В окопах не бывает атеистов

09:00
212
В окопах не бывает атеистов

Как живут югорчане на границе России под ежедневными обстрелами.

Белгородская область ежедневно подвергается обстрелам со стороны войск Украины. За последние две недели погибли два мирных жителя, а накануне из-за попадания в подстанцию в Щебекино без света остались порядка двух тысяч человек. Пограничный регион ещё недавно был одним из самых популярных мест для переезда после выхода на пенсию у югорчан – там живут сотни, если не тысячи пенсионеров из ХМАО. Можно ли привыкнуть к ежедневным обстрелам, как российским солдатам помогают из Германии и Франции, и почему в Белгородской области лучше чем где-либо понимают, что объединяет русских – в материале «Вестника».

На краю Белгорода целый микрорайон посвящён Югре – здесь улица Сургутская пересекается с пятью Сургутскими переулками и улицей Газовиков. Нестандартные для Белгородчины топонимы объясняются очень просто: сюда и по разным корпоративным программам предприятий из сферы ТЭК, и просто по собственному желанию переезжали на ПМЖ сотни югорчан после выхода на пенсию.

Сравнительно недорогое жильё (хороший домик с большим садом по цене двухкомнатной квартиры в Сургуте), низкая коммуналка, а главное – климат. Ещё недавно среди преимуществ также называли близость к границе с Украиной. От Белгорода до Харькова 79 километров, час на машине, если не считать таможню. Но сейчас географическое месторасположение – главный недостаток Белгорода. В начале весны местные жители очень быстро начали отличать работу систем ПВО от запуска «наших» Искандеров по войскам Украины.

– Обстреливают всегда неожиданно, чаще всего ночью, но могут и днём. Привыкнуть к этому невозможно. Просыпаешься и думаешь, прилетит – не прилетит. От того, что мы стали различать ракеты, легче не стало. Ещё всегда очень не по себе, когда читаешь новости о погибших, – рассказывает пенсионерка Нина Ломиворотова.

Она больше 30 лет прожила в Сургуте, работала в системе здравоохранения. В 2019 году переехала в посёлок Таврово. Он находится между Белгородом и границей, поэтому недалеко от посёлка часто срабатывает ПВО.

– Недавно поехали за вениками, зашли в лес, а там стоят системы ПВО, по-моему, они называются «Панцири». Вообще, здесь много военных. В городе постоянно встречаем машины. Мобилизованных пока не видели – они ещё в учебных центрах, их на нашей границе нет, – отмечает Ломиворотова.

За последние две недели в Белгородской области из-за обстрелов со стороны Украины погибли два человека – это мирные жители. 11 октября ракеты попали в подстанцию в Щебекино, без света остались больше двух тысяч человек.

– Когда наши выходили из Купянска, обстрелы усилились. В огородах находили фрагменты от ракет ПВО. Недавно был прилёт возле пляжа – это очень популярное место отдыха, – рассказывает пенсионер из Югры Андрей С.

При этом уезжают из Белгородской области немногие. Большинство ссылается, что не могут бросить единственное жильё. Но у некоторых и другие причины.

– Здесь моя родина, мои предки. Я даже представить себе не могу, что будет, если нацисты зайдут в Белгородскую область. Они что, будут плясать на костях моих родственников? – сокрушается Марина К. Она много лет прожила в Югре и только после выхода на пенсию вернулась на Белгородчину.

Возможно, именно из-за этих настроений в обществе Белгородская область наряду с другими пограничными регионами – один из лидеров в России по объёму помощи российским войскам. Например, в необычно холодном марте местные жители сотнями ездили заготавливать дрова для солдат.

– Меня ещё тогда поразила сплоченность нашего русского народа. Приехали на своих машинах с бензопилами. Все старались. Даже женщины моего возраста и старше, кто не мог носить брёвна, складывали дрова на разные покрывала и тащили по снегу. А ведь это ещё было самое начало спецоперации. Мы тогда думали, что всё закончится очень быстро. Сейчас помощь стала более осмысленной, – рассказывает Нина Ломиворотова.

Из своей северной пенсии в 18 тысяч рублей она ежемесячно выделяет деньги на покупку необходимых для солдат вещей.

– В магазинах стоят ящики, куда можно деньги положить. В других магазинах – коробки, туда продукты складывают. Иногда объявляют сбор. Например, говорят: «Откажитесь от пачки сигарет, купите вместо этого чай для солдат». Я недавно три коробки груш передала. Сейчас носки вяжу. Собираем деньги также на тепловизоры, на дроны. Закрутки привозили, так нам солдаты обещали все банки вернуть, а мы чуть не плачем – вы, главное, живые вернитесь, – рассказывает пенсионерка.

По словам Ломиворотовой, всё активнее включаются и другие регионы, и даже россияне, живущие за границей.

– Присылают помощь из Франции, Германии – мыло, кремы, какие-то другие расходники. Сейчас ждём пряжу из Новосибирска, чтобы носки ещё вязать. Из Сургута постоянно присылают деньги мои знакомые, из Москвы тоже. Потому что понимают – мы здесь на месте лучше знаем, что купить. А ещё потому что помощь быстрее дойдёт. Недавно ездили в Санкт-Петербург, в Казанском соборе подошла к батюшке за благословлением. Он, когда узнал, откуда я, отдал мне все пожертвования – там немного было, но тем не менее, – рассказывает Нина Ломиворотова.

Местные жители говорят: «У российских военных проблем с амуницией и пропитанием нет». В работу активно включена местная власть, особенно губернатор Вячеслав Гладков. Югорчане рассказывают, что глава региона каждый день в прямом эфире отвечает на вопросы, регулярно общается не только с мирными жителями, но и солдатами. Но и помогают экс-югорчане и другие жители Белгородчины вовсе не от того, что армия не обеспечена печеньем и носками.

– Раньше говорили: «Вот у вас там спецоперация, у вас там воюют». А сейчас это уже стало всеобщим делом. Потому что русский народ такой, не может не сплотиться и не помочь. И помочь не потому, что у солдат всё плохо. А потому что они погибают за нас: чтобы мы могли спать, есть, сидеть в тепле, дети наши могли бы безопасно учиться. Это как бы не столько даже помощь, сколько наша благодарность, – говорит Ломиворотова.

СПРАВКА.

В Сургутском районе работают три пункта сбора гумпомощи: в Солнечном, Лянторе и Фёдоровском. В остальных поселениях работа ведётся по звонку. Телефон для связи: 38-92-00.

Вадим Булдаков, начальник отдела взаимодействия с общественными и политическими организациями, казачеством администрации Сургутского района:

– Сбор гумпомощи в Сургутском районе не только профильный, на бойцов. Акции ориентированы на детей, на гражданское население четырёх теперь уже наших новых территорий. Они продолжаются, актуальны, помощь поступает. На складах эти коробки не задерживаются. Мы их передаём в гуманитарный корпус для отправки по назначению. За этот год жители района собрали более семи тонн гуманитарного груза. Сейчас же актуаль­ны медикаменты, амуниция, средства гигиены.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Антон СТЕПЫГИН

Фото telegram-канала «Настоящий Гладков» - взрыв, предоставлено читателями «Вестника»

Материал опубликован в газете «Вестник» № 41 от 14 октября 2022 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации