Наследие декабристов

С петербургского графа Кузьмы Трифана началась история большой семьи Баклыковых из Сытомино. Их предки обосновались в Сургутском районе ещё в XIX веке. А сейчас три поколения еле-еле умещаются на одной фотографии. Подробнее о том, как потомки столичного аристократа оказались в небольшом сибирском селе и почему не хотят уезжать, – в материале «Вестника».
Титул сохранён.
В 40 км от Санкт-Петербурга проживал граф Кузьма Трифан, жена у него была из знатного греческого рода. Они владели поместьем и несколькими конюшнями. После восстания 1825 года, в котором граф принял непосредственное участие, его как декабриста сослали в Сибирь. Имение и всю недвижимость графа реквизировали, но титул удалось сохранить – в обмен на лошадей.
– У нас в семье всегда было много детей, хоть с какой стороны. И все они пострадали в своё время. Как при восстании в Петербурге, так и позже от советской власти. Несмотря на то, что почти все очень много работали, имели большие поля и поместья, каждый раз всё теряли, – вспоминает Татьяна Баклыкова.
У одного из детей Кузьмы родился сын Андрей, семья сменила фамилию на понятную русскому уху Трифанов. Его сын Фёдор женился на Татьяне Саломатиной, которая некогда была сослана в Кушниково (Сургутский район) вместе с родителями. Анна, дочь Фёдора, вышла замуж за Михаила Баклыкова.
За два мешка пшеницы.
Мать Михаила Баклыкова, Мария, в 17-летнем возрасте вышла замуж за 47-летнего помещика Ивана Баклыкова. Вдовец
не имел наследников, увидел молодую девушку в церкви и решил жениться. Дело было в 1920-м.
– Тогда был голод. Иван пообещал, что даст два мешка пшеницы. Ему нужны были наследники. Так вот, бабушка Маша посоветовалась с родителями, те решили, что такой брак лучше, чем смерть, – рассказала внучка Михаила.
Каждые два года Мария рожала Баклыкову детей. Всего в семье родились четыре сына. Татьяна вспоминает, что, по словам бабушки, в их большом поместье не было разделений на «рабочих» и «хозяев»: за стол садились все вместе, работал Иван от зари до поздней ночи. И хотя Мария не была несчастна, супруг ей говаривал: «Ничего, Маша. Ты несчастна, зато наши дети и внуки будут счастливыми». Тогда она в это верила с трудом.
Затем их семья была раскулачена. Ехать в Салехард за мужем Мария не захотела. Осталась с детьми в Сытомино. Странный выбор бабушки Татьяна объясняет так:
– Жила как царица, ничего не делала, её дело было – рожать детей. У них было всё, она была освобождена от любой работы. В имении работников было полным-полном, а она была свободна. И думала, что всю жизнь будет так жить, – говорит она.
Ещё раз замуж.
Позже Мария вышла замуж за Гавриила Саломатина. У него было трое своих сыновей, а дети Марии были вынуждены жить на чердаке. Кормили их соседи – кто чем мог. Дети голодали. Мать не могла им обеспечить достойное пропитание: новый муж не разрешал. От страшной смерти в юном возрасте умер дядя Татьяны, когда напал от голода на рыбные кости: подавился и умер. Спустя несколько лет Мария не раз вспоминала своего мужа, который остался в Салехарде, и жалела о своём решении.
Отец Татьяны, Михаил, как раз и был сыном Марии от первого брака. Из-за своего склочного характера он смог окончить только два класса начальной школы, а затем трудился на сытоминском рыбучастке рыбаком. Тогда и встретил Анну (мать Татьяны), которая работала продавцом в магазине.
Про маму.
Анне с детства приходилось учиться и работать. После школы шли в колхоз: трудились на покосе, на полях, заготавливали корм скоту – потом удили рыбу, вечером учили уроки. Читали, открыв дверку печки, чтобы как-то освещать книгу.
– В 1944 году с фронта вернулся отец, контуженный, работать не мог и из колхоза ушёл. В наказание у родителей забрали почти весь огород, сказав, что вернут после того, как семья раскорчует для колхоза новый участок земли в Тугаске. Маме, как самой старшей из 15 детей, пришлось помогать отцу раскорчёвывать этот участок. Позже освобождённый от деревьев участок остался бесхозным – ничего на нём не выращивали, – вспоминает Татьяна.
В 1948 году, окончив в Ханты-Мансийске курсы бухгалтеров, Анна стала работать в колхозе им. Кирова Сытоминского рыбкооператива. С проводником приходилось добираться по болоту до Дарко-Горшковского, чтобы сделать ревизию.
– У Баклыковых было хорошее хозяйство, состоявшее из овец, коров, свиней, кур и лошадей. Летом все вместе сажали картофель и овощи. Жили очень дружно. Всего в семье родились 12 детей, один, правда, не выжил, – рассказывает Татьяна.
Сейчас у Анны Фёдоровны 11 детей, 26 внуков и 21 правнук. Анна Фёдоровна награждена медалями «Материнская слава» трёх степеней, тремя орденами «Мать-героиня», а также медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
В семье Баклыковых есть традиции. Например, рабочий день дети начинают с планёрки в родительском доме, обсуждая планы на грядущий день. Главным праздником, собирающим за одним столом всех родных и близких семьи, считается день рождения мамы Анны.
– Прав был Иван Зиновьевич, его внуки и правнуки действительно стали счастливыми, – заканчивает рассказ Татьяна Михайловна, наливая мне третью кружку травяного чая.
Справка.
Село Сытомино – центр сельского совета, куда входили Зарям, Няша, Чимкино, Сахаль, Тугаска, Дарко-Горшково, Кушниково.
Комментарий.
Ольга Звягина, глава Сытомино:
– Семья дружная, крепкая и хозяйственная, всегда поддерживают друг друга. Для меня они – эталон сохранения семейных ценностей и традиций. Баклыковы действительно достойны восхищения. На таких людях держится и село, да и вся Россия. Настоящие люди! Сытомино гордится такими жителями!
Подписывайтесь на наш telegram-канал и группу во "ВКонтакте": там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Беседовала Маргарита ВОЛЬФСОН
ФОТО автора и из архива семьи Баклыковых
Материал опубликован в газете «Вестник» № 12 от 25 марта 2022 года.
чтобы не пропустить новые публикации