Бакалавры, у нас отмена

14:05
4.00K
Бакалавры, у нас отмена

Антон Степыгин

Фото из архива редакции

Материал опубликован в газете «Вестник» №19 от 17 мая 2024 года

В России снова реформируется высшее образование. Об этом заявил переназначенный на должность министра науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Решение достаточно долгожданное – система с бакалаврами и магистрами очевидно уступала действовавшему ранее специалитету.

Я, как человек, отучившийся в университете положенные пять лет и ставший на выходе из вуза специалистом, до сих пор не могу понять, зачем в нашей стране вводили Болонскую систему. С одной стороны, попытка унифицировать и приравнять наше образование к международному – затея интересная. Но на выходе получилось, что наше образование в тех же европейских странах по-прежнему не ценилось. Ведь в большинстве вузов не смогли на все 100 % адаптировать действующие пятилетние программы к бакалавриату. Все-таки обучая на год меньше, профессоры не могли вложить в своих студентов тот объем информации, которые успевали передать за пять лет.

Какие у этого были последствия? Они достаточно очевидные. Возьмем учителей – мало кто из студентов педагогических вузов оставался в магистратуре. И это понятно – в школах тотальнейший дефицит молодых кадров. Условия для новых учителей создаются неплохие, и поэтому в образовательные учреждения идут бакалавры. Но согласитесь – есть большая разница, учился ли учитель вашего ребенка в вузе четыре года или пять. Говоря языком математики – падение на 20 %! А если речь идет про инженерные специальности? От уровня подготовки педагогов зависит наше будущее, воспитание и способность мыслить подрастающего поколения, а от работы технарей часто зависят жизни. Не хочу называть бакалавров недоучками, это и несправедливо, и неправильно. Но подсознательно есть именно такое восприятие.

Есть и еще один жирный минус. Во многих коммерческих и государственных структурах бакалавры не считаются в полной мере носителями гордого звания обладателя высшего образования. Конечно, это касается только определенных должностей, как правило – начальников. Но тем не менее такая оценка в какой-то мере обесценивает бакалавриат, и выпускники вынуждены продолжать учиться в магистратуре, теряя (в сравнении со специалитетом) как минимум год жизни. А иногда и два.

Валерий Фальков, выступая перед Госдумой, объяснил – новая система, которая очень сильно похожа на старую, поможет в первую очередь студентам.

– У нас будут понятия «высшее образование» и «специализированное высшее образование». Уже сейчас постепенно увеличиваем число образовательных программ продолжительностью 5–5,5 лет. В результате этих преобразований у выпускников появляется больше возможностей, – заметил Фальков. И добавил: – Надо переходить на 5–5,5 лет. Особенно это касается инженеров и педагогов.

В этой ситуации пугает только одно – вузы несколько лет перестраивали свои образовательные программы на четыре года обучения. Удастся ли оперативно вернуться к пяти годам? И не получится ли, что студенты, попавшие на очередную реформу в системе высшего образования, станут перебакалаврами, но недоспециалистами?

Комментарии для сайта Cackle