В Сайгатиной трудится свой «Народный герой»… в рясе

13:00
3.05K
В Сайгатиной трудится свой «Народный герой»… в рясе

Иерей Даниил Долгушин, настоятель храма в честь святых мучеников Флора и Лавра, живёт в Сайгатиной всего-то два года. За это время он заслужил всеобщее доверие и любовь. Молодой священник, отец троих детей, делает жизнь в Сайгатиной интересной и насыщенной: дети изучают английский язык, молодёжь помогает по хозяйству, и даже директор школы проникся к батюшке и теперь служит на богослужениях алтарником.

История кажется простой: приехал священник, начал проявлять инициативу, и в деревне закипела жизнь. Однако путь становления батюшки пролегал через свои преграды и искушения.

Как ребёнок полюбил храм

Отец Даниил рассказывает, что родился в простой семье в Перми. В годы перестройки мама, инженер по образованию, устроилась техничкой в храм, решила отдать сыновей в начальную школу при храме: мол, там плохому не научат.

– С детского возраста я начал жить в православной вере, мы с братом посещали школу в Тобольском кремле, постепенно проникались этим духом. В школе было интересно и здорово. Мы постоянно проводили разные мероприятия, готовили выс­тупления, начали приобщаться к вере. Нам попались хорошие учителя, – вспоминает батюшка.

Там же, за партой в школе отец Даниил повстречал будущую жену, они дружили много лет и, уже в семинарии, решили пожениться.

В семинарии

– После школы мы с братом часто ходили помогать маме в храм, постепенно у нас завязалась дружба со студентами из семинарии, со многими мы дружим до сих пор. Теперь, по прошествии времени, я вижу во всём Божий промысел, а в те годы просто наслаждался учёбой и общением. Так было до переходного возраста, – рассказывает отец Даниил. – А в 14 лет я окончательно убедился, что Бог существует, и я, как человек миролюбивый и спокойный, решил, что лучшим делом жизни для меня станет служба Богу. Для этого я поступил в семинарию.

«Я видел в этом ясный путь: помочь ближнему»

Конечно, в те годы больше привлекала праздничность и обрядовая сторона православия. На первом курсе служение священника представлялось только с внешней стороны: красивые облачения, неспешная походка, улыбка… Послужил, и домой можно уйти. Однако всё оказалось не так.

– Слово «семинария» с греческого языка переводится как «теплица», ты либо вырастаешь добрым и сильным плодом, либо гниёшь. Может, поэтому более чем из 40 поступивших со мной окончили семинарию только 12 человек. А служат священниками сейчас только шестеро, – рассуждает батюшка.

– На первом курсе духовник спросил меня, готов ли я быть половой тряпкой? Он говорил, что люди будут приходить, вытирать ноги, а я должен буду эту грязь собрать и вычистить. Грубо сказал, но правдиво. Многих это оттолкнуло, не так представлялось священничество.

Таким образом, царственные одеяния сменились на тяжёлый труд. По воспоминаниям отца Даниила, тогда в семинариях (и сейчас эту традицию сохраняют) основой была жёсткая дисциплина: весь день расписан по минутам. Преподаватели, кроме того что погружают студентов в богословские науки, ещё смотрят на поведение будущих служителей. Они не должны ввязываться в драки, курить или употреблять алкоголь. Споры со старшими в принципе не приемлемы.

Очень насыщенный график, много послушаний и длинное молитвенное правило: так воспитывают будущих священнослужителей. Стоит ли говорить, что даже в таком режиме приходили искушения: Даниилу хотелось всё бросить, были мысли о путешествии. Многие после окончания семинарии не увидели себя в церкви. Кто-то ушёл развивать бизнес, кто-то взял передышку, которая так и не закончилась… И только самые стойкие отправились служить в храмы.

Начало служения

– По окончании семинарии я встал перед выбором – куда идти? К этому времени епархия разделилась на три части, а в Тобольске с кадрами всё в порядке, даже в деревнях священников хватает. Поэтому всех новоявленных отправляли в Югру, в то время в округе трудились около 30 священников. Конечно, этого было мало, – говорит отец Даниил.

Два года батюшка трудился дьяконом в храме в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в районе Чёрного мыса в Сургуте. Молодая семья жила на съёмной квартире, первое время в незнакомом городе было тяжело, батюшка вспоминает, что и в те времена он проверял крепость духа:

– Искушения были всегда, они и сейчас есть. Бывают кризисные моменты, когда что-то не получается или сильно устаёшь. Но у меня всегда был и есть хороший крепкий тыл – моя супруга. Вы знаете, про жену священника говорят – вдова при живом муже, и это на самом деле так. Я занят с утра и до позднего вечера, а первые годы в Сургуте она оставалась ещё и с маленькими детьми. Благо, помогали бабушки.

В 2014 году он был рукоположен в сан священника. Говоря об обратной стороне медали, отец Даниил объясняет, что в служении людям, также как и в любом другом деле, можно перегореть. Но в это время всегда кто-то приходит на помощь. Вот, к примеру, однажды матушка рассказала, как неизвестный в благодарность доставил им домой два пакета с продуктами.

Священник 24/7

Отец Даниил объясняет, что ему нельзя просто снять рясу и жить как все. У священнослужителя не бывает выходных, он должен приходить на помощь в любое время дня и ночи. Конечно, у них тоже есть отпуска, но у единственного священника в деревне какой может быть отпуск? Даже во время интервью, у батюшки почти нет голоса из-за болезни, но «отлежаться» дома – не может. Как бросить паству?

В Сайгатиной

В 2016 году отец Даниил узнал, что в Сайгатиной освободилось место настоятеля, он сам вызвался к митрополиту Сургутскому и Ханты-Мансийскому Павлу, чтобы предложить свою кандидатуру. Был рад служить и не боялся брать на себя ответственность. Отец Даниил пытается смягчить формулировку, но я настаиваю: в храме и на его территории на тот момент было полное запустение.

– Конечно, работы было очень много. Только прошлым летом мы совместными усилиями всё разобрали, вывезли четыре
КамАЗа мусора. В семинарии всему не учат, с чем-то сталкиваешься впервые. Условно говоря, вот ключи – делай, что хочешь. Настоятель – ответственен не только за богослужения и состоя­ние храма, но и за хозяйство,
– объясняет батюшка.

На первой литургии в церкви находились одна певчая и отец Даниил. Больше никого.

– Приехал сюда один: куда идти? Что делать? К кому обратиться? Испытание было. Решил служить, ждать. Люди увидят, что здесь горит свет, придут. Представился главе Солнечного, познакомился с директором школы. Я рассказал о своих дальнейших планах. Местная администрация поддержала все мои инициативы, – вспоминает батюшка.

Постепенно новый батюшка полюбился всем жителям деревни. Первый год к нему присматривались, приходили осторожно. Отец Даниил после масштабной уборки территории возобновил работу воскресной школы. Видя инициативу молодого священника, с каждым воскресным днём в церкви появлялось всё больше людей, а позже представители нефтяной компании обратились с предложением отремонтировать класс для занятий. Так начала работу полноценная воскресная школа.

Батюшка завёл традицию: на веранде перед храмом каждое воскресенье прихожане пьют чай, кушают кашу, общаются.

– Люди увидели, что я молод, но активен, всем интересуюсь. Всегда стараюсь помочь, подсказать. Я разрушил многие стереотипы, стал доступен и мобилен, и люди откликнулись – стали приходить, даже писать в мессенджерах, – рассказывает отец Даниил.

Кроме воскресной школы, при храме открылись несколько кружков: школа английского языка, занятия с логопедом, знакомство с азбукой, кулинарный кружок и студия изо. Поначалу многим занималась матушка, но с появлением прихожан и сами они втянулись в эту деятельность совершенно безвозмездно.

– Дети в деревне часто не заняты, хочется их чем-то увлечь. На Рождество предложил ребятам сделать вертеп из снега, сам снял подрясник, и мы соорудили пещеру. Всё делаем вместе. А в прошлом году я решил сделать особенный праздник на Пасху, как это было в старину: с гуляниями, угощением и ярмаркой. На совете обсудили, спонсоры помогли соорудить небольшую сцену. Не хотелось, чтобы в такой праздник просто приходили освятить куличи и шли домой. В итоге здесь была вся деревня! Мы даже заказали батут и сладкую вату, угощали всех пловом. Замечательно было, – вспоминает батюшка.

В конце сентября в Сайгатиной откроется воскресная школа, сейчас идёт набор детей. Планируется несколько разновозрастных групп, где основной акцент – на живое общение и беседы о насущном. Отец Даниил убеждён: начинать надо с того, что волнует. На богослужения постоянно ходит уже около 40 человек, появилась молодёжь. Именно через непринуждённое общение батюшка старается рассказать о христианстве, показать любовь.

– Люди приходят разные, их встречает в церкви Господь, и ты являешься проводником той благодати. Мне помогает Бог. Иной раз думаешь: ничего не получится, но с помощью всё неожиданно получается. Я вижу результат: человеку стало лучше, он улыбнулся, и это лучшая награда для меня, – признаёт батюшка.

МНЕНИЕ

Николай Мулаков, директор средней школы в Сайгатиной, 56 лет:

– Отец Даниил очень инициативный, ответственный, доброжелательный – мы все его любим. Несмотря на то, что он молод, обладает большой мудростью. Однажды я увидел, как он прямо спросил у брошенного человека: «Чем вам помочь?» Честно, мне было бы неприятно подойти, от него и пахнет плохо. Такие примеры для нас поучительны. 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Маргарита ВОЛЬФСОН ФОТО автора
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации