Нефтяники выработали разумную политику сотрудничества с коренными жителями

12:40
932
Нефтяники выработали разумную политику сотрудничества с коренными жителями

У общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» давно установились партнёрские отношения с ОО «Спасение Югры». На эту тему – наша беседа с президентом общественной организации Людмилой Алфёровой.

– Людмила Александровна, охотно ли ЛУКОЙЛ идёт на сотрудничество с вами?

– Я не припоминаю ни одного случая за последние почти уже 20 лет, чтобы у нас были какие-то разногласия. Мне доводилось выезжать с представителями ЛУКОЙЛа на несколько стойбищ. И меня до глубины души тронул тот факт, что специалистов нефтяной компании, работающих с коренными жителями, наши люди знают в лицо и принимают их, как добрых друзей. Нефтяники никогда не приезжают с пустыми руками, привозят гостинцы детям, продукты питания. А ведь представители КМНС зачастую с осторожностью относятся к людям, тем более к работникам компаний-недропользователей, которые могут иметь на их земли какие-то виды.

По инициативе ЛУКОЙЛа в своё время был заказан специальный корм для оленей. Я сама была свидетелем того, как его привозили на вертолётах, и кормила им оленей. Они эту подкормку ели с удовольствием, поскольку она приближена по составу к ягелю. Тут следует учесть, что олень потребляет только чистую продукцию, грязный ягель у дороги есть не будет. И это замечательное подспорье, так как кормовая база нарушается, некоторые оленеводы своих животных уже и рыбой подкармливали.

– Я слышал истории о закупке оленей для местных жителей. Можно об этом поподробнее?

– 30 лет назад появилась идея возвращения людей на родовые угодья. Для этого нужны были олени. ЛУКОЙЛ закупал их тогда большими партиями и обеспечивал транспортировку. Конечно, не все животные адаптировались. Кто-то употребил их в пищу или на какие-то личные нужды, но радует тот факт, что наше оленеводство выстояло. Мы отличаемся от других регионов, того же Ямала, тем, что для нас оленеводство – это не разновидность малого бизнеса, а форма сохранения самобытности наших народов. Где пасутся олени и живут люди в лесу, там сохраняется традиционная культура.

Есть также такая статья расходов, как обустройство территории традиционного природопользования. Это строительство коралей, изб, потому что существуют сезонные пастбища и везде есть стационарные постройки, чтобы можно было приезжать, не таская с собой большой груз. Важно, что к этому обстоятельству с пониманием относятся компании-недропользователи.

– Вот уже много лет ЛУКОЙЛ считается лучшей компанией по работе с коренными жителями в ХМАО. Вы согласны с этим?

– Согласна. Мы регулярно проводим конференцию коренных народов. Она показывает, что существенных претензий к ЛУКОЙЛу со стороны представителей КМНС нет, зачастую эту компанию приводят в пример. Народ же не лукавит! И мы сами видим, какие проекты поддерживает ЛУКОЙЛ. Многие мероприятия нам не удалось бы провести на должном уровне без его поддержки. Это, прежде всего, хороший призовой фонд, без которого нет стимула участвовать в тех же гонках на упряжках и обласах. Нефтяники поддерживают конференции, молодёжные форумы, международную выставку «Сокровища Севера», где общины представляют свою традиционную хозяйственную деятельность. Шесть лет мы занимали на ней первое место не без помощи ЛУКОЙЛа.

Хочу отметить, что свою практику взаимодействия с компаниями-недропользователями мы позиционируем на разных площадках. На тех же сессиях ООН в Нью-Йорке, где наши оленеводы рассказывают о мерах поддержки со стороны недропользователей. На всероссийских съездах, межрегиональных форумах. В прошлом году ездили на Таймыр, где
ЛУКОЙЛ только собирается заняться разработкой месторождений, делились там своим опытом.

– Как решаются проблемы взаимодействия между хозяевами родовых угодий и нефтяными компаниями?

– Если компания заходит на территорию традиционного природопользования, и вопрос переходит в конфликтную плоскость, то представители профильного департамента ХМАО, общественных организаций коренных народов («Спасение Югры», Союз оленеводов, Союз общин), нефтяной компании и хозяева родовых угодий садятся за стол переговоров. При этом не представители КМНС приезжают в тот же Ханты-Мансийск, а заинтересованные стороны выезжают на территорию. И я не раз была свидетелем того, как нефтяники идут на уступки, особенно если дело касается пастбищ с хорошим ягельником. Если же разногласия касаются исключительно цены, то мы вникаем, насколько эти претензии обоснованы.

Раньше за стол переговоров приходилось садиться часто. Сейчас эта практика настолько устоялась, что конфликтов практически нет. С ЛУКОЙЛом их не было уже лет пять. У компании очень грамотные юристы, разумная политика, сам механизм соглашений отработан.

Компания «ЛУКОЙЛ» ведёт свою политику с акцентом на социальную ответственность бизнеса. В своих опорных городах – Урае, Когалыме, Лангепасе – она многое делает для людей. И это касается не только краеведческих музеев, спортивных комплексов, того же океанариума в Когалыме. В этих городах всегда уютно, чисто, как-то по-домашнему. Когда проводится День коренных народов мира, на этих территориях всегда выделяется дополнительное финансирование.

– Кстати, как ЛУКОЙЛ будет участвовать в предстоящем праздновании Дня коренных народов?

– Три года назад Союз оленеводов Югры решил провести праздник на стойбище. Мы обратились в ЛУКОЙЛ и получили поддержку. Ожидали, что будет человек 50-100, а приехали чуть ли не четыре сотни. Опасались проблем с пропускным режимом, но всё обошлось. Там такой хороший сосновый бор на берегу озера. Был большой, по-настоящему семейный праздник с концертом и гонками на обласах.

В прошлом году при поддержке ЛУКОЙЛа провели масштабный праздник в Ханты-Мансийске. В этом году День коренных народов мира проводится на всех территориях, и нефтяники окажут различные виды поддержки – с транспортом, финансированием, предоставлением призов или сувенирной продукции с атрибутикой компании.

– Ходатайствуете ли вы о помощи отдельным семьям?

– Сейчас много внимания уделяется развитию туризма в этнической среде, и ЛУКОЙЛ оказывает помощь: где-то обустраивает дорогу, где-то транспорт предоставляет. В последнее время обращений за помощью стало меньше, потому что работают соглашения между коренными жителями и нефтяниками. Сейчас больше вопросов возникает по получению и оформлению грантов, трудоустройству выпускников, особенно если они получили специальность нефтяника, дорожника, автомеханика.

– Случаются ли конфликтные ситуации в связи с пропускным режимом на месторождениях?

– Случаются, но не с компанией «ЛУКОЙЛ». Мы со своей стороны разъясняем жителям причины возможных конфликтов. Например, когда родственники приезжают без предварительной заявки, или кто-то пытается провезти большую партию алкоголя. ЛУКОЙЛ первым инициировал введение пропускного режима на своих объектах, и процентов 90 коренных жителей ощутили его преимущества. Были ведь любители поохотиться на домашних оленей или заняться сбором дикоросов на чужих родовых угодьях.

– В этом году вы обращались в ЛУКОЙЛ за помощью?

– Обращались и будем обращаться. На подходе наше очередное мероприятие – молодёжный форум, в рамках которого будет реализовываться ещё один проект – «Школа молодого лидера». Проект этот «кочующий». В позапрошлом году проводили форум в Сургутском районе, в прошлом – под Мегионом, сейчас поедем в Советский район. Будем выходить на ЛУКОЙЛ, чтобы доставить на форум людей со всех муниципалитетов. Кроме того, нефтяники участвуют в нашей деловой программе, проводят профориентацию по наиболее востребованным в компании специальностям, объясняют, кому оказывается поддержка.

С ЛУКОЙЛом мы работаем по всем направлениям. Хотелось бы, чтобы сотрудничество в таком конструктивном ключе продолжалось и впредь. 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Андрей МАРКИН ФОТО предоставлено пресс-службой ПАО «ЛУКОЙЛ»
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации