Музыка судьбы таёжных жителей

14:00
1.89K
Музыка судьбы таёжных жителей

Этнофольклорный ансамбль «Вонт нэ» («Таёжница») из сельского поселения Русскинская 8 марта 2018 года отмечает 30-летний юбилей. В далёком 1988 году самодеятельные артисты вышли на сцену сельского клуба, став первым в Сургутском районе национальным ансамблем.

Русскинская по праву считается туристическим центром Югры. Неравнодушные к культуре народа ханты туристы, журналисты, лингвисты и кинодокументалисты России и зарубежья целенаправленно приезжают в наш Центр национальной культуры для изучения особенностей самобытного образа жизни, истории и культуры коренных жителей. И всегда их достойно встречают участники ансамбля – с традиционными обрядами, песнями и танцами. Они также представляют Сургутский район на окружных и всероссийских фестивалях, форумах коренных малочисленных народов Севера, – отмечает глава поселения Александр Сытов.
Истоки искусства
В 1987 году райисполком Сургутского района предложил коренной жительнице Лидии Сопочиной основать национальный ансамбль и возглавить отдел фольклора в Доме культуры Русскинской, и не случайно: ветеринар по образованию, она от природы была музыкально одарённой, любила петь, танцевать, разыгрывать сценки. Сопочина начала собирать вокруг себя самобытных мастериц и музыкантов, привлекла жителей стойбищ для сбора фольклора и предметов декоративно-прикладного творчества. Дебют «Вонт нэ» оказался настолько успешным, что уже через месяц ансамбль представлял национальную культуру ханты на финно-угорском фестивале в Финляндии.
По рассказу Сергея Кечимова, делегация выехала из Русскинской 1 апреля в валенках и шубах: стоял мороз минус 40 градусов. А Финляндия уже была в зелени, и пришлось им снять зимнюю одежду, купить ботинки. Они давали интервью – в общении выручало сходство финно-угорских языков, знакомились с другими делегациями, участвовали в культурной программе.
В дальнейшем ансамбль будет много ездить по городам региона, страны и зарубежья, представлять наш район, и его труд по сохранению и популяризации культуры тром-аганских ханты будет отмечен многочисленными наградами.

Аутентичность – что это?
Слово «аутентичный» – подлинный, верный – в моём лексиконе отсутствовало до 2012 года, что и неудивительно: в русскоязычную среду попала лишь в свои 30 лет. Раскрылось оно во время концерта ансамбля «Вонт нэ».
В том году я впервые оказалась в Русскинской на слёте оленеводов и окунулась в совершенно незнакомый, самобытный мир народа ханты. Будущий зять пригласил познакомить со своими родителями, а у них по случаю слёта оказался полон дом гостей: кроме местных, были родственники из Варъёгана – двоюродные Айпины, лингвист Аграфена Сопочина… Нетрудно представить, как много интересного я узнала о ханты за раз! А на озере, где проходил слёт, испытала настоящее потрясение: олени, буйство красок в национальных одеждах ханты, борьба колоритных мужчин в малицах прямо на снегу… бураны, чучела животных и многое другое вкупе дали ощущение ирреальности происходящего!
Помню, как надолго приковала к себе сцена, где выступали местные артисты. Номера объявляла статная русская женщина в хантыйской одежде, и коренные жители, мужчины и женщины, по одному, выходили к микрофону петь. Протяжные и, наоборот, чёткие, как речитатив, без инструментального сопровождения, завораживающие хантыйские песни, русская женщина назвала аутентичными. Как узнала позже, это была Зоя Николенко, руководитель ансамбля, а исполнители песен – артисты ансамбля «Вонт нэ». В тот день я стала свидетелем ещё одного подлинного искусства: состоялся конкурс национальной одежды: коренные жительницы дефилировали в богато украшенных сложнейшими узорами оленьих шубах.
По состоянию души
Считается, что лесные жители очень чуткие к миру звуков, миру песни, миру музыки: находится ли ханты на лоне природы, мчится ли на оленях, плывёт ли в обласе по реке или общается со своими духами, – всегда в его душе звучит музыка природы и его судьбы. И они поют о том, что видят, что слышат и чувствуют.
У ханты нет композиторов. Народ сам пишет свою музыку по велению и состоянию души, а не по заказу. Удивительно, что уникальная культура сохранилась до сих пор. Песни, которые появились в 1930-е годы, к примеру, до сих пор исполняются – передаются из поколения в поколение. А чтобы исполнить чужую песню, нужно спросить разрешения у автора, – рассказывает Зоя Николенко.
Вначале концертный репертуар ансамбля включал только аутентичный фольклор. Но он сложно воспринимается со сцены, поэтому коллектив ансамбля стал искать средства и формы, чтобы достойно представить его современному зрителю.
Глаза боятся – руки делают
Зоя Павловна стала руководителем «Вонт нэ» и одновременно директором Центра национальной культуры в апреле 1998 года.
– Я окончила народное отделение музыкального училища им. Чайковского в Алма-Ате, затем Чимкентский педагогический институт культуры. Наша семья приехала в Русскинскую в 1994 году. Три с половиной года поработала аккомпаниатором в сельском клубе. Русскинская понравилась сразу: всё было интересно, необычно, культура сохранилась в первозданном виде, – вспоминает она.
Когда предложили стать руководителем учреждения, Зоя Николенко поначалу испугалась. Сами ханты также отнеслись к её назначению настороженно: сможет ли русская женщина заменить Лидию Ивановну? Однако опасения в скором времени развеялись: профессиональный музыкальный работник со знанием дела взялась за работу и с трепетным отношением к национальной культуре завоевала уважение.
Зоя Николенко занялась созданием архива тром-аганских ханты и базы данных мастеров из числа жителей стойбищ. Обновила и расширила концертный репертуар. При ней образовали детскую группу, и сегодня ансамбль имеет два состава – детский и взрослый, объединяя 15 человек в возрасте от 4 до 65 лет. Создали инструментальную группу и силами участников ансамбля ввели обучение игре на наркасъюх для всех желающих.

На них держится культура тром-аганских ханты
Коренные жители поселения, живущие на родовых угодьях, помимо традиционных занятий – рыболовства, охоты и оленеводства – мастерят музыкальные инструменты, детские игры и игрушки, утварь для обрядов, помогают в проведении мероприятий, таких, как Слёт оленеводов, День обласа. Это Даниил Тэвлин, Владимир Сопочин, Нина Комтина, Станислав и Валентина Сопочины, Аристарх Нимперов и другие. Хранители национальной культуры Надежда Покачева и Зоя Кирилишина передают свои знания молодым: сочиняют песни, участвуют в выставках и ярмарках декоративно-прикладного творчества, проводят мастер-классы, делятся секретами творчества и мастерства. Их учениками являются сотрудники ЦНК, они же артисты ансамбля: Нина Тэвлина, Алёна Айваседа, Екатерина Короб, Фаина Комтина, Майя Сопочина.
Этот юбилейный год для нас очень важный – он обязывает ко многому. Готовим практически новым составом обновлённую программу. Шьём сценические костюмы – хотим выступить на юбилее в обновках. Будем приглашать всех людей, кто прошёл через ансамбль – с семьями, детьми, чтобы приняли участие в праздничном концерте, – говорит Зоя Павловна.
В общем списке участников ансамбля числится около 130 имён. Пусть не всех, но дюжину-две из них я знаю лично. Чему очень рада: благодаря им соприкоснулась с необыкновенным искусством народа ханты. Найдите возможность попасть на юбилейный концерт «Вонт нэ», хотя бы раз услышать их должен каждый югорчанин.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Илиза МАСКУТОВА ФОТО автора
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации