Елена Тарас – о языке Шекспира и Диккенса

11:30
1.42K
Елена Тарас – о языке Шекспира и Диккенса

Она встречает меня в холле школы. Приветливо улыбаясь, приглашает в свой кабинет. Такое чувство, будто знакомы сто лет. Разговариваем легко, непринуждённо. «Неудивительно, что дети её любят и обожают, — думаю про себя. — Такую учительницу хочется слушать».

Английский язык в Белоярской школе № 1 Елена Николаевна преподаёт уже 20 лет. В маленький северный посёлок приехала из Украины. Студентке Черновицкого национального университета пророчили большое лингвистическое будущее. Но во время практики в гимназии после 4-го курса Лена поняла: школа и есть её будущее. Родители-педагоги (мама — учитель математики, папа — физики) дочь отговаривать не стали.

Как двойка помогла язык освоить

А любовь к языку Диккенса у Елены появилась, как ни странно, после двойки в дневнике. Она никак не могла понять, почему с появлением новой учительницы-англичанки её пятерки и четвёрки вдруг поменялись на тройки и даже двойки. «Назло» учительнице восьмиклассница Елена всерьёз взялась за английский. Потом увлеклась, стала читать книги британских писателей на языке оригинала. И даже думать научилась по-английски. Сейчас своей любовью к языку и со знаниями Елена Николаевна делится с детьми. 

Её подопечные — ученики с 5 по 11 классы. Несколько лет назад английскому она учила ребят и младших классов.

— С кем интереснее работать? 

— Интересно со всеми,  — улыбается Елена Николаевна, —просто подходы к обучению разные. С детьми начальных классов на уроках больше игровых моментов. Приходится подключать фантазию. А со старшеклассниками получается более глубокий, насыщенный разговор — в плане языковом. И это не формат «читаем-переводим-пересказываем».

Международный диалог

Но в том и другом случае, по мнению Елены Николаевны, важно увлечь школьников иностранным языком; дать им понять, для чего им нужно его изучать. Словом, замотивировать. В этом плане ученикам Белоярской школы повезло: с 2011 года образовательное учреждение сотрудничает с фондом «Интеркультура» AFS России. Именно тогда в далёкий северный посёлок приехали первые школьники по обмену. С тех пор в стенах Белоярской СОШ № 1 побывали ученики и преподаватели из Италии, Германии, Франции, Индии, Тайланда и Венгрии.

— Это очень полезно для наших ребят! — объясняет Елена Николаевна. — Знакомство со сверстниками из других стран даёт мощный стимул к изу­чению языка, создавая ситуацию общения. У иностранных школьников, как правило, очень хороший разговорный английский. В ходе диалога наши ребята узнают много нового о другой стране, культуре, традициях.

Ответные поездки были и у учеников Белоярской школы. В прошлом году, например, Елена Николаевна и ещё двое её коллег вместе с девятью учениками побывали в Индии. Каково же было удивление ребят, когда они узнали, что местные ученики едят прямо в классах, так как у них нет столовых. Да и техническое и материальное оснащение школ в этой стране оставляет желать лучшего. Тем не менее, впечатления от поездки — самые положительные. А цветочные гирлянды, которые подарили северным гостям в знак уважения (такова традиция в этой стране) каждый из участников поездки бережно хранит.

Радует Елену Николаевну и то, что в последние годы ученики стали более серьёзно относиться к её предмету.

— Возможно, это связано с тем, что ЕГЭ по английскому хотят сделать обязательным. Ещё пять-шесть лет назад, к примеру, экзамен по иностранному языку сдавали три человека, в этом году английский выбрали уже 11 выпускников. Могу с уверенностью отметить, что больше детей хотят изучить этот предмет. По крайней мере, в нашей школе точно,  — говорит Елена Тарас.

На одной волне с детьми

Многие задают ей вопрос: неужели не хочется карьерного роста? Тем более, для этого есть все возможности. Знание английского только чего стоит! Но Елена Николаевна признаётся: для неё куда важнее личностный рост.

— Нужно постоянно учиться и развиваться, чтобы быть интересным для учеников. Возможно, поэтому в 2013 году в моей жизни был конкурс «Учитель года». Победила в округе. Стала лауреатом финального этапа конкурса «Учитель года России». До сих пор помню, как волновалась, когда нам руку пожимал сам Владимир Путин, — с улыбкой рассказывает Елена Николаевна.

Она убеждена: раз меняется мир, должен меняться и педагог. Несовременный учитель детям неинтересен. Быть на одной волне с учениками ей помогают и собственные дети. Частенько дочь-студентка подсказывает интересных современных авторов, а сын-подросток делится «крутой» музыкой и фильмами. Это вовсе не значит, что Елена Николаевна разделяет их вкусы и предпочтения, но знать, чем живёт современная молодёжь, учительница должна непременно.

Конечно, за эти 20 лет педагогической деятельности было всякое — и успехи, и огорчения.

— Если скажу, что всё было хорошо и идеально, то покривлю душой, — откровенничает Елена Тарас. И каждый раз, когда опускались руки, на помощь приходили те же дети — её любимые ученики. Однажды, к примеру, шестиклассники (Елена Николаевна — их классный руководитель) заявились к ней домой. Весь многоквартирник слышал, как ребята хором поздравляли любимую учительницу с днём рождения. — Ну, как тут не улыбнуться? И как не хотеть идти на работу? А как не радоваться, когда твои же ученики говорят, что желают заниматься тем же делом, что и я, — рассуждает Елена Николаевна. — Поверьте, таких приятных моментов намного больше. Именно они и держат меня в школе.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Нафиса ШАКИРОВА

Фото автора и из личного архива Е. ТАРАС

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации