Младенцы на продажу: история суррогатной матери из ХМАО о родах для незнакомцев

Младенцы на продажу: история суррогатной матери из ХМАО о родах для незнакомцев

Тема суррогатного материнства для большинства людей – тайна за семью печатями. Одни считают, что рожать для других семей недопустимо и морально уродливо, другие, наоборот, воспринимают это как помощь тем, кто своих детей иметь не может. Бытует и такое мнение, что детей, которых рожают суррогатные матери, продают на органы. «Вестник» попытался разобраться, кто идет в суррогатные матери, какие критерии и нюансы есть в этой «работе», и сколько готовы платить женщинам, вынашивающим под своим сердцем ребенка на продажу. Рассказываем все как есть из первых уст.

P.S. Изначально мы планировали писать этот материал без упоминания имени и фамилии героини, так как тема считается щепетильной. Однако наша героиня – суррогатная мать из Сургута – настояла на обратном, для нее важна открытость.

Алгоритмы соцсети завели.

Екатерине Сенгеповой из Сургута 24 года. Первого ребенка для незнакомцев она родила в 2023 году. Спустя год сургутянка вновь вступила в программу суррогатного материнства и сейчас она находится на 23 неделе беременности.

У молодой мамы есть свой ребенок – дочь. Мысль о том, чтобы стать суррогатной матерью для других семей появилась у девушки в 2020 году, когда она наткнулась в соцсети на видео девушки, вынашивающей ребенка для чужих людей.

Появился интерес. По словам девушки, изначально цели обогатиться у нее не было, хоть за услугу и платят немалые деньги. Гонорары за суррогатное материнство доходят до нескольких миллионов рублей (но об этом позже). Сургутянке, по ее словам, хотелось просто осчастливить бездетную семью. К поиску потенциальных родителей девушка вернулась лишь спустя два года, так как восстанавливалась после первых родов.

– Душевный порыв Екатерины помочь другим – знакомые и родные одобрили и даже гордились девушкой, рассказывает она.

На специальном сайте, где бездетные пары ищут суррогатных матерей, девушка оставила анкету. Потом пошел отклик, как от биородителей, так и от репродуктивных агентств.

– Я искала пару из Сургута, а у нас тут не так много выбора среди биородителей. В основном, это люди, которые идут на последний шаг к достижению статуса «родители», у кого-то это последняя возможность получить генетически родного для себя малыша, – рассказывает девушка.

Это вообще законно?

Девушке писали также из-за рубежа. С Екатериной связывались пары из Беларуси, Грузии, Германии, Кипра, Казахстана и Китая. Но везде есть свои нюансы. Например, чтобы стать суррогатной матерью для белорусов, нужно быть официально замужем.

Но, пожалуй, главный злободневный нюанс – законодательный запрет. Если в 2020 году иностранцы еще могли воспользоваться услугой суррогатного материнства в России, то с декабря 2022 года – это стало категорически запрещено. Закон одобрили депутаты Госдумы.

– Это позволит предотвратить торговлю нашими детьми, защитить малышей от ситуаций, когда они попадают в однополые пары или становятся жертвами преступлений, в том числе продажи на органы, – объяснял ранее причину принятия закона председатель Госдумы Вячеслав Володин.

К услугам суррогатных матерей по новому закону, могут прибегнуть лишь россияне, состоящие в браке и одинокие женщины, которые не могут по медицинским показаниям выносить или родить ребенка самостоятельно. Тем не менее, многие женщины, рассказывает сургутянка, все равно вынашивают детей для пар из-за рубежа, уезжая на момент родов из России. В противном случае ребенка иностранцев отдадут в детдом.

– Если иностранец находит суррогатную маму в России, она обязана переехать в страну либо сразу, либо частичным переездом – после 24-30 недели беременности. Если ребенок родится на территории РФ, биологические родители не смогут его забрать, его отдадут в детдом, – объясняет девушка.

Связываться с иностранцами Екатерина не решилась, мешал языковой барьер. В итоге девушка нашла пару из Сургута. Общение с ними было минимальное, несмотря на то, что это не запрещено, рассказывает сургутянка. О том, чем занимаются эти люди, какой образ жизни ведут, девушка до сих пор не знает.

Суррогат строгого режима.

Когда «семейная пара – заказчик» найдена, суррогатная мать сдает анализы: мазок, УЗИ малого таза, ЭКГ. Екатерине также потребовалось получить заключение от психоневрологического диспансера и терапевта.

– Возраст до 35 лет, здоровая, наличие минимум одного своего ребенка, но не более трех-четырех родов. Без кесарева сечения по большей степени, – объясняет сургутянка, какие еще существуют критерии отбора суррогатных матерей.

Для будущих родителей здоровый образ жизни суррогатной матери очень важен. Нельзя ни пить, ни курить. «Заказчики» вправе попросить женщину сдать тест на наличие алкоголя или никотина в крови. В случае, если результат будет положительным, суррогатную мать оштрафуют – минус два процента от гонорара. А могут и вовсе расторгнуть договор.

Правила зачатия.

После одобрения репродуктолога между сторонами заключается договор. Самый главный пункт – полная конфиденциальность и неразглашение. Фамилии, имена, возраст, место работы – все должно оставаться в секрете.

В договоре еще прописываются обязанности каждого, порядок расчетов, всевозможные риски, как для биородителей, так и для суррогатной матери. Спойлер – гарантий точных никто дать не может. Не факт, что плод приживется в матке суррогатной матери, да и сама она может подвергнуться всевозможным рискам вплоть до летального исхода. Суррогатной матери нужно соблюдать правила: наблюдаться у врача, следить за самочувствием, информировать родителей о протекании беременности.

В случае выкидыша или других повреждений плода, биородители обязаны оплатить медицинские расходы и лечение суррогатной матери. Все суммы согласовываются обоюдно.

Оплата за счастье.

Суммы гонорара в сфере суррогатного материнства разнятся. Все зависит от города, страны, от того, сотрудничаете ли вы с агентством или напрямую с родителями.

Изначально Екатерина взаимодействовала как раз с репродуктивным агентством, однако впоследствии биородители, по неизвестной девушке причине, с ними распрощались.

Сегодня, говорит молодая мама, спрос на услугу значительно вырос. Соответственно, выросли и суммы «зарплат».

– Если сравнить 2018 год, то тогда платили от 700 тысяч до 1,5 млн рублей, если повезет. В нынешнее время минимальные гонорары идут уже от 1,2 млн и до 2,5 млн рублей, если не больше. Многие готовы заплатить большие деньги, чтобы иметь своего ребенка, но в основном это люди с достатком. Высокие гонорары также зависят от будущей страны, города, где родится малыш, – рассказывает девушка.

Помимо прочего, девушкам ежемесячно перечисляются деньги на медикаменты, витамины, одежду для беременных. Екатерине, например, платили 25-30 тыс. рублей в месяц.

– Передача денег происходила путем денежного перевода на карту, заранее прописанную в договоре. Либо наличными через расписку. Все расходы, связанные с программой, берут на себя биологические родители, – отмечает суррогатная мать.

Свой первый гонорар сургутянка положила на вклад в банк.

«Черные» мамашки.

В программу суррогатного материнства идут разные женщины. Кто-то – чтобы осчастливить бездетную семью, а кто-то – исключительно ради денег. И последних, говорит девушка, возможно, даже большинство. Среди них есть и мошенницы, которые просто забирают всю сумму гонорара и больше не выходят на связь.

Агентства, предоставляющие услугу суррогатного материнства, сразу добавляют в черный список мошенниц. Свой ЧС ведут и простые люди в социальных сетях. На одну такую группу во «ВКонтакте» подписаны более восьми тысяч людей. Список суррогатных обманщиц там постоянно пополняется.

А что церковь говорит?

С точки зрения церкви, практика суррогатного материнства «является унижением человеческого достоинства женщины». Пат­риарх Московский и всея Руси Кирилл публично выступал против и призывал депутатов Госдумы ограничить суррогатное материнство не только для иностранцев, но даже для самих россиян. По его мнению, оно разрушает семейное единство. Более того, у церкви скептическое отношение и к «суррогатным» детям. К примеру, крестят таких только в сознательном возрасте или после покаяния родителей.

– Я призываю Госдуму положить предел использованию услуг суррогатного материнства для иностранцев, а также задуматься об ограничении этого явления в России, ведь и в нашей стране оно разрушает семейное единство и становится формой эксплуатации нуждающихся женщин, – заявлял он на IX Парламентских встречах в рамках Международных образовательных чтений.

Тем временем, наряду с тем, как женщины рожают для «нуждающихся в детях семей», есть другая категория рожениц – мамы, для которых даже родная кроха – проблема. Это дети-отказники, которым нет места ни в семье, ни в сердце матери. Даже собственной. Причины тому, конечно, разные – маргинальный образ жизни, незапланированная беременность, низких доход в семье. И таких в статистике Минпросвещения РФ на 2023 год – 358 006 человек – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Так, зачем плодить «суррогат», если можно удочерить или усыновить сироту из детдома, сделав тысячи маленьких судеб счастливым? Зачем тратить миллионы и поддерживать бизнес «инкубаторства»? Это еще несколько размышлений от противников суррогатного материнства. Ответы на эти вопросы, пожалуй, зависят от будущих родителей: от их установок, желания отдавать другому или деления на «свое и чужое». Кстати, у этого вопроса тоже есть своя статистика.

Что думают простые люди о суррогатном материнстве?

Опубликованный в 2024 году опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что 97 % россиян знают о суррогатном материнстве. Из них 84 % считают допустимым его использование, но преимущественно в особых случаях (68 %). В гипотетической ситуации невозможности иметь детей половина россиян предпочла бы принять в семью ребенка из детского дома (52%). Суррогатное материнство выбрали бы 25%.

Исходя из опубликованных данных, за десять лет россияне стали лояльнее относиться к суррогатному материнству. Тем не менее, настороженное отношение к услуге все еще сохраняется. Суррогатное материнство чаще всего воспринимается как «вспомогательная репродуктивная технология, а не рядовая норма». Каждый десятый житель России считает недопустимым использование услуги суррогатного материнства, ни при каких обстоятельствах – 11%.

Чаще к суррогатному материнству относятся как к норме молодые люди в возрасте до 35 лет – те, кто рос в условиях, когда о суррогатном материнстве достаточно много говорили.

– В этой группе 27-31% допускают обращение к услугам суррогатных матерей в любой ситуации и считают это нормальным, – говорится в сообщении ВЦИОМ.

Отмечается, что, чем старше россияне, тем реже они говорят о суррогатном материнстве в таком ключе (35-44 лет – 17%, 45-54 лет – 12%, в группе старше 60 лет – 8%).

Факт: по итогам 2023 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России составила 358 006 человек (2022 год – 375 699 чел.), в том числе:

– 322 628 человек на воспитании в семьях (2022 год – 337 598 чел.);

– 31 654 человека под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2022 год – 34 077 чел.);

– в отношении 3 724 человек исполнение обязанностей опекуна или попечителя возложено на органы опеки и попечительства (2022 год – 4 024 чел.). 

Как происходит процедура искусственного оплодотворения?

Но вернемся к нашей героине. Взвесив все плюсы и минусы, суррогатная мать Екатерина начала готовиться к своей первой на тот момент процедуре искусственного оплодотворения. Стала принимать витамины, прогестерон, эстрадиол для «заглушения» собственной овуляции и помощи в росте эндометрия. Спустя какое-то время она пошла в клинику.

– Необходимо прийти с хорошим настроем в назначенное время в клинику, на полный мочевой пузырь, это для того, чтобы могли по УЗИ разглядеть матку для переноса эмбриона, – вспоминает сургутянка.

В программе суррогатного материнства участвуют три человека:

– генетический отец, чья семенная жидкость используется для оплодотворения;

– генетическая мать, которая предоставляет свою яйцеклетку для оплодотворения;

– суррогатная мать, которая вынашивает и рожает ребенка.

Яйцеклетку биоматери оплодотворяют спермой отца в чашке Петри, после чего получившийся эмбрион переносят в матку суррогатной мамы.

Суррогатное материнство – бережная работа.

После этого начинается девятимесячный отсчет. По словам Екатерины, ее первый опыт вынашивания весь период проходил без осложнений, в том, числе с психологической точки зрения. Это еще один нюанс. Носить ребенка под сердцем, а потом отдать его «заказчикам» – для большинства женщин представляется одним из самых сложных этапов. Для Екатерины таких барьеров не возникало. Она отнеслась к суррогатному материнству, просто как к бережной работе.

Совсем не сложно, я относилась и отношусь к суррогатной беременности, как к бережной работе, никогда не возникало вопроса или мысли о том, что я могу привязаться к малышу. Считаю, что, если такой вопрос возник в голове, то лучше вообще не стоит идти в программу, – отмечает девушка.

В январе 2023 года Екатерина родила суррогатную девочку. После родов происходит самое лучшее и эйфорическое состояние, говорит девушка, можно, наконец-то, лечь на живот.

– Родители малыша уже с ним и счастливы, что же может быть лучше? – спрашивает сургутянка.

После рождения малышки девушке пришлось писать согласие на передачу ребенка его биологическим родителям – «заказчики» вписывают свои имена в свидетельство о рождении. Дальнейшее общение с семьей и даже малышом возможно, но лишь по желанию обеих сторон. У Екатерины такого желания не возникало.

Есть и ситуации, когда суррогатные матери решают оставить ребенка себе. В этом случае женщины обязаны все расходы по программе выплатить биородителям, в том числе, неустойку, приравненную к сумме окончательного гонорара. Но, как говорит девушка, это происходит крайне редко.

Помогая другим, помогает себе.

Сегодня, спустя год, Екатерина Сенгепова снова стала суррогатной матерью. Она на 23 неделе беременности. В этот раз девушка пошла в программу по финансовым соображениям. В ближайшее время на «суррогатные» деньги планирует брать ипотеку. Все-таки своя дочь растет, нужна жилплощадь.

Как сложится жизнь девушки дальше, будет ли она еще рожать для бездетных семей – сургутянка пока так далеко не загадывает.

– Не буду зарекаться, не знаю, как будет дальше, и как пройдут нынешние роды. Но одно точно скажу, сходив один раз в программу, обычно трудно остановиться, – шутит девушка.

К суррогатному материнству можно относиться по-разному. Но факт остается фактом – для многих пар – это единственная возможность стать родителями. И многие этот шанс не упускают. 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Карина ДРОЗДЕЦКАЯ

Фото Алексея АНДРОНОВА

Материал опубликован в газете «Вестник» № 34 от 30 августа 2024 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации