Менторская практика Сургутского района «Мосты» по адаптации молодых учителей – лучшая в Югре

Менторская практика Сургутского района «Мосты» по адаптации молодых учителей – лучшая в Югре

Профессия учителя одна из самых сложных и ответственных. От умения педагога передавать знания зависят и оценки в дневниках, и желание самих школьников учиться. Но как это сделать? Как побудить интерес класса к познанию сложных наук, если сам только-только с дипломом вошел в профессию. Ответ на непростое уравнение нашли в Сургутском районе, где каждый пятый учитель – молодой специалист. Об уникальной в Югре практике педагогического наставничества «Мосты» и о том, как профи все-таки не рождаются, ими становятся, читайте далее.

Звонок звенит, но и звоночки тоже.

Дефицит учителей в школах – особенно для Севера – типичная проблема. Она сохраняет актуальность не только для «тюменской матрешки», но и других регионов России. К примеру, в 2023 году вакантными в Югре были 152 педагогические ставки, на Ямале – 170 ставок, в Тюменской области – 57. В нашем регионе наиболее востребованными значились вакансии учителей по русскому языку, комментировала ранее журналистам региональный представитель «Авито Работы» на Урале Елизавета Чурина. Есть нехватка и педагогов начальных классов. Для решения проблемы Северу нужны нестандартные решения.

Свои в классах.

Сургутский район определенно передовик Югры. Здесь к вопросу кадрового голода стали подходить со школьной скамьи. Решение первое – взращивание своих учительских кадров. Как пример – Екатерина Прошкина, 11-классница школы Барсово. В поселке на 6000 человек ее прокачивают к поступлению в вуз, во-первых, по линии профориентации, во-вторых, после получения диплома ждут домой – в родной поселок, где и семья здесь.

– Я учусь в профильном социально-педагогическом классе и в будущем хотела бы стать учителем, как моя мама, – говорит выпускница Екатерина.

Будущих учителей в Сургутском районе готовят в четырех профильных классах –
в Белом Яре, Лянторе и Барсово. Ежегодно эти школы выпускают в вузы страны полсотни подготовленных выпускников, определивших педагогику как дело всей своей жизни. Сегодня по схеме «собственных кадров» в Сургутском районе уже работают 24 молодых специалиста.

Приглашение ни в никуда.

Еще один путь – пригласить на работу молодежь из других регионов. В Югре молодым учителям предоставляют временное жилье, частично возмещают затраты на его аренду или покупку, оплачивают проезд до места работы, выплачивают стимулирующие надбавки, помогают оплачивать коммуналку и др. Однако практика показывает – дефицит есть, а значит есть над чем работать. Детально проработать этот вопрос на августовском совещании педагогов поручил властям уже глава ХМАО Руслан Кухарук.

– Кадровый дефицит — это проблема, которая сегодня характерна не только для муниципалитетов Югры, а и для многих городов нашей страны. Кадры, которые сегодня ждут в наших школах, детских садах, средних специальных заведений, вузах. Что нужно сделать, чтобы человек после получения образования вернулся на родину, был полезен там, где он родился? Достойные условия оплаты труда не всегда являются главным преимуществом. Первостепенная задача, которая стоит перед округом, — это создание комфортных условий для жизни, – отмечал
Кухарук на совещании перед стартом учебного года.

ЦИФРА:

2080 педагогов на сегодняшний день работают в Сургутском районе.

В Сургутском районе к учителям особое внимание. Помимо мер поддержки тут считают важным пунктом еще и заботу о молодых специалистах. Простую человеческую заботу. И это решение номер два от команды главы района Андрея Трубецкого. А именно запуск уникального менторского проекта «Педагогическая лаборатория «Мосты». Цель ее – помощь и наставничество для молодых специалистов.

– Программа адаптации молодых учителей стартовала в районе в 2023 году. Включает пять модулей, которые позволяют выявить профессиональные затруднения и скорректировать ситуацию. Один из ключевых – блок «SOS! Есть вопрос!» – позволяет участникам получить обратную связь от более опытных коллег и методистов в режиме реального времени, – прокомментировал в соцсетях Андрей Трубецкой.

В администрации Сургутского района уверены, педагогическая лаборатория «Мосты» – это не просто поддержка молодых учителей, это целый мир возможностей для их самореализации и профессионального роста. И каждый педагог, прошедший курс, станет не только квалифицированным специалистом, но и источником вдохновения для своих учеников.

Дорогу молодым.

Сегодня в школах и детских садах Сургутского района работает около 140 молодых специалистов, чей стаж не превышает трех лет. И в последние годы в образовательном полку по динамике продолжает пребывать.

– Если в 2022 году к нам пришло работать всего 20 специалистов, то в 2024 году их составило уже 39, в два раза больше. Поэтому для нас самое важное – создать такую систему сопровождения молодых специалистов, которые только окончили вуз и приходят в наши школы и детские сады не только, чтобы им было интересно работать, но и самое главное, чтобы им было комфортно работать, – пояснила Ольга Кочурова, директор департамента образования администрации Сургутского района.

Взяли верх.

Конечно, такой подход с заботой к адаптации молодых учителей не мог не остаться незамеченным – проект Сургутского района «Педагогической лаборатории «Мосты» на днях стал лучшим в Югре. Сегодня работа по развитию кадрового потенциала продолжается. Следующий шаг или решение команды главы – реализация проекта «Район возможностей». Его цель уже выше прежних – взращивание руководителей в сфере образования.

ФАКТ:

С начала сентября 2024 года в образовательные учреждения Сургутского района трудоустроено 35 молодых специалистов. Раскрытие их потенциала и помощь в наставничестве предусмотрены нацпроектами «Образование» и «Молодые профессионалы». 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Лилия ДЖЫГА, 

ФОТО Алексея АНДРОНОВА,

Материал опубликован в газете «Вестник» № 45 от 15 ноября 2024 года.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации