Как в Сургутском районе с дистанционкой справляются учителя и дети

09:00
1.84K
Как в Сургутском районе с дистанционкой справляются учителя и дети

Прошёл месяц с тех пор, как Россия перешла на дистанционное обучение. Лекции, новый материал, лабораторные работы, подготовка к ЕГЭ – всё теперь онлайн. Ольга Кочурова, директор департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района, рассказала о том, как организован этот процесс в районе, и какие в нём есть плюсы.

Образовательные программы даются учащимся в данный момент с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Учитывая специ­фику и географию Сургутского района, администрация района по поручению главы Андрея Трубецкого разработала три модели реализации дистанционного обучения.

За знаниями – в сеть

Первая и основная – онлайн-обучение, где весь класс собирается в одном видеочате и слушает педагога. Особенно это актуально для учащихся младших классов и выпускников. Она адресована тем, кто без вопросов не может правильно усвоить материал.

Вторая модель – кейс, который включает в себя совокупность образовательных цифровых ресурсов, когда педагог формирует пакет для ребёнка с целью изучения темы. В этом случае могут использоваться ресурсы различных образовательных платформ. В поселениях района востребованы порталы «Учи.ру», «Электронная школа», «ЯКласс», «Сдам­ЕГЭ» и так далее. Педагог подбирает набор ресурсов и комментирует часть материала.

– У нас в районе есть дети, которые не имеют доступа к интернету, часть из них – представители КМНС, которые постоянно живут на территории угодий. Для них мы разработали «бумажный» кейс, когда ребёнок выполняет задания по учебнику, а общение с педагогом происходит в мессенджерах. Причём в ежедневном формате, – говорит Ольга Кочурова. – Это и есть третья модель обучения сегодня.

Любой выход из рутины – это стресс как в хорошем, так и в плохом смысле. Для тех ребят, кто способен к самодисциплине и любит получать новые знания, освоение нового режима проходит без особых проблем. Те же, кто привык делать задания с родителями или прибегать к помощи педагога, справляются сложнее.

– Эта модель обучения показала, что всем необходимо стремиться развивать навыки самостоятельного обучения и воспитывать в себе самодисциплину. На сегодня из 17 тысяч детей муниципалитета 95 процентов всех обучающихся имеют возможность учиться с помощью электронных ресурсов, – уточняет директор департамента образования и молодёжной политики.

Во временное пользование детям передано более 400 ноут­буков и компьютеров для обучения. В основном, семьям льготных категорий граждан.

Результат общих усилий

Ответственность за качество дистанционного обучения лежит на ребёнке лишь отчасти. По мнению Ольги Кочуровой, в первую очередь, за получение знаний отвечает педагог. От того, как грамотно и профессио­нально учитель построил работу с каждым учеником, зависит успех усвоения материала. Причём нужно учитывать множество факторов: количество детей в семье, техническую обес­печенность, даже ритм работы ученика.

– Наша работа проходит следующим образом: на сайте школы есть таблица с заданиями для учащихся. Там есть ссылки на видеоуроки и задания. Я сама составляю план урока с использованием платформы Corei. Утром родитель или учащийся заходит на сайт, видит таблицу, проходит по ссылкам. Если это онлайн-урок, то мы собираемся в видеочате. Конечно, у детей всё равно сейчас нагрузка большая, перед гаджетами приходится проводить много времени. Я знаю, что некоторые стараются чередовать, давая материал при помощи учебника, чтобы глаза не так уставали, – комментирует Наталья Ульянова, учитель английского языка в школе посёлка Солнечного.

Результаты учебного процесса оценят в сентябре в ходе всероссийских проверочных работ. А пока, по прошествии месяца дистанционной учёбы, специалисты департамента образования и молодёжной политики Сургутского района провели анализ загруженности. Он показал, что у педагогов нагрузка выросла более чем в два раза, у ребёнка – в полтора. Для того, чтобы оптимизировать взаимодействие, департамент образования Югры разработал ряд рекомендаций для педагогов. Вот некоторые из них: ограничить количество заданий, которые выдаются ученикам вторых-пятых классов, перевести в режим «зачёт/не зачёт» оценочную систему по таким предметам, как физкультура, ОБЖ и ИЗО.

– Уважаемые родители! Если вы чувствуете, что ребёнок сильно перегружен или получает домашнее задание, которое, в принципе, должно быть исключено, я прошу обратиться непосредственно на горячую линию департамента образования по телефону 526-058, изложить суть проблемы, и в каждом случае мы будем разбираться, – пообещала Ольга Кочурова.

Итоговая аттестация начнётся 8 июня, нормативных документов о переносе экзаменов пока нет. Всё будет зависеть от ситуации в стране, чтобы исключить любую возможность заражения детей. Несмотря на это, все школьники готовятся, учителя проводят дополнительные консультации.

– Режим изоляции обеспечил массовое включение всех преподавателей в систему дистанционного обучения. Это позволяет педагогу погрузиться в новые реалии, научиться грамотно применять новые технологии. Любая ошибка порождает определённый опыт, который даёт возможность развиваться. Мы общаемся с руководителями школ, и они говорят, что процесс идёт достаточно стабильно. Делается упор на подготовку выпускников. Конечно же, классно-урочную систему с живым общением никто не заменит. Дети вернутся в школу, как только пандемия закончится. Но элементы дистанционного обучения, общения с использованием цифровых ресурсов будут и далее внедряться в систему образования, – отмечает Ольга Кочурова.

Не все образовательные организации района закрыты. Каюковская средняя школа, например, работает очно, не используя дистанционные технологии, потому что она находится в труднодоступном месте, и возможность завоза инфекции там практически исключена. Администрация района также подготовила перечень школ, которые рекомендуют открыть. Это касается тех образовательных организаций, которые находятся в удалённых пунктах, где недостаточная скорость интернета.

А как же каникулы?

В соцсетях многие высказывали идею сократить учебный год, отменить занятия вовсе. Конечно, в основном об этом говорили учащиеся. Однако «ничегонеделание» им не грозит. Ольга Ивановна рекомендовала всем родителям задаться воп­росом: чем займётся ребёнок? Пришкольные лагеря закрыты, возможности посетить другой регион пока тоже нет. Бабушкам в деревне нужна самоизоляция. Поэтому возможность не учиться администрацией Сургутского района не рассматривается.

В случае, если ограничительные меры будут сняты, откроются пришкольные лагеря. Планируется открытие лагеря труда и отдыха, 60 детей примет палаточный лагерь на базе отдыха «Кар-Тохи». Для любителей иностранных языков откроются три лагеря с изучением английского языка.

Материал вышел в газете "Вестник" № 19 от 8 мая 2020 года под заголовком "Как в Сургутском районе с дистанционкой справляются учителя и дети".

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Маргарита ВОЛЬФСОН

ФОТО Алексея АНДРОНОВА

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации