Как «беби-бумер» и «зумер» йогурт выбирают. Или кое-что о теории поколений

14:25
1.13K
Как «беби-бумер» и «зумер» йогурт выбирают. Или кое-что о теории поколений

Анастасия Волкова, журналист

— Глава департамента здравоохранения Югры Алексей Добровольский давно стал медийной личностью. Его слова, сводки с полей сражения с коронавирусом ловят и цитируют СМИ. Ведь Алексей Альбертович в данном случае — первоисточник, инсайдер. Но, как говорится, не коронавирусом единым... Есть и другие актуальные темы. Например, во время новогодних каникул в своём инстаграм-аккаунте Добровольский поделился семейными делами:

— В ежедневных домашних битвах с 11-летним ярким представителем поколения Z найден компромисс: за каждый час, проведенный за компьютерной игрой, Андрей сперва выучит наизусть страницу «Евгения Онегина». Но он меня тут же подловил: мигом нашёл дома самое миниатюрное издание Пушкина. На одной страничке только 20 строк «Онегина» помещаются... Жду, что вперед: будет выучен весь «Евгений Онегин» или будут заброшены компьютерные игры? В книжке так-то 381 страничка.

Дальше автор просит родителей из числа его подписчиков поделиться своим опытом, как по-хорошему договориться с детьми.

В этой истории меня заинтересовало определение сына как «представителя поколения Z». О чём речь? Если я, к примеру, провожу за компьютером по 12 часов день: работаю, общаюсь в соцсетях, смотрю фильмы, делаю покупки и т.д., значит ли это, что я тоже Z? Или здесь учитываются возрастные границы, и к поколению Z будет определён любой школьник, но никак не взрослая тётя?

Давайте разберёмся. Социологи разных стран сходятся во мнении, что с середины XX века сменилось как минимум четыре поколения молодёжи, имеющих свои уникальные черты и особенности. Набор их установок — отпечаток времени, в котором они родились, воспитывались, учились и входили в зрелую жизнь.

Так, отличительные черты «беби-бумеров» (послевоенное поколение, рождённых с 1944 по 1963 год, в эпоху «беби-бума» и оттепели): патриотизм, привычка работать в коллективе, готовность к самопожертвованию ради общественных интересов, хорошие навыки физического труда. Это поколение экономных, но уже получивших больше материальных возможностей людей. Это поколение моих родителей. Согласна с их характеристикой. Но само название «беби-бумеры» — смешное, надо моим рассказать, посмеются.

Особенности следующего «поколения (родившихся с 1964 по 1984 год, так называемого «поколения пепси»): стремление к индивидуальности и персональным предложениям, практичность, склонность к экономии, и в то же время к спонтанным покупкам: «один раз живём». Их ценность — самореализация. Главная мотивация — деньги и карьера, которую они готовы строить десятилетиями на одном рабочем месте. Ну вот, по возрасту я нашла свою нишу, — я из «поколения Х».

А вот моя старшая дочь уже из «миллениалов», второе название «поколения Y» (родившихся с 1985 по 2000–2003 годы). Их характерные черты: большая зависимость от соцсетей. Они ценят эмоции, стремятся быстро заработать, и легко расстаются с деньгами. Непостоянны, следят за лидерами мнений — зависимы от чужих суждений. Ценность — самовыражение. Главная мотивация — личностный рост. Готовы к переменам и многозадачности.

Кстати, благодаря характерным особенностям миллениалов — склонности к переменам и отказу от накопительства — сегодня активно развивается рынок аренды, так называемый шеринг: автомобилей, жилья, техники. По мнению основателя и координатора российской школы теории поколений RuGenerations Евгении Шамис, миллениалы будут жить с такими установками и поддерживать их в обществе лет 15, но не факт, что новое поколение молодёжи пойдет по их стопам. Социологи отмечают: «зумеры» уже не так склонны легко пробовать новые вещи и расставаться с ними. Кстати, это относится и к межличностным отношениям.

Следующее поколение — («зумеров»), которое стало зарождаться с начала 2000-х и уже вытесняет миллениалов. Мой 16-летний сын — типичный «зумер».

Они всегда онлайн, быстро меняют цели и предпочтения, не признают авторитетов, для них важно разнообразие во всем. Деньги для них — не главное, но зумеры могут влиять на решения о покупках родителей. Ценности — саморазвитие, научные знания. Не представляют жизнь без цифровых технологий. И увы, но это правда, не привыкли к физическому труду.

Но и это ещё не всё! Эксперты заметили, что сейчас вслед за техническим прогрессом поколения сменяются гораздо быстрее. На смену «зумерам» уже приходит очередное поколение «альфа» — дети, о которых говорят, что они «рождены с планшетом в руках». Их установки и ценности ещё предстоит изучить. Но уже отмечается, что «альфа» отличаются большей любознательностью.

По-моему, очень интересная теория. Кто владеет информацией — владеет миром. Например, маркетологи, учитывая возрастную категорию своей целевой аудитории, применяют ту или иную тактику и платформу для презентации товара/услуги. Самый простой пример — подача рекламы. Как думаете, почему ещё живы так называемые «магазины на диване»? Потому что наши родители смотрят телек. А товары для молодёжи — все в Инстаграме, потому что потенциальные покупатели — там, в сети. Недавно по радио слушала эксперта — социолога. Такт вот, даже йогурт бабушка и внучка выбирают по-разному. Первая посмотрит на цену, производителя, срок годности. Вторая — возьмёт бутылочку с привлекательным дизайном, которую знает по рекламе. В лучшем случае посмотрит на состав, чтоб сахара поменьше было.

А вы из каких будете? Согласны ли с определением поколения своих ровесников? И что даёт это знание?

Комментарии для сайта Cackle