Пилота нет, полет нормальный

13:00
4.48K
Пилота нет, полет нормальный

Главу Югры познакомили в Лянторе с технологией уникальных беспилотников.

Комарова встретилась с производителями беспилотников, которые покорили Лянтор. На что способны новейшие дроны, где их можно применить, и как завершился визит главы региона, читайте в материале «Вестника».

Знакомьтесь, Птеро.

Четыре года назад Лянтор привлек внимание разработчиков из Москвы, чьи сотрудники проводят полный цикл разработки беспилотников: от создания до диагностики. Так они решили обосновать на полигоне в Сургутском районе сервисно-летный центр.

– Нам было недостаточно места в Москве, да и стоимость аренды довольно высокая, поэтому мы стали обращать внимание на регионы страны. Нам помогла РОО «Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи «Пересвет», предоставив эту площадку. В Лянторе идеальное место для полетов, рядом нет большого числа населенных пунктов, мы можем безопасно эксплуатировать технику, – рассказывает главный конструктор ООО «Международный центр мониторинга» Амир Валиев.

Власти Югры в начале этого года приняли новую для региона концепцию по созданию специальной инфраструктуры для беспилотников. Этому направлению планируется уделить большое внимание. Возможно, визит главы региона связан именно с этими планами правительства, поскольку центр в Лянторе – пока что одна из ключевых баз для развития системы дронов в ХМАО.

История уникального для региона центра начинается с небольшого помещения в ангаре, куда сопровождают губернатора Югры Наталью Комарову. Ее знакомят с квалифицированными операторами-пилотами, которые пристально следят за полетом кружащего беспилотного летательного аппарата.

Главе региона показывают одну из главных разработок компании — БВС «Птеро-G1». Самолет весом в 20 килограммов работает на бензиновом двигателе внутреннего сгорания и может летать до 15 часов, преодолевая около 1300 километров. Технике не будут страшны снег и дождь, она выдерживает сильные морозы. Список ее задач обширен.

– Самолет может с любой высоты, будь то 100 или 3000 метров, проводить аэрофотосъемку, в том числе в труднодоступных местах. Мониторить мы можем абсолютно все, что угодно: нефтяные разливы, трубопроводы, газопроводные линии, электропередачи, железные пути, – объясняет ей Амир Валиев.

За десять лет существования компания произвела около 50 беспилотников, часть из которых решает задачи в зоне СВО. Последние полгода специалисты проектируют «БАС Т10», который смог бы держаться в воздухе около 30 часов и выполнять разные задачи. Его фишкой станет система антиобледенения, рассказывают Наталье Комаровой.

– Для чего это нужно? – интересуется она.

– Весной и осенью, когда температура держится около нуля градусов, в направлении воздуха наступает обледенение, а для самолетов – это самый большой бич, – отвечает главный конструктор компании.

340 тысяч километров облетели беспилотники компании «МЦМ» за 2023 год над Югрой, ЯНАО и Томской областью.

От неуча до профи.

В другом помещении главе региона демонстрируют макет разборного самолета, который создан для обучения молодежи. Специалисты центра и «Пересвета» готовы открыть профильные курсы подготовки.

Для некоторых сервисно-летный центр уже стал местом получения профессии. 19-летний Сардор Зикрин раньше жил в Татарстане. Он приехал в Лянтор год назад, чтобы пройти практику на базе центра. Теперь он – главный специалист по электрическому обслуживанию и электросистемной эксплуатации, руководитель проекта по дополнительному образованию в Лянторе.

– Я пришел сюда абсолютно «нулевым» специалистом. Постепенно освоил необходимые навыки в эксплуатации беспилотных авиационных систем самолетного типа на двигателе внутреннего сгорания. В настоящее время проектирую собственный самолет, – рассказывает он о себе.

Андрей Трубецкой, глава Сургутского района:

Уже сейчас студенты колледжей могут проходить здесь практику, а позже быть трудоустроенными как на основном производстве в Москве, так и в Сургутском районе.

В настоящее время для лянторских школьников организуют занятия, которым интересна авиация.

– Во время слетов или соревнований военно-патриотических клубов мы набираем группу ребят и рассказываем им основы аэродинамики, принцип работы беспилотников, – отмечает руководитель региональной общественной организации «Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи «Пересвет» Сергей Юдин.

В перспективе – проводить занятия в учебных заведениях.

Дружбе быть?

Сейчас ООО «Международный центр мониторинга» работает в Югре в основном с нефтяниками, например, с ПАО «Сургутнефтегаз», помогая им оценивать состояние трубопроводов топливно-энергетического комплекса. Но компания готова предложить довольно широкий спектр услуг.

– У нас есть еще ряд проектов, которые мы можем вам представить. Это создание общей сети связи для всех, реализация постоянного дежурства беспилотников во всем регионе и не только в ХМАО, но и в соседних регионах, – говорит главный конструктор ООО «Международный центр мониторинга» Амир Валиев.

КСТАТИ:

В феврале 2024 года власти Югры утвердили концепцию развития инфраструктуры для беспилотных транспортных систем на 2023–2030 годы. Правительство рассчитывает, что по завершении ее реализации 95 % территории округа будет покрыто каналами связи и управления беспилотными воздушными судами.

Беспилотники также можно использовать для мониторинга ситуации с лесными пожарами, перевозки грузов или развития сети мобильной связи в отдаленных поселениях. Перспективы от использования дронов оценила Наталья Комарова. По итогам ее визита было принято решение более детально в будущем обсудить вопросы сотрудничества.

– Направления деятельности — перспективные, начиная от создания железа, интеллектуального сопровождения, инфраструктурных проектов. Определимся с учетом большого набора различных направлений и на чем-то точно сойдемся, – завершает встречу губернатор Югры Наталья Комарова.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Элина ГАЙСИНА

ФОТО Алексея АНДРОНОВА

Материал опубликован в газете «Вестник» №19 от 17 мая 2024 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации