покупателей «черного золота» сильно сузился. Прежде всего, это Китай и Индия. После этого российскую нефть стали продавать по более низкой стоимости, чтобы конкурировать с поставками с Ближнего Востока.

Как следует из данных Минфина РФ, средняя цена основной экспортной марки российской нефти Urals в 2022 году выросла на 10,3% к уровню 2021 года и составила $76,09 за баррель. Это стало лучшим результатом для бюджета и нефтяных компаний за последние восемь лет.

Однако, в декабре 2023 года она упала на 30,6% к декабрю 2021 года, до $50,47 за баррель и, таким образом опустилась ниже введенного с 5 декабря странами Запада потолка цен на российскую нефть в размере $60. Сегодня цена на нефть марки Urals составляет чуть больше $56 за баррель.

Падение стоимости углеводородов грозит сокращением доходов бюджета РФ. По сценариям Минфина, сохранение в 2023 году цены $50 за баррель, при добыче 10 млн баррелей/сутки уменьшит ожидаемые нефтегазовые доходы на четверть, или на 2,1 трлн руб.

Мировая цена и региональный бюджет.

Югра – основной нефтедобывающий регион страны, по данным департамента недропользования и природных ресурсов, на долю региона приходится около 42% общероссийской добычи. В прошлом году, по прогнозам, предприятия должны были добыть 222 млн нефти. Для сравнения, в 2021 году добыча составила 215,7 млн тонн нефти.

Бюджет ХМАО на 2023 год, как и федеральный, рассчитывался исходя из стоимости нефти в 70 долларов за баррель при курсе доллара на уровне 68,3 рублей.

Как отметил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, спад цены на нефть, безусловно повлияют на ситуацию с бюджетом Югры, потому что в округе доходы от добычи нефти формируют более 70% бюджета, несмотря на отсутствие «прямых» поступлений от нефтяников в казну. Налог на добычу полезных ископаемых, вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и на товары, выработанные из нефти, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и акциз на нефтяное сырье – все эти отчисления уходят прямиком в федеральный бюджет. Однако, налоги на прибыль и имущество нефтегазового сектора составляют львиную долю регионального бюджета.

Стратегические запасы.

По прогнозам эксперта, процесс снижения цены на нефть будет достаточно долгим, поэтому нужно найти решения, которые позволят понести в текущих условиях минимальные издержки. Сейчас, как сказал Геннадий Шмаль, важным для нефтяников является формирование стратегического запаса нефти и расчет их минимальных потребностей.

– У нас нет никакого нефтяного резерва, на мой взгляд, это неправильно. Два года назад я направлял записку в наше Министерство энергетики с предложением о создании нефтяного резерва в качестве какого-то буфера, например, как у Китая, – сказал президент Союза нефтегазопромышленников России.

Геннадий Шмаль добавил, что должен быть выработан комплексный план работы не просто по Югре, а по каждому месторождению, какое надо поддержать, а какое и вовсе пока «законсервировать». Нужно рассчитать, сколько нам потребуется, чтобы закрыть свои минимальные потребности, которые можно отправить на экспорт, сформировать хороший баланс. Тогда станет понятно, что, может быть, где-либо имеет смысл сократить производство.

Жаркий экспорт.

Как отметил Геннадий Шмаль, еще одним из выходов станет поиск новых рынков сбыта. К примеру, поставка дизельного топлива в Африку.

– В Африке проживают более 13% населения, которые потребляют всего лишь 3,5% энергии от мирового потребления. Она может стать той территорией, которая нас на этом этапе могла бы выручить, – поделился он мнением.

Эксперт подчеркнул, что можно увеличить производство дизельного топлива, на который имеется наибольший спрос в африканских странах, потому что там электроэнергия подается на 2-3 часа в сутки, а мощность электростанций составляет всего 100-200 кВт. 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Элина ГАЙСИНА

ФОТО Алексея АНДРОНОВА, gazprom.ru

В разработке
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.