Репортаж из операционной: как избавиться от камней без мучений

Время удалять камни.
Как мучительные операции сменили малоинвазивные вмешательства.
Помнится, один дальний родственник рассказывал мне, как в середине 90-х ему удалили камни из почек. Он долго отказывался обращаться к медикам, думал, «само пройдет». Пока боль не стала невыносимой. После полостной операции он мучительно отходил от наркоза и долго восстанавливался. С тех пор по меркам истории прошло буквально мгновение, но медицина сделала революционный скачок. Мне и фотографу «Вестника» Алексею Андронову удалось в этом убедиться лично.
Урологическое отделение.
Более трех сотен пациентов из поселений Сургутского района в год проходят через урологическое отделение Сургутской окружной клинической больницы (СОКБ). Примерно треть из них оказывается в операционном блоке, куда мы заходим после строгой санитарной обработки. Свою одежду нас также просят сменить на медицинские костюмы, со специальной обувью, шапочкой и маской. В стерильном помещении многолюдно. Наш визит совпадает с проведением окружной урологической конференцией. Операции проводят именитые хирурги из Москвы, Санкт-Петербурга и Тюмени. За работой мастеров наблюдали десятки студентов, интернов и ординаторов.
Просто о сложном.
Микроперкутанная нефролитотрипсия – с этой операции началось наше знакомство с миром урологической хирургии. За этим непростым названием не менее сложное хирургическое вмешательство, которое еще несколько лет назад считалось чем-то из разряда фантастики. А сегодня в Югре поставлено на поток.
В боку пациента делается прокол в несколько миллиметров. Хирург вводит инструмент, на конце которого работает высокочастотный лазер. Цель – раздробить камень в почке размером в несколько сантиметров. Оксалат (камни, состоящие из содержащихся во многих продуктах питания соединений. – Прим. ред.) на глазах рассыпается на мелкие осколки, которые тут же выводятся из организма через специальную трубку.
Хирург комментирует каждое свое действие – молодежь впитывает знания.
– Мы можем видеть вживую, как работают мастера своего дела, как операции выполняются идеальным образом. На этом мы учимся, осваиваем и будем стараться воплотить это в жизнь, – делится впечатлениями врач-ординатор урологического отделения СОКБ Роман Гайнутдинов.
Пока мы общались с врачами, микроперкутанная нефролитотрипсия подходит к концу. Вся операция заняла около часа. Пациента увозят в палату, и уже скоро он придет в себя. Бывалые врачи помнят, еще относительно недавно подобное было бы невозможным.
Почувствуй разницу.
Те времена прекрасно помнит заведующий урологическим отделением Сергей Шелудько. Опытный врач, воспитавший не одно поколение хирургов, организовывает для нас настоящую экскурсию не только по оперблоку, но и по истории медицины.

– 10−15 лет назад это происходило с наибольшими затратами как для пациента, так и для врача. Операции по тем же самым коралловидным камням в почке были очень травматичные, очень энергоемкие, с привлечением большой бригады хирургов. Сейчас мы почти не делаем пациентам разрезы, а если и делаем, то делаем небольшие, – рассказывает Сергей Шелудько.
Пациентка Кристина – пример того, насколько быстро пациенты сегодня восстанавливаются после операции. За день до нашей беседы ей удалили камень из почки микроперкутанным методом. Если не знать этот факт, то и догадаться невозможно. Девушка ходит, улыбается и охотно рассказывает об ощущениях.
– Увезли, усыпили, проснулась. Быстро я отошла от наркоза. Чувствуется как ушиб какой-то. Просто ударилась, и вот остался ушиб с боку, – делится Кристина.
Нашу беседу прерывает завотделением: «Началась другая операция, за работой хирург из Петербурга».
А раньше бы удалили.
За операционным столом хирург, ведущий уролог группы компаний из Санкт-Петербурга Игорь Орлов. У пациента гидронефроз. Аномалия, которая раньше зачастую приводила к удалению почки.
– Это большое-большое расширение полостной системы почки. Из-за этого моча не опорожнялась должным образом длительное время, и на сегодняшний день нам нужно реконструировать мочеточник, создать нормальный ход, чтобы таких проблем не было у пациента, и сохранить почку, – поясняет Игорь Орлов.
Мастер кажется играючи справляется с задачей, попутно вызывая восторг у молодых коллег и непринужденно комментируя каждое движение рук.
У пациента, лежащего на столе, операция плановая. Мужчина знал о своем диагнозе и долгое время наблюдался у врача. К сожалению, не всегда обращение к специалисту бывает своевременным. Принцип «поболит и пройдет» все еще живет в умах некоторых югорчан, что приводит к печальным последствиям.
– Очень тяжелые осложнения могут быть, касающиеся ну и потери органа, и даже воспалительных тяжелых септических состояний, когда уже, несмотря на все выполненные мероприятия, помощь медицинская оказывается уже малоэффективна, – говорит Сергей Шелудько.
К счастью, таких случаев становиться с каждым годом все меньше. Растет сознательность пациентов, радостно отмечает специалист.
Мы покидали операционный блок под шум лазера, дробящего очередной камень. Молодые интерны все также внимательно следили за руками мастеров. Провожающий нас заведующий отделением все удивлялся неожиданным вниманием прессы – не привык, что тема урологии может быть интересна вне профессионального сообщества. Мол, направление слишком интимное, непопулярное. «А кто про вас расскажет, если не мы?», – «в полушутку, в полуправду» спросил я. Врач улыбнулся – на том и попрощались. Есть у нас все-таки табуированные темы, которые на самом деле касаются всех. Так зачем молчать?
Подписывайтесь на наш telegram-канал и группу во "ВКонтакте": там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Максим Щербаков, фото Алексея Андронова
МАТЕРИАЛ ОПУБЛИКОВАН В ГАЗЕТЕ «ВЕСТНИК» № 46 ОТ 21 НОЯБРЯ 2025 ГОДА.
чтобы не пропустить новые публикации

