«Дневник ханта»

09:20
389
«Дневник ханта»

Сегодня у Владимира Айваседы из Сургутского района только на YouTube около 64 тысяч подписчиков, еще больше миллиона людей смотрят его ролики в ТikTok. За «Дневником ханта» следят не только россияне, среди аудитории много иностранцев. Жизнь на стойбище через объектив камеры нашла своего зрителя, и сегодня блогер фактически стал мировым тревел-гидом по уникальным местам тайги загадочного Русского Севера.

Успех нечаянно нагрянет.

Ролик о том, как северные народы добывают рыбу, набрал более трех миллионов просмотров. На кадрах Владимир и его товарищ сначала разбивают кувалдой толстый лед на реке. Рыбу ловят на национальный пон – ловушку, сплетенную из прутьев, высотой в человеческий рост. Мешок щуки и окуня за раз – обычное дело при такой методике.

– На улице было – 38 градусов. Нам пришлось ехать около 30 км от стойбища. Переживал, что аккумулятора на камере не хватит. При таком холоде хватило на пятиминутный ролик. Посчитал его неудачным и отложил на полгода. В какой-то момент решил выложить в сеть. Я не поверил увиденному, за сутки 20 тысяч просмотров, – рассказывает Владимир.

Нефть в прошлом.

Потом он снимал еще и еще: показывал жизнь коренного этноса Югры, тестировал снегоход на камеру, учил людей хантыйскому языку, делился с подписчиками тем, как оленеводы перегоняют свои стада. Кстати, у 28-летнего блогера на хозяйстве 120 голов. Олени – богатство и гордость Владимира, но понимание это пришло с годами. С детства мечтал стать нефтяником. Проработав четыре года оператором по добыче, ушел. Душа требовала творчества.

– Наше пастбище находится за 100 км от Когалыма, приходилось раз в неделю мотаться в город, чтобы смонтировать и выложить видео в сеть. Добирался перекладными – сначала на снегоходе, потом на попутках. Спустя два года «Дневник ханта» начал приносить свои плоды. Меня узнавали на улице, приглашали на официальные мероприятия, – продолжает рассказ молодой блогер.

Спрос на этнику.

В какой-то момент подписчики начали выходить на связь и просить выслать «хоть что-то с колоритом». Тогда у Владимира зародилась мысль о производстве сувенирной продукции. Он освоил технику предков по изготовлению национальных ножей, а заодно нашел мастериц, дополнив бизнес-предложение эксклюзивной одеждой и обувью народа ханты.

– За последние два года со стойбища мы отправили около 500 посылок как по России, так и в другие страны. Нашу одежду заказывали жители Англии, Ирландии, Германии. Также очень популярны кисы – одна пара обуви из оленьих лап служит 35 лет. На ее изготовление требуется две недели упорной работы мастера. Кстати, кисы в основном заказывают жители Якутии и Казахстана. Такой путь – тоже возможность популяризировать культуру нашего народа, – продолжает свой рассказ бывший нефтяник.

Опять в школу.

Развитие блогерства среди молодежи, в том числе среди представителей коренного этноса, набирает спрос у зрителя. Это уже не просто «покрасоваться перед камерой», а настоящая профессия. Нынешние реалии понимают и в кабинетах власти региона. Проведение в Ханты-Мансийске IV Всероссийского форума национального единства – одна из возможностей повысить свое мастерство.
Владимир и его коллега по видеоцеху из Сургутского района Ирина Сопочина стали учениками интенсива «Школы этноблогеров». Вместе с экспертами ее участники обсудили вопросы популяризации традиционной культуры и родных языков в современных медиа и интернет-пространстве.

Интернет дали.

Сегодня вдохновленный и «прокаченный» Владимир вновь вернулся домой. Занимается оленеводческим делом отца и продолжает снимать ролики о быте людей тайги. Только мотаться за 100 км в город уже перестал. В стойбище пришла цивилизация – провели высокоскоростной интернет, чему наш герой несказанно рад. Развивать аккаунт станет проще, да и бизнес вести будет легче. Владимир горит идеей знакомить мир с необычными и языческими традициями народа ханты. И, конечно, с экрана телефонов передавать вековые ценности этого кочевого народа современной молодежи.

Олег СТИПАНЮК, начальник отдела взаимодействия с национальными объединениями и религиозными конфессиями администрации Сургутского района:

– Этноблогер – профессия будущего, в действительности это профессия настоящего. Современные реалии говорят нам о необходимости использования новых медиатехнологий при реализации и продвижении социально значимых этнокультурных проектов. Основная задача этноблогера – сохранение и популяризация языков, национальных культур и традиций. Именно поэтому им уделяется много внимания. Каждый этнос по-своему уникален, и благодаря этноблогерам раскрывается эта уникальность и самобытность.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Лилия ДЖЫГА

ФОТО  из личного аккаунта Владимира Айваса во «ВКонтакте»

Материал опубликован в газете «Вестник» №19 от 19 мая 2023 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации