​Цифровые беспризорники: родители часто недооценивают онлайн-угрозы, а их последствия вполне реальны

14:00
264
​Цифровые беспризорники: родители часто недооценивают онлайн-угрозы, а их последствия вполне реальны

Когда вы впервые дали телефон ребенку в руки? До какого периода хорошо понимали, что он там смотрит и с кем взаимодействует? Многие родители выстраивают защитные барьеры по наитию, есть те, кто перегибает палку. Но ведь стерильное онлайн-пространство может сделать ребенка изгоем. О том, как найти баланс между дозволенным и безопасным, шеф-редактор «Вестника» Алсу Хайретдинова поговорила с руководителем направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андреем Сиденко.

– Когда готовилась к нашему интервью, в частности изучая угрозы для детей в онлайн, нашла любопытное сравнение интернета с улицей. Справедливая аналогия?

– В контексте того, что на улице дети узнают новую информацию, коммуницируют, встречают друзей, играют – да. В интернете, как и на улице, есть правила безопасности, например, следуй знакам, это касается контента, который не подходит ребенку по возрасту.

Сравнивать можно детально, но вот простой пример: с помощью родительского контроля мы учим детей использовать интернет и его возможности, очерчивая безопасный периметр. Также мы ведем ребенка по улице, обозначая, где пешеходный переход, парк, место для общения, расставляя заборчики, куда ему не нужно ходить. Так и программа родительского контроля позволяет создать в интернете пространство, где ребенок может безопасно взаимодействовать с контентом.

На одной волне безопасней.

– Родительский контроль – это обязательно, как детское автокресло?

– Мы рекомендуем устанавливать родительский контроль ребенку с покупкой первого собственного гаджета. Это своего рода помощник родителей в цифровом мире, с помощью которого они могут контролировать время, контент, знать, ребенок сейчас в школе, идет домой или он дома, а должен быть в школе.

Вопрос «до какого возраста» остается открытым, здесь решение принимает семья. Это зависит от традиций, принципов воспитания, культуры общения с гаджетом в семье, насколько ребенок погружен в информационную среду, знает правила безопасности – все это нужно учитывать.

Нет такого, мол, мой дорогой друг, тебе 14 лет – отключаем контроль. Можно какие-то категории ресурсов оставлять, а другие устройство будет блокировать, например, материалы, связанные с порно. При этом, образовательная информация, по этому направлению может быть открыта. И это повод мягко начать разговор о том, что в данный момент волнует ребенка. Есть возможность открывать и запрещать конкретные сайты, создавать черные списки.

В среднем в пять-восемь лет ребенок начинает активно использовать гаджет, у 88 % детей в начальной школе есть свое устройство для выхода в интернет.

– Как подростку объяснить необходимость установки родительского контроля и надо ли? Они же не подпускают к своим смартфонам. Или это из серии «после года воспитывать поздно»?

– После года, может, и не поздно. Каждый случай мы, конечно, не можем рассмотреть индивидуально, но у нас есть советы психолога внутри продукта. Они как раз с ответами на самые популярные вопросы, которые могут возникнуть у родителей по поводу использования программы родительского контроля, в том числе связанные с возрастными особенностями и другими самыми сложными вопросами.

Вообще, родительский контроль помогает формировать правило, например, о том, что с гаджетом можно провести два часа в день. При этом не родители разбираются за каждую лишнюю минуту, а независимый судья – приложение. У ребенка формируется представление о том, как устроено время, он учится распределять его на офлайн-активности, учебу, спорт, дела по дому, личную гигиену, сон, подготовку в школе. В этом случае не родитель злой, а есть правила, которым стоит следовать.

Великий и ужасный интернет. 

– Вы затронули тему угроз, говоря о контенте для взрослых, но это ведь не все. Есть топ популярных и ужасных опасностей, которые поджидают детей онлайн?

– Нельзя сказать, что какая-то из них более ужасная, а какая-то менее. Я бы выделил несколько направлений. Первое – онлайн-груминг, когда злоумышленники втираются в доверие к детям и пытаются от них получить фото, видео, текстовые переписки личного и интимного содержания, потом шантажируют детей, чтобы получить еще больше такого контента или даже встретиться онлайн. Каждый ребенок знает, что на улице нельзя общаться с незнакомыми. То же самое в интернете. Дети не всегда говорят родителям о том, что к ним пытается втереться в доверие какой-то незнакомый взрослый.

Второе – избыточная публикация информации о себе в соцсетях, компьютерных играх, мессенджерах. Дети обмениваются фотографиями, личной информацией, указывают номер телефона в профиле, выкладывают фото, указывают геопозиции. За этим, конечно же, нужно следить, объяснять, чем это чревато.

По данным аналитического отчета АО «Лаборатория Касперского» за 2023 год, почти каждый пятый ребенок (19 %) жалел о некоторых публикациях, которые делал в сети.

Третье – кибербуллинг – травля в сети «Интернет». В отличие от агрессии в реальном мире, кибербуллинг не имеет географической привязки, поэтому ребенок может сталкиваться с травлей в сети 24 на 7. Мы говорим о случаях, когда незнакомые люди оставляют не очень хорошие комментарии к фотографиям или постам, пишут неприятные сообщения. Научить не обращать на это внимание невозможно. Поэтому мы говорим только о технических мерах защиты. Если это произошло, ребенку важно объяснить, что ни в коем случае не надо оправдываться и писать ответные комментарии. Первым делом заблокировать обидчика, а если надо – входящие сообщения и возможность комментирования. Если ребенок получает угрозы жизни и здоровью – это повод обратиться в правоохранительные органы. А дальше постараться отвлечь его, добавить офлайн-активности, отключить соцсети, поддержка ему в этот момент нужна как воздух.

У большинства родителей есть представление о том, что кибербуллинг – чисто цифровая проблема, которая живет только в онлайн. У кибербуллинга есть реальные проявления: снижение социальной активности, снижение академической успеваемости, зачатки депрессивного поведения, ребенок уходит в себя, могут быть проявления в виде бессонницы, раздражительности.

Четвертая угроза – мошенничество в интернете, фишинг-ресурсы, скам-ресурсы, спам-ресурсы. Это кража аккаунтов, кража данных. Для защиты можно использовать технические решения в виде программ, защищающих от зловредного программного распространения, фильтры звонков, родительский контроль. И нетехнические – образование, выстраивание доверительных отношений.

Пусть меня научат.

– В школьных программах появилась функциональная грамотность. Детей учат распоряжаться деньгами, временем, а вот про нормы поведения онлайн – ничего. Если говорить о смежных дисциплинах, то на информатике в пятом классе детей учат делать презентацию в PowerPoint. Слишком запаздывает программа, не все родители хорошо разбираются в правилах безопасности онлайн. Где дети могут освоить эти знания, чтобы не набить шишки?

– Наша компания поддерживает несколько федеральных проектов. Первый – «Урок цифры», на одноименном сайте ребенок может в игровой форме освоить эти знания. Тренажеры для разных возрастов в бесплатном доступе. Там можно изучить информацию, связанную с кражей данных, безо­пасностью в социальных сетях. На последнем уроке мы говорили про безопасность домашней сети Wi-Fi, безопасность интернет-вещей, подключенных к нему, как настраивать пароли, об опасности перехода по фишинговым ресурсам, чем это грозит, как мошенники могут использовать данные. Есть проект «Цифровой ликбез», оба эти проекта поддерживают Минпросвещения и Минцифра.

Также я разработал учебное пособие для внеклассной работы в начальной школе, где подробно объясняю, как обучить детей вопросам информационной безо­пасности, медиаграмотности, какие задания можно давать, как их встраивать в систему обу­чения, пособие есть в книжных магазинах.


Можно задонатить?

– Вопрос касается онлайн-игр. У школьников их целый набор.

– Да. Стэндофф, Роблокс, Майнкрафт…

– Площадки дают возможность игрокам переговариваться. Есть фильтры, которые контролируют диалоги, ведь партнером по игре может стать кто угодно, и это настораживает.

– Вы не сможете читать переписку, не нарушая личных границ ребенка, с помощью родительского контроля это тоже сделать нельзя. Поэтому надо объяснять, что есть угроза онлайн-груминга, когда втираются в доверие, просят скинуть реальное фото, рум-тур по квартире, показать машину родителей, спрашивают, где живешь, что-то из личной жизни, кто родители… Такое общение надо сразу прекращать или уводить в шутку. Вместо своей фотки отправить скриншот аватарки и сказать, мол, да, я так выгляжу. Так вы учите ребенка не делиться личными данными с человеком, которого он не знает в реальной жизни.

Онлайн-мошенники хорошо разбираются в трендах, популярных играх и могут использовать игровой процесс, чтобы украсть, перепродать, обмануть, заскамить, предложить покупку игрового инвентаря, новых модов, скинов или сыграть в новую версию игры Standoff 3. При этом с архивом игры установить зловредное программное обеспечение.

Кроме потери собственных данных, которыми стоит дорожить, могут быть финансовые убытки. Дети переводят реальные деньги за несуществующий товар. Важно объяснить, какой бы желанной ни была цифровая валюта, она не соотносится со стоимостью реальных денег. Очень удобно объяснить это на понятных величинах, например, конфета стоит 50 рублей, а ты хочешь потратить сумму как на 100 конфет, и это особо тебе не понадобится в реальной жизни.

– Завершающий вопрос. До чего дошел прогресс? Допустим, по номеру телефона ребенка о чем можно узнать, если он появится в открытом доступе?

– Все это связано с оверширингом – избыточной публикацией информации о себе. Если ребенок публикует ее в огромном количестве, можно найти много всего не только по номеру телефона, но и другой косвенной информации.

Если ребенок разместил в открытом доступе номер телефона, геометки кафе, в котором постоянно бывает, с кем он общается, интересы по спорту, группам… Любой человек, сильно не занимаясь поиском информации, может добыть это все на личной странице в соцсетях. Вопрос не в технологиях. Прогресс мы не остановим, но мы можем контролировать и обучать детей фильтровать, задерживать информацию, которая попадает в сеть.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Алсу Хайретдинова

Фото предоставлено АО «Лаборатория Касперского» и из архива редакции

Материал опубликован в газете «Вестник» №20 от 24 мая 2024 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации