​Свобода выбора… хаоса. Начало

15:20
688
​Свобода выбора… хаоса. Начало

Николай Епифанов, журналист, эксперт рынка недвижимости, г. Сургут 

Остаться без денег, без жилья и медицинской страховки, потерять все пенсионные накопления и работу в придачу, а «бонусом» - ещё и быть должным банку после нескольких лет выплат! Тому самому банку, который заберет вашу квартиру, за которую вы исправно платили энное количество лет, но не успели рассчитаться до описанных выше событий, выбрав «не ту» ипотеку...

Там, за гуманами…

Картина мало радостная. Но, как следует из работы Нобелевского лауреата по экономике за 2017 год Ричарда Талера и его коллег по главной премии мира, совершенно реальная. Причем, в том или ином виде, не для редкого гражданина, а во вполне себе государственном масштабе.

Очередной пиар на черных прогнозах? Нет. Талер со товарищи как раз ничего не прогнозируют, а лишь пытаются предостеречь «гуманов» (и себя, и нас с вами, но об этом ниже): избыток выбора – диеты, методик лечения, ипотечных программ, кандидатов во власть – при неправильном подходе, скорее, губителен, чем несёт пользу. Потому как «эконов» среди нас – сущие единицы.

Вообще, поведенческая экономика как наука развивается уже практически полвека. Первые работы ученых в этом направлении датируются 1970-ми годами. Именно тогда впервые серьезно задумались о, как сегодня кажется, простых вещах. А именно: как влияет поведение социума на человека, а через человека – на экономику.

Талер вместе с рядом других ученых стоял у истоков зарождения этой новой науки. И, к слову, получил Нобеля последним из своих выдающихся коллег. Именно его ранние работы в этом направлении наиболее системно изложены в книге «Nudge: Архитектура выбора» (в другом переводе «Теория подталкивания»), которую он написал в соавторстве.

Труд, надо сказать, прелюбопытнейший. Местами довольно нудный («nudge» - англ., образованное от идиша, и есть «надоедливый», «нудный»). Но это, скорее, следствие массы приведённых в книге примеров, с цифрами и выкладками результатов исследований, и объясняющих, насколько мы все, обычные люди, предсказуемы в своей «ошибаемости» и иррациональности в принятии решений, включая жизненно важные.

Тухлые помидоры подождут

Пожалуй, главная мысль книги с одной стороны очень простая, с другой – требует полного переосмысления себя, своих поведенческих рефлексов, рекламы, политики и, ни больше ни меньше, демократии как таковой. А именно: человеку, практически любому, для принятия полезного ему решения почти всегда требуется подсказка, подталкивание, помощь в выборе, от самого незначительного до самого глобального. Иначе – и мы с этого начали – не будет ни денег, ни жилья, ну, и далее по списку. Вплоть до, если говорить о социуме вообще, потери государственности.

Уже слышу свист летящих тухлых помидоров от либералов. Это же, скажут они, посягательство на святое, свободу выбора. Но давайте, вооружившись десятками исследований, приведенных в работе Талера и его коллег, попробуем разобраться, так ли это, и вообще, какое место идеи подталкивания занимают сегодня в нашей повседневной жизни.

Начнем с самых простых примеров. Уверен, никому и в голову не придет назвать фаст-фуд полезной пищей, а курение и употребление алкоголя – не вредными привычками. Что, впрочем, не мешает нам все это дружно, с теми или иными исключениями, употреблять.

По Талеру и Санстейну (соавтор книги) все человечество можно условно разделить на две части. Первая – это сверхлюди, или эконы; это те, кто всегда мыслит рационально, как заправский аналитик, разбирается во всем и быстро, и по сравнению с которым Эйнштейн – первоклассник. Вторая – это все остальные, или гуманы; т.е. люди, которые в принятии решений не могут не руководствоваться эмоциями и которые знают далеко не все и не во всем могут разобраться самостоятельно. И именно второй категории людей вокруг нас – абсолютное большинство.

Ни один экон никогда в жизни не станет есть фаст-фуд, курить, употреблять алкоголь по той простой причине, что он не просто знает о вреде этих привычек, но ещё и легко может совладать со своими внутренними эмоциональными демонами.

Но гуманы – совсем другое дело. Даже относительно разбираясь в вопросах («фаст-фуд – ожирение», «курение – рак легких», «алкоголь – цирроз печени»), принять самостоятельное решение отказаться от этих продуктов гуман не может. Если только его к этому не подтолкнуть, используя тактики патернализма, но патернализма либертарианского: в вольном переводе эта мудреная фраза и означает «деликатное подталкивание в выборе».

Продолжение следует...

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: