Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

​Учитель из ХМАО рассказала о проблемах школьного образования

12:22
441
​Учитель из ХМАО рассказала о проблемах школьного образования

Более 70% российских учителей считают нынешнюю систему образования устаревшей, следует из результатов опроса, который проводился международной образовательной компанией «ЯКласс». О проблемах современной школы мы поговорили с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Лянтора Анной Насировой.

Анна Насирова трудится в педагогической сфере уже около 15 лет, руководит творческими проектами и занимается с учениками по программе «Шаг в будущее».

За годы своей работы, замечали ли вы то, что нынешняя система образования перестает отвечать требованиям современного мира? Если да, то в чем это выражалось?

- Да, замечала. Несмотря на то, что наполнение школьной программы формально находится на высоком уровне, из-за устаревших учебников и методики преподавания, школьники часто не умеют интегрировать знания из разных областей. Еще одна серьезная проблема в том, что у детей низкая заинтересованность посещать школу и обучаться, а огромные домашние задания выполняются всей семьей.

Как вы думаете, почему у современных школьников нет интереса к учебному процессу? И как вернуть детям любовь к школе?

- Причин на самом деле может быть много, но одна из наиболее популярных – это большая нагрузка на детей. Шесть, семь уроков в день, огромные домашние задания, экзамены, контрольные и проверочные. В итоге не остается никаких сил и мотивации к обучению. Поэтому важно не перегружать школьников, оставляя им хотя бы пару часов в день на свои увлечения.

Также во многом интерес детей к учебе зависит от того, как учитель подает материал. Скучная и монотонная речь преподавателя будет никому не интересна. А вот различные конкурсы, игры - в самый раз. Помимо игр можно завязать уроки на актуальных темах, трендах, современных течениях. Учителям стоит как можно чаще менять методики обучения, ведь мозг любит новизну, и такое «жонглирование» поможет сохранить должную мотивацию.

Есть ли предметы, которые можно было бы убрать из школьной программы, чтобы снизить нагрузку на учеников?

- Если брать 5–9 классы, то такие предметы как музыка, ИЗО, ОБЖ вполне можно было бы перенести в статус факультативных. Изучение этих предметов не несет в себе практического применения в дальнейшей жизни учеников. К тому же, по ним довольно трудно выставлять оценки, так как не существует объективных критериев оценивания знаний. А что касается 10–11 классов, то было бы лучше дать подросткам выбор, какие предметы они считаю для себя необходимыми. Это гораздо снизило бы нагрузку в их расписании.

А каких предметов наоборот не хватает в современной школе?

- Было бы хорошо ввести уроки психологии и цифровой грамотность, а также уроки, развивающие критическое мышление и эмоциональный интеллект, так как эти навыки очень востребованы в современном мире. Но ввести новые предметы — сложная задача, так как, например, у девятиклассников 13 обязательных школьных предметов и добавлять к ним еще что-то не представляется возможным на данный момент.

Вы упомянули о том, что есть проблема с устаревшими методами преподавания. Что вы имели в виду?

- Очень часто педагоги действуют по одной методике. Весь класс в одно и то же время изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом. Для всего класса определяется одна и та же последовательность изучения тем и предметов. Хотя можно организовать систему обучения совершенно на других принципах. Во-первых, для каждого ребенка будет свой темп изучения информации. Во-вторых, ребенок вместе с учителем и родителями должен иметь возможность выбрать то, что хорошо подойдет именно ему.

С какими трудностями сталкивались лично вы, как педагог?

- Очень много уходит времени и сил на ведение учебной документации. В школе у учителей сумасшедшая нагрузка по заполнению бесконечных документов, отчетов и планов уроков совместно с их проведением, из-за чего педагоги часто сталкиваются со стрессом, усталостью и выгоранием. Первые годы работы из-за этого были особенно трудными, но со временем эта нагрузка вошло в привычку. Чтобы быть профессионалом, мало знать свой предмет и методику его преподавания, нужно еще обладать высокой стрессоустойчивостью.

Многие утверждают, что теперь школа не образовывает, как это было раньше, а «натаскивает» на сдачу ОГЭ/ЕГЭ. Что вы думаете по этому поводу?

- Отчасти я согласна с этим мнением. Здесь надо уточнить, что «злом» являются не сами экзамены, а то, как они организованы. Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ подразумевает не получение знаний по предмету, а обучению оптимальному прохождению тестов. К сожалению, школы находятся в сильной зависимости от результатов, которые они покажут в ходе экзаменов, поэтому многие педагоги сознательно уделяют больше внимания не содержательному преподаванию, а подготовке детей к успешной аттестации.

Подводя итог, с чего, на ваш взгляд, стоит начать преобразование системы школьного обучения?

- Как я уже сказала ранее, внедрить в учебный процесс игры и симуляторы. Это вовлечет детей в процесс обучения, и поможет развивать навыки работы в команде, мыслить критически и творчески. Обеспечить каждому ученику возможность освоить любой предмет на углубленном уровне и усилить практическое направление образования. Стимулировать преподавателей на освоение новых методик и технологий через, например, сертифицирование педагогов, гарантирующее повышение заработной платы.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Яна ЯРЕМА

ФОТО Алексея АНДРОНОВА

В разработке
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.