Посткрокусный синдром: как страна после теракта в Подмосковье ополчилась на гостей из Средней Азии
Или как страна после теракта в Подмосковье ополчилась на гостей из Средней Азии.
В России после теракта в «Крокус Сити Холле» гости из Средней Азии, да и представители многих российских этносов, столкнулись с оскорблениями и даже угрозами в свой адрес. Люди не хотят садиться в такси к водителю, которого зовут, например, Ильфат, а некоторые «общественники» призывают приобретать оружие, чтобы «обезопасить» себя от иностранцев. Все это называется ксенофобией – боязни «чужих», «не наших». Такой страх и ненависть в свое время привели к Холокосту, этническим чисткам в Югославии в 90-х прошлого века, беспорядкам в Германии в 2018 году. Что думают о ситуации религиозные наставники: мусульмане, православные и католики? Можно ли утихомирить вспыхнувший негатив? – разбирался журналист «Вестника».
На одной земле.
Шовинистическая фраза «понаехали тут» после теракта стала чаще мелькать на просторах сети. Пока одни требовали ужесточить меры по контролю за мигрантами, другие призывали вернуть смертную казнь. Порция негатива прилетала даже представителям коренных этносов страны. Имам лянторской мечети Абдулкаюм хазрат Исхаков отмечает: в обществе набирают обороты ксенофобские настроения.
– Часто проверяю соцсети. Очень много негатива в адрес мигрантов. Пишут, мол, понаехали. На самом деле в большинстве своем эти мигранты – работяги, они трудятся на стройках, чтобы прокормить свою семью. В их адрес незаслуженно сыплются обвинения. Кто займет их место, если они уедут из страны? Сфера строительства встанет, – говорит имам.
Сейчас священнослужитель всерьез задумывается над новой проповедью, в которой он расскажет прихожанам, как реагировать на выпады агрессоров.
– Возможно, такие проповеди были бы полезными. Нужно проявлять терпение, стараться не отвечать злом на зло. У нас в Коране так прописано. Мы должно устраивать добрососедские отношения. Все мы живем на одной земле, – отметил Абдулкаюм хазрат.
Каюсь, согрешил.
Священник, клирик сургутского храма Николая Чудотворца, иерей Николай Глухарев часто во время исповеди слышит признания прихожан, которые сами испытали ненависть к людям неславянской внешности.
– Вопросы часто задают, особенно когда проводится таинство исповеди. Говорят, ехали на такси, водитель – нерусский, проявили грубость. Мы, конечно же, говорим, будьте милосерднее. Думайте в первую очередь о человеческом факторе, – рассказывает священник.
Николай Глухарев понимает страх своих прихожан. Трагические события в «Крокус Сити Холле» заставили миллионы людей сопереживать пострадавшим, многие начали испытывать тревогу за себя и своих близких. Но нашими страхами могут манипулировать, отмечает священнослужитель, и это нужно помнить.
– Нельзя всех грести под одну гребенку. У меня в кругу есть парикмахер таджик, к которому я обращаюсь. Хороший человек, давно к нему хожу. Занимаюсь футболом, там тоже есть ребята таджики и люди других национальностей. У нас даже в храме работает узбек. У него день рождения 7 января на Рождество Христово. Он разнорабочий. К нему все относятся с уважением, – объясняет Глухарев.
Сейчас, по мнению Глухарева, стоит полностью положиться на государство и правоохранительные органы, которые знают, как обезопасить нас.
Одна кровь.
Отец Павел, священник католического храма в Сургуте, однажды побывал в Иерусалиме, где ему пришлось заказывать такси. На его вопрос к водителю «Ты христианин или мусульманин» тот показал ему вену.
– Сказал, что у нас течет кровь одного цвета, и мы все люди. Это меня очень удивило. Можно воспринимать людей как предметы. Не видеть в них личности. Но нужно понимать, что это такой же человек, как и ты. У него есть свои эмоции и чувства, – поделился историей из жизни отец Павел.
Священник уверен, что религия учит тому, что все вокруг – это наши братья и сестры, у нас один отец.
Усиленный контроль.
На следующий день после теракта власти ХМАО отменили все развлекательные мероприятия и усилили меры антитеррористической безопасности. Мигрантов стали ловить повсюду – в общежитиях, магазинах, на предприятиях. В Югре поймали почти 80 нелегальных «гостей», которым предстоит выдворение, сообщили ранее в окружной полиции.
Рейды продолжаются и сейчас. Как рассказал «Вестнику» замначальника отдела профилактики и терроризма администрации Сургутского района Ильвир Нафиков, в муниципалитете практически ежедневно проводятся проверки.
– Недавно, например, провели мероприятия по антитеррористической защищенности торговых объектов, собрали предпринимателей. Указали, какие требования необходимо соблюдать. В школах проходили обучения по эвакуации при террористических угрозах, – рассказывает Нафиков.
В Сургутском районе нарушений не было выявлено. Однако властные структуры держат руку на пульсе. В том числе следят за обстановкой в целом и проявлениями ксенофобии в отношении самих мигрантов.
– В Сургутском районе агрессивного настроя не наблюдаем. Чтобы избежать подобных настроений, необходима профилактика. В школах мы постоянно проводим лекции, оставляем на сайтах различные памятки. Все мы люди, нужно это помнить, и тогда никакой ксенофобии не будет, – заключил Ильвир Нафиков.
К чему может привести в долгосрочной перспективе ксенофобия? Эксперты считают, что измученные от враждебности мигранты, будут покидать страну. Это уже наблюдается в регионах. Например, в стройкомплексе Югры отмечается нехватка кадров – строительная сфера теряет людей из-за оттока иностранной рабочей силы. Священнослужители говорят, поддаваться панике и страхам нельзя. Нашу безопасность должен обеспечивать закон, который един для всех. А ксенофобия ведет лишь к экономическим и социальным проблемам.
Александр ЛОМАКИН, первый замминистра строительства и ЖКХ РФ: – В России в общем счете в сфере строительства трудится около 800 тысяч трудовых мигрантов.
В Югре 80 нелегалам предстоит выдворение.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Карина Дроздецкая
ФОТО Алексея Андронова
Материал опубликован в газете «Вестник» №14 от 12 апреля 2024 года
чтобы не пропустить новые публикации