Режиссер Александр Хант шокировал Россию трагедией о подростках. Эксклюзивное интервью

14:45
1.68K
Режиссер Александр Хант шокировал Россию трагедией о подростках. Эксклюзивное интервью

В прокат вышел новый фильм Александра Ханта «Межсезонье», в Сургуте картину можно посмотреть в единственном месте: кинотеатре «КАРО» в ТРЦ «Аура», сеансы будут идти до 6 июля. Спустя неделю после премьеры «Вестник» поговорил с автором криминальной драмы о сборах, целевом зрителе и нестандартном продвижении новинки.

– Александр, как зритель встретил ваш новый фильм?

– Фестивальная премьера состоялась на «Духе огня» в Ханты-Мансийске, а в широкий прокат «Межсезонье» вышло 23 июня. Фильм посмотрели 30 тысяч человек, но нужно хотя бы 150 тысяч, чтобы отдать кредиты, взятые на производство, это 20 миллионов. Началась вторая неделя, самая сложная для нашего фильма: вышли новые картины, кинотеатры снимают часть показов «Межсезонья». Проблема в том, что в нашем случае нет по-настоящему эффективных инструментов продвижения, бюджета для большой рекламной кампании, нам тяжеловато добраться до нашего зрителя. Дошло до того, что распечатали листовки-афиши, в час пик я выхожу к метро, в Москве у станции 1905 года стою и раздаю их, чтобы люди узнали о фильме. Не брезгую, мне нормально. Такая история, представляете? Конечно, соцсети и публикации в СМИ нам в помощь.

Александр Хант (Евсеев) родом из Ханты-Мансийска. В 2008 году окончил операторский факультет СПбГУКиТ, в 2012 - режиссерский факультет ВГИК (мастерская Карена Шахназарова и Олега Шухера). Известность Ханту принес фильм «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов», который, по мнению критиков, стал одним из главных событий нового отечественного кинематографа. Эта работа принесла Ханту премию «Ника» в категории «Открытие года», гран-при на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

В октябре 2021 года автор представил фильм «Межсезонье», посвященный проблемам современных подростков в России.

– Сюжет фильма «Межсезонье» отсылает к трагедии, которая случилась в Пскове в ноябре 2016 года: подростки пошли против мира взрослых, свели счеты с жизнью. Перед этим, отстреливаясь от ОМОНовцев, выходили в прямой эфир. Современные «Ромео и Джульетта» или «Бони и Клайд»?

– Я практически сразу увидел запись трансляции Кати и Дениса, которую они вели перед произошедшей с ними трагедией. Когда я смотрел на ребят, меня не покидала мысль, что они не самоубийцы. Что это тот типичный подростковый период, когда каждый из нас в той или иной степени пытается самоутвердиться, показать, что он имеет право на собственное мнение и на принятие решений. Мне показалось, как, наверное, и многим, кто столкнулся с этой трансляцией, что эту ситуацию можно было разрешить, не допустив трагедии… Эти события побудили меня задуматься о фильме про подростковый возраст. При этом «Межсезонье» — фильм не про Катю и Дениса, наши герои — собирательные образы. Это фильм про подростков вообще, размышление о возрасте, в котором все мы были, в том числе история про меня. В ней есть пересечения с судьбой псковских ребят, но это не «кино, основанное на реальных событиях».

14 ноября 2016 года в Псковской области произошла трагедия: 15-летние подростки, Денис и Екатерина, сначала добыли оружие, вскрыв сейф в доме родственников, а затем открыли огонь по полицейским, чья машина припарковалась у дома, при этом они включили прямую трансляцию в интернете. Когда группа захвата ворвалась в дом, подростки были мертвы.

– Фильм «Межсезонье» – повод поговорить о важном, о наболевшем для многих семей. Какой он, ваш целевой зритель? Родители детей «межсезонного» возраста? Молодежь? Может, напрасно на афише обозначено возрастное ограничение +18?

– Любой вариант возможен. Чтобы обсуждать, надо сначала посмотреть фильм, в какой компании - вопрос второй. По словам Егора Москвитина «Межсезонье» - самый радикальный фильм 2022 года, пусть не смущает, что снимали раньше. На самом деле это долгий путь, в прошлом году мы поехали с фильмом по фестивалям, сейчас вышли на широкий экран. Мне кажется, вовремя. На афише заявлено: криминальные приключения, но я подчеркиваю, что для зрителей, которые хотят прийти в кино развлечься, будут шокирующие сцены. Моя главная задача, как режиссера, – спровоцировать людей на то, чтобы они могли обсудить, поспорить о том, что произошло.

Мы проехали с премьерными показами по городам Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Москва, Петербург, Новосибирск, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж. Видели, как зал делится на молодых и взрослых, как они спорят друг с другом. Первые говорят, таких подростков не существует. Вторые кричат: да вот же мы, прямо перед вашими глазами. Один учитель сказал, что это кино нужно запретить, другой – что придет в учительскую и попросит коллег, чтобы все в обязательном порядке посмотрели.

– Были рядом с нами, почему Сургут обошли вниманием?

– Не во все города мы можем заехать, к сожалению. Но хотели бы. И на Сахалин, и во Владивосток, Хабаровск, Якутск. Понимаем, что «Межсезонье» - важная история не только для нас. Может и до Сургута доберемся, люди посмотрят и скажут – нам надо разобраться, приезжай-ка, Саша. Главная проблема в том, что огромное количество ребят и взрослых людей, которым бы откликнулся фильм, просто не знают о нем.

– В начале июня мы писали про федеральный прокат другой киноновинки. Тот же, что и в вашем случае, жанр – криминальная драма, о молодежи. И режиссер - наш, и ваш, земляк – Стас Крючков из Сургута. Вы видели «Рэпера»?

– Пока только слышал о нем. В период проката не имею возможности отвлекаться. Хорошо, что вы мне об этом сказали, поддержу Стаса, он молодец, с удовольствием напишу пост. Конечно, выход в федеральный прокат – это победа.

ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ «Межсезонье»

  • Идея фильма родилась у режиссера Александра Ханта после знакомства с трагической историей псковских подростков Кати и Дениса в ноябре 2016 г.
  • В рамках подготовки к проекту режиссер Александр Хант и оператор Наталья Макарова работали в детском летнем лагере в Анапе. Кроме того, Хант собрал огромный массив материалов о современных подростках. Сценарий был написан за две недели.
  • Реализации проекта помогла краудфандинговая кампания на портале Planeta.ru, в которой приняли участие более 1300 человек.
  • Съемки картины проходили в Екатеринбурге и Свердловской области с августа 2019 г. по февраль 2020 г.
  • Кастинг на главные роли проводился через ВКонтакте: Александр Хант лично отсмотрел 11 тысяч анкет-заявок и после второго этапа — видеоинтервью — составил короткий список претендентов, с кем встретился лично.
  • Фильм открывается видеоинтервью, которые подростки записывали в рамках кастинга.
  • В саундтрек фильма вошли песни популярных среди подростков исполнителей, в их числе: Антоха МС, FACE, Shortparis, Хаски, «Дайте танк (!)», Шарлот, «140 ударов в минуту», Алиса Тен, Бакей, «Деревянные киты», «Пошлая Молли», Мафик и др.
  • «Межсезонье» было тепло принято критиками и зрителями ряда европейских и российских кинофестивалей (приз молодого жюри FIPRESCI на 37-м Варшавском МКФ; конкурсная программа МКФ в Котбусе; показ в рамках XIX–XX кинофестиваля «Дух огня»; главный приз Первого открытого российского фестиваля современного и актуального кино «Алафейская гора» в Тобольске).  

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Беседовала Анастасия ВОЛКОВА

Фото предоставлены Александром ХАНТОМ

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации