​Нефтяник беднее таксиста? Как работа в сфере добычи черного золота перестала радовать зарплатами

​Нефтяник беднее таксиста? Как работа в сфере добычи черного золота перестала радовать зарплатами

Многие из тех, кто сегодня ищет работу, задаются вопросом: «Что происходит с нефтяной отраслью?» Когда-то работа там была мечтой, а теперь слывшие ранее богачами нефтяники говорят: «Условия суровые, а платят хуже, чем таксистам». «Обеднение» добытчиков черного золота часто становится поводом для жалоб в тесноте домашних кухонь, но сколько в них правды, и куда теперь идти, чтобы зарабатывать? Разбираемся в материале «Вестника».

Кто кого?

Для начала разберемся, кто, где и сколько зарабатывает. Для примера возьмем распространенную в нефтянке специальность – бурильщик, а также две профессии, где не надо ни далеко ездить, ни долго и мучительно учиться: те самые таксисты и курьеры.

Согласно данным портала «Авито Работа», предприятия в ХМАО предлагают бурильщикам в среднем около 190 тысяч рублей за 30-дневную вахту. За этот же период курьерам обещают – 112 тысяч рублей, а таксистам – «скромные» 109 тысяч руб­лей. Разница, казалось бы, есть. И внушительная. Но вот нюанс – бурильщики получают оплату за вахту, после которой еще есть целый месяц свободной нерабочей межвахты. Значи, и сумму в 190 тысяч рублей впору делить на два. Путем нехитрых вычислений можно понять, что по факту нефтяник получает действительно меньше – всего около 95 тысяч рублей в месяц.

При этом аналитика сервиса показывает, что таксист не только богаче, но и нужнее того же бурильщика. Соотношение количества вакансий к резюме между специальностями сильно отличается. И не в пользу нефтяников. Если у таксистов и курьеров рынок, что называется, принадлежит соискателю, то у бурильщиков пока наоборот.

Нефтяники дают газу.

Замечая такую разницу, нефтяники покидают «насиженные места». Бывший бурильщик Кирилл (имя изменено по его просьбе) рассказал «Вестнику», что долго думал, куда податься, и остановил свой выбор на «родственной» газовой отрасли.

– С начала 2010-х работал на месторождении неподалеку от дома, в ХМАО. Давно уже пошли разговоры, что нефтянка стала не та. Долго думал, но пару лет назад ушел в Газпром, теперь каждую вахту езжу в ЯНАО. Платят гораздо лучше, и это при том, что я им обхожусь в копеечку – дорогое ведь удовольствие возить меня туда-сюда, – говорит бывший нефтяник.

По словам Кирилла, он в этом не одинок. Нефтяники ХМАО все чаще выбирают трудоустраиваться в газодобывающие предприятия ЯНАО. Высокие северные – большой плюс, но дело не только в них.

– У меня и коллеги многие так поступили – ушли из нефтянки в газ. Условия работы плюс-минус те же, а вот зарплаты почему-то разные. Конечно, за счет северных, в том числе, все-таки на Ямале они другие, но и без них нас не обижают, – отметил югорчанин в беседе с корреспондентом «Вестника».

Цифра: 95 тысяч рублей в месяц в среднем получает вахтовик-нефтяник в ХМАО.

Фокус сместился.

Тенденцию, о которой говорят рядовые работники отрасли, замечают и экономисты. По словам независимого экономического эксперта Людмилы Прониной, такая миграция кадров вполне закономерна.

– Эти направления – газодобыча и нефтедобыча – всегда были немного соперничающие. А люди очень быстро ориентируются, выбирают места, где им действительно будут предлагать наибольший заработок, – подчеркнула специалист в разговоре с «Вестником».

Фокус на газ сместился не только у тех, кто ищет место работы: происходят и куда более глобальные процессы, некоторые из них напрямую связаны с новой геополитической реальностью.

– Потребность в добыче нефти стала несколько ниже. Это связано с обстановкой, в которой мы сегодня оказались. Логистические пути перестраиваются, спрос на международном рынке не такой, как прежде. Сейчас достаточно серьезное внимание уделяется именно газодобыче, – отметила Людмила Пронина.

Мыслим глобально.

Причина проста – на газ всегда есть покупатель, причем богатый и ненасытный – Китай. Именно КНР становится основным экспортным рынком для добывающих предприятий России. Еще в прошлом году в Газпроме заявили, что планируют направить свободные объемы газа именно в Поднебесную. Запускаются газопроводы, которые ведут от месторождений прямо к китайским границам.

Да и на поставки трубопроводного и сжиженного природного газа в Европу санкции, которыми пытаются запугать Россию последние несколько лет, очень удобно не распространяются. Цены на него в августе обновили максимум с начала 2024 года, а вот нефть в этом плане не радовала – даже на фоне конфликта на Ближнем Востоке, который, казалось бы, должен был спровоцировать подорожание.

– Цены на нефть, прямо скажем, в этом году были так себе – особенно этим летом и осенью, цена была ниже 70 долларов за баррель. Если смотреть объективно, вряд ли цены за ближайшее время до конца года как-то радикально изменятся, – отмечал в разговоре с изданием «Муксун.fm» главный редактор издания «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев.

И в будущем ситуация если и может поменяться, то не в лучшую сторону. Тенденция к декарбонизации заставляет экспертов думать, что в перспективе нефть будет только дешеветь.

- Учитывая восстановление спроса на альтернативные источники энергии - путем как наращивания мощностей возобновляемой энергетики в ЕС, так и активизации политики декарбонизации производств в крупнейших экономиках, цены на российскую нефть будет поступательно снижаться с 70 долларов за баррель в 2024 году до 65,5 долларов за баррель к 2027 году, - обратила внимание Людмила Пронина.

ФАКТ:

В ЯНАО максимальные северные надбавки – 80 %. ХМАО расположен южнее, поэтому в регионе, за исключением Белоярского и Березовского районов, процентная надбавка за стаж на Крайнем Севере не превышает 50 % заработка. Кроме того, применяется районный коэффициент. Южнее 60 градусов северной широты – 1,3, севернее – 1,5. В ХМАО от района к району показатель может разниться, а в ЯНАО по всей территории начисляют 1,5. 

Что нужно нефтянику.

На фоне таких экономических явлений сверхприбыли нефтедобывающей отрасли запросто могут превращаться в просто прибыль, и тут, наверное, встает другой вопрос – на чем компании готовы экономить? Не на оплате ли труда своих рабочих? По словам Кирилла, в Газпроме зарплаты наоборот повышают.

– Только в этом году где-то на 15 % подняли зарплаты, чтобы свои не уходили, а чужие подтягивались, – отметил бывший неф­тяник.

Какая бы не складывалась геополитическая обстановка, нефть будет нужна всегда. А значит всегда будут нужны и нефтяники. Но что нужно нефтяникам? Кирилл говорит, немного – чтобы денег хватало на отпуск с семьей и на здоровье, которое губишь, проводя по полгода на месторождениях. И тогда, может, добираясь до дома от вокзала, не придется думать, а сколько в месяц получает разъезжающий в теплой машине таксист, у которого каждый день и семья рядом, и цивилизация под боком.

СПРАВКА:

Почти пять лет назад, 2 декабря 2019 года, был запущен в работу газопровод «Сила Сибири». Начались первые в истории трубопроводные поставки российского газа в Китай. Теперь разрабатывается проект газопровода «Сила Сибири – 2» из России в Китай через территорию Монголии.
– Проект находится в высокой степени готовности, начало практической реализации станет возможным сразу после согласования с китайской стороной ценовых условий и объема поставок, – сообщала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге в августе 2024 года.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Дарья ЩЕГЛОВА,

ФОТО из архива редакции,

Материал опубликован в газете «Вестник» № 44 от 8 ноября 2024 года.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации