Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

«Женское кино» - это про автора? Темы? Целевую аудиторию? Давайте разбираться

10:30
3.49K
«Женское кино» - это про автора? Темы? Целевую аудиторию? Давайте разбираться

Кинофрик Эскина

Фото vk.com/renatalitvinova

Софокл: «Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной, как она начинает его превосходить».

– Прошлый киносезон стал поворотным для женской режиссуры. Самые влиятельные кинофестивали отдали женщинам основные награды.

И сегодня хочется вспомнить самых именитых женщин-режиссёров в России.

Татьяна Лиознова («Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на плющихе», «Карнавал»), Светлана Дружинина («Гардемарины, вперёд!») — умная красавица, авантюрная историческая тема, Алла Сурикова («Человек с бульвара Капуцинов», «Суета сует», «Ищите женщину», «Будьте моим мужем»), Кира Муратова — фестивальная любовь, Вера Сторожева (стала известна благодаря совместной работе с К. Муратовой), Валерия Гай Германика — девушка-загадка и большой скандал, Галина Волчек, Светлана Проскурина (мало известна широкой публике), Рената Литвинова, открывающая режиссёров современного времени.

Да, практически по сусекам поскребли...

Видимо, гендерное равноправие скромно стояло в стороне, когда речь заходила о режиссуре. Женщин-режиссёров очень мало, а известных — вообще единицы. Почему? Условно, но нужно признать, что мир кино — это мужской мир. Но справедливости ради хочется заметить. Женщины всегда были в кинематографе. И это не только актрисы-старлетки, декораторы, костюмеры, но и режиссёры, операторы, монтажёры (например, Елизавета Свилова — монтажёр фильма «Человек с кинаппартом» Дзиги Вертова, по совместительству его жена).

Как только речь заходит о мужчине и женщине непременно начинается деление на «мужское» и «женское». И в истории кинематографа эта тема, безусловно, одна из интереснейших тем. Это, конечно, связано с развитием феминизма, с одной стороны, и новыми наградами на Международных кинофестивалях, с другой.

Так, например, в 2010 году Кэтрин Бигелоу (бывшая жена главного монстра Голливуда Джеймса Кэмерона — «Титаник», «Аватар») стала первой женщиной, получившей Оскар за режиссуру. На Каннском фестивале 2016 года лучшие отзывы критиков заслужил фильм «Тони Эрдман» режиссёра из Германии Марен Аде.

Как Вы полагаете, уместно ли использовать термин «женское кино»? Что это такое? Американская исследовательница Дж. Мейн считает, что термин «женское кино» представляется, на первый взгляд, не требующим объяснений. На самом деле он включает в себя два разных понятия. Либо это фильмы, поставленные женщинами, либо это продукция, предназначенная специально для женской аудитории — «мелодраматическая по тональности и перенасыщенная эмоциями». Кинопродукция, выпускаемая женщинами, оппозиционна фильмам, которые ставят мужчины специально для женщин, т. к. в основе её лежит подлинный женский опыт.

Другая позиция на эту тему представлена иначе. Трудно сказать, чем отличается женское кино от мужского — все могут пользоваться одними и теми же средствами выражения. Алексей Герман-старший говорил: «Нет такого понятия „женское кино“. Я не ощущаю, что кино Киры Муратовой — женское, оно просто снято хорошим режиссёром. Эти картины мог поставить и мужчина».

Тут заступники мужского могут раздражаться и кричать: "А как же темы? Присутствие Автора-женщины отчётливо прослеживается в выборе тем — дети, рутинная работа, секс, изнасилования, развод, насилие в семье, старение, здоровье и т. д. (в отличие, например, от глобальных тем — война, прогнозирование будущего, большая политика, национальная идея и т. д.). С одной стороны, можно согласиться, но с другой стороны, есть женщины-режиссёры, которые любительницы крови, например, уже упоминаемая сегодня Кэтрин Бигелоу.

И не забудьте посмотреть короткий метр от Алис Ги Блаше. Она смогла заглянуть чуть дальше своих современниц и увидеть за эмансипацией женщин неизбежную феминизацию мужчин.

Феминистское кино привычно ассоциируется с кинематографом экспериментальным, если не сказать авангардным (что, естественно, предполагает и свою элитарность, — это, по определению, кино не для всех. Гендерные роли — это всего лишь социальный конструкт. И не более...

Комментарии для сайта Cackle
В разработке
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.