Жители Сургутского района перенеслись в былину о славянском мире на века назад
В Белом Яре прошел фестиваль «День славянской культуры». Более тысячи жителей Сургутского района и гостей пришли окунуться в атмосферу старины. Не упустила возможность сесть в «машину времени» и наш корреспондент. В этом материале вы узнаете, что в Древней Руси стоило, как современный «Майбах», почему пожары от молнии тушили молоком и отчего татарский поцелуй считался табу? Подробнее о традициях славян на Руси – в репортаже Карины Дроздецкой.
Прямо пойдешь – силушку измеришь.
Громкая музыка, девушки в платьях, расписанных яркими узорами, парни с саблями – оригинально и колоритно встречают гостей фестиваля в Белом Яре. На местном стадионе, где проходит праздник, многолюдно как никогда. Последние теплые деньки уходящего лета пришли поймать как сами жители поселка, так и приезжие из других поселений Сургутского района.
Забав – полным-полно. Налево пойдешь – древнерусского воина встретишь, направо – заморских деликатесов купишь, прямо пойдешь – силушку богатырскую измеришь. Туда мы и отправились.
На площадке уже вовсю меряются мускулами силачи. Среди них – жительница Белого Яра Алена Трофимова. Девушка одета в синенькое платьице с кружевами, на голове – кокошник. Не долго думая, Аленушка берет в руки гирю, и становится сразу понятно, даже спустя века русской женщине все по плечу.
– Гиревым спортом я занимаюсь восемь лет, с 2016 года. Поднимала гири весом 10 килограммов и 24. Мой рекорд – 47 раз, в позапрошлом году его установила, – объясняет с виду хрупкая девушка в кокошнике.
Алена Трофимова – бронзовая чемпионка УрФО по гиревому спорту из Белого Яра. В этом году она также привезла бронзу из Екатеринбурга, где проходили Всероссийские соревнования по армрестлингу. Сейчас, говорит спортсменка, она больше уделяет времени новому поколению – тренирует маленьких «богатырей» из Сургутского района.
Андрей Трубецкой, глава Сургутского района: – Отличный фестиваль, хороший повод вспомнить истоки нашей культуры. Большое спасибо организаторам, участникам и зрителям – без вас этого всего не было бы!
Направо пойдешь – деликатесы югорские найдешь.
На фестиваль приехали и ремесленники из разных городов округа. Так, Евгения Травница из Сургута продает травяной чай, смеси для приготовления настоев и орешки, залитые медом. Как уверяет женщина, все продукты натуральные и без ароматизаторов.
– У нас на Алтае есть свои ребята-поставщики, которые доставляют нам травы, также мы выезжаем в район Тундрино собирать дикоросы, где чистая экологическая зона. Более 13 лет занимаемся этим бизнесом, – рассказывает женщина.
Устоять, конечно, было невозможно. Уехать с пустыми руками – моветон. Теперь за 350 «целковых» корреспондент «Вестника» каждый вечер принимает на грудь целебный чай со вкусом «клубничного сбора».
Чуть поодаль стоит Инна Гузынина. Она тоже приехала из Сургута, но ее купеческая ниша – украшения. Девушка плетет изделия в технике макраме. На ее прилавке есть все для русских красавиц: сумочки, бижутерии, брелоки и многое другое. На каждое у мастерицы уходит по минимум три-четыре часа работы.
– Вот это у меня поистине ювелирная работа, – Инна держит маленькую красную сумочку размером с ладошку, – по затратам материала она недорогая, но времени уходит много. Сумочку я вязала из атласной ленты, она не держит узел, это очень тяжелая работа. На нее у меня ушла неделя, – сетует девушка.
Пока рукоделие для девушки всего лишь хобби. Но в будущем, бьется об заклад Инна, она намерена превратить увлечение в большой бизнес, ведь, как она говорит сама, восторг у нее вызывает «каждая бусина». Воплотить в мечты в реальность у Ирины есть все шансы. В районе всячески поддерживают предпринимателей через гранты, субсидии. А региональный проект «Выбирай свое» открывает все пути отечественному производителю.
Налево пойдешь – воина встретишь.
Разговор с мастерицей прерывает лязг мечей и звон доспехов. Зрители у сцены становятся свидетелями эпичной битвы воинов в доспехах.
На «средневековом» ринге – ребята из клуба исторической реконструкции «Северный ветер». Они приехали из Екатеринбурга. Желающим, в том числе и нам, предлагают примерить кольчугу и взяться за мечи. Лихо соглашаемся.
На тело надевают рубаху, затем сами доспехи. Они достаточно увесистые – 9,5 килограмм, сразу чувствуешь, как «прибивает» к земле. Еще один минус – металлические кольца кольчуги цепляют волосы, поэтому перед тем, как ее примерять, лучше их собрать. Надеваем шлем, берем в руки меч, щит и превращаемся в русскую амазонку.
– Кольчуги попадали в Древнюю Русь из арабского мира. Это были очень дорогие доспехи. По сегодняшним меркам – по стоимости как автомобиль «Майбах». [стоимость машины доходит до 33 млн рублей – прим. ред.], – рассказывает один из членов клуба исторической реконструкции с псевдонимом «Эин».
Сделав пару фотографий на память, снимаем доспехи. Довольные идем знакомиться со средневековыми играми и гадать на славянских рунах. Все это тоже – часть программы фестиваля, который проходит в Сургутском районе уже в четвертый раз. Из года в год, по словам властей, растет число, как гостей, так и самих участников праздника.
– Фестиваль стал традиционным. Мы пригласили гостей из разных городов Югры и России. У нас есть также наши коллеги, которые приехали показать свои работы из Нефтеюганского района, Кондинского района, Сургута – это мастера художественных промыслов. Можно с ними пройти мастер-классы, сделать уникальный сувенир под их руководством. Работает спортивная площадка, на сцене – лучшие фольклорные коллективы Сургутского и Нефтеюганского районов. Можно посмотреть на дефиле народных костюмов. Работают торговые ряды, – рассказала замглавы Сургутского района Ольга Журавская.
Владимир Мансуров, помощник депутата Думы Тюменской области: – Славяне – это те, кто последнюю рубашку отдадут, товарища спасут. Разобьемся в лепешку, но сделаем для другого все, что угодно. Мы друзья, товарищи, всегда друг другу помогаем в беде.
Факты о Древней Руси.
Сегодня наши знания о древней эпохе похожи, скорее, на сказочную мифологию, где были отважные богатыри, характеризовавшие родную землю как «молочные реки с кисельными берегами». Однако реальные факты о жизни Руси куда менее поэтичны, но тоже очень любопытные.
Так, историки утверждают, что жители Древней Руси жили скромно, но к жилью относились основательно. Дома строили на века, а самый светлый угол в нем выделяли под «красный уголок», где располагали «божницу» – полочку с иконами. В этом же углу ставили и стол, где семья трапезничала. Традиция молчать за обедом пошла с тех же времен. Считалось, что на голоса слетятся к столу голодные «злыдни» и принесут в дом голод, нищету и болезни.
Особое отношение было и к огню. Его старались постоянно поддерживать в доме, им сжигали все, что считалось плохим. Огонь от молнии приравнивался к божественному и тушили такой пожар не простой водой, а самой чистой жидкостью – молоком. Для этих целей также допускалось использование кваса или пива.
Еще один любопытный факт из жизни славянских семей – личная жизнь. Между мужем и женой было табу на «татарский» поцелуй. Это был своего рода аналог «французского» поцелуя. Церковь считала его греховным деянием.
Конечно, на протяжении большой истории Руси традиции и мировоззрение людей менялись. Но одно, пожалуй, осталось – это восприятие через поколения русской души, русского человека. Даже сейчас большинство из нас скажут, что за душой этой скрывается простота и доброта в общении, искреннее стремление помогать другим. Идет это от сердца, скажете вы, но у предков и на это было свое поверье – русская душа «гнездится» в так называемой «яремной впадине» – ямочке под шеей. В ней или рядом с ней раньше старались хранить мешочек с деньгами, чтобы быстро их достать. Если мешочка не было, про таких говорили: «Ни гроша за душой».
Фестиваль славянской культуры стал ярким событием уходящего лета и подарил поистине сказочное настроение всем его гостям. Но это только начало. Сургутский район – многонациональный. Совсем скоро будем гулять на праздниках, посвященных кавказской и тюркской культурам.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Карина ДРОЗДЕЦКАЯ
Фото Марины ХВАЛЕВОЙ
Материал опубликован в газете «Вестник» № 33 от 23 августа 2024 года
чтобы не пропустить новые публикации