Живодеры в законе

13:33
295
Живодеры в законе

Работает ли уголовная статья о жестоком обращении с животными?

«Живодер из ХМАО надругался над собакой и бросил ее умирать в заброшенном доме», «В Лянторе неизвестные травили бездом­ных животных с бирками на ушах», а «В Нефтеюганском районе бизнесмен застрелил собак», – такими заголовками регулярно пестрят публикации в СМИ в Югре. По закону за подобные деяния живодеры должны привлекаться к уголовной ответственности по статье 245 УК РФ (жестокое обращение с животными). Максимальное наказание по ней – лишение свободы до трех лет. Но работает ли статья, и есть ли в ней изъяны? В теме разбиралась корреспондент «Вестника».

Братья наши меньшие. 

Анастасия Рындина – волонтер благотворительного фонда помощи животным «911» из Сургута. О бесчеловечных поступках местных живодеров она знает не понаслышке. Как только ни издевались над четвероногими: в них стреляли из арбалета, ружья, а один пес из дачного кооператива «Виктория» лишился ушей – он не понравился соседу.

– Пес находился на частной территории, соседу это не нравилось. Он затянул удавку, кто-то держал собаку, а он резал уши, – вспоминает Анастасия.

По каждому такому случаю волонтеры, конечно, обращаются в полицию. Но не всегда правоохранители принимают меры.

– Приехала полиция, на собаке был ошейник, я предложила взять отпечатки пальцев, они отнекивались. Они выполняют свою работу минимум по уставу, на максимум никто не претендует, но они не опрашивают даже свидетелей, не собирают улики, работают просто наотмашь, – считает девушка.

Волонтер уверена, что и в ситуации, которая произошла недавно в Нефтеюганском районе, преступника не накажут. Там местный бизнесмен застрелил собак. Как заявляли очевидцы, свой поступок мужчина оправдал тем, что животные мешали клиентам ходить. Полиция Неф­теюганского района сейчас проводит проверку, однако никакой информации о расследовании не разглашает.

От закона не убежишь?

Статистка показывает, что количество подобных прецедентов в ХМАО выросло. Так, в 2021 году правоохранители выявили всего 10 преступлений по статье о жестоком обращении с животными, а в 2022 – уже 17. Однако до суда доходят не все дела – за два года всего шесть. Кто-то из зооненавистников получил штраф, кто-то – условное наказание. Но ни один из них не лишился свободы. Пресс-служба полиции ХМАО-Югры говорит открыто – есть трудности с расследованием таких преступлений.

– Основной проблемой, возникающей в ходе расследования уголовных дел, является отсутствие свидетелей (очевидцев) либо видеофиксации преступления, то есть оно совершается тайно и, как правило, сообщения, поступающие в органы внутренних дел, содержат констатацию факта обнаружения трупа животных либо животных, имеющих повреждения. В случаях же, когда виновное лицо установлено, необходимо доказать наличие у него умысла на жестокое обращение с животным, желание причинить ему боль и страдание, – отметили правоохранители в ответе на запрос корреспондента «Вестника».

Сама статья 245 – «сухая», формулировки размытые, не понятно, что вообще является жестоким обращением, пояснил «Вестнику» источник в силовых структурах, который пожелал остаться анонимным. По его словам, доказать, что человек совершил преступление по 245 – задача сложная.

– Практически всегда известно, кто фигурант дела. Проблема в том, что необходимо доказать умышленное причинение вреда животному. Это сложно, так как в статье размытые понятия, что такое жестокое обращение. Я, например, посчитаю, что это жестокое обращение, другой человек – нет. Еще одна проблема – не могут обнаружить очевидцев. А есть свидетели, которые и вообще не хотят выступать в суде, мол «зачем мне это надо, по судам ходить», – рассказывает инсайдер.

Равнодушие людей – отдельная проблема, считает собеседник. Очень сложно доказать вину преступника, если очевидцы и свидетели предпочитают не светиться.

Он маленький, сдачи не даст. 

Откуда такая жестокость к братьям меньшим? И может ли зооманьяк переключиться на людей? Клинический психолог Любовь Проводникова рассказывает: живодеры издеваются над животными, так как осознают, что они слабые и не могут дать отпор. Корни такой агрессии зачастую тянутся из детства.

– Это вопрос плохого воспитания и, возможно, в том числе, что в семье было так заведено, что родители срывались на ребенке. Когда человек не осознает свои эмоции и не понимает, как правильно их выразить, первое, что попадается под руку – тот, кто не может тебе дать сдачи, – объясняет психолог.

Еще одна категория зоопреступников – патологические садисты.

– Если же речь идет о преднамеренном причинении вреда, боли тому, кто не может себя защитить, кто не может постоять за себя, то это садистские наклонности, это патологические вещи. Есть такие люди, которые заводят себе животных, чтобы реализовывать свои темные психопатологические начала, – рассказывает психолог.

В обоих случаях речь идет о низком эмоциональном интеллекте живодера, о его низкой степени ответственности и о проблемах в детстве. Такие люди, отмечает психолог, могут сорваться и на человека, который слабее их.

Чтобы не вырастить живодера, нужно с раннего возраста прививать ребенку правильные ценности – рассказывать о том, что животных обижать нельзя, что они не могут защититься и обратиться к кому-то за помощью. Важно, чтобы о подобном говорили и воспитатели детских садов, а еще лучше – организовывали живые уголки, где дети могли бы ухаживать за животными, прививая себе ответственное отношение, отмечает психолог.

Беззаконие порождает самоуправство. 

По мнению руководителя АНО «Югорский СоветникЪ» Алексея Редькина, статья о жестоком обращении с животными ничем не отличается от всех остальных. С точки зрения юриспруденции, формулировки в ней вполне нормальные, считает эксперт.

– Для меня, как юриста, формулировки понятные. Любой закон, когда он есть, гораздо лучше, чем то, когда его нет. Сегодня, читая мнения зоозащитников, о том, что плохо прописано, могу сказать следующее. Зоозащитник, конечно, вправе давать оценку по поводу того, как правильно содержать животных. А правовую оценку может дать практика и время, – отмечает руководитель АНО «Югорский СоветникЪ».

Алексей Редькин советует зоозащитникам обратиться в Государственную Думу, к своему депутату и предложить свои уточнения и даже изменения к федеральному закону.

Гуманно?

Изменения могут произойти уже в ближайшем будущем. Но не совсем те, которые хотели бы зоозащитники. В мае Госдума рассмотрит законодательную инициативу, которая позволяет проводить эвтаназию бездомных собак. Ее уже поддержало правительство. Это произошло после ряда случаев нападения бездомных животных на людей и гибели ребенка в Оренбурге.

Поправки вызвали негативную реакцию со стороны общественности. Сургутские волонтеры даже записали видеообращение с просьбой не принимать законопроект об эвтаназии.

– Мы 16 лет ждали закон, защищающий бездомных животных. Мы, зоозащитники Сургута, делаем все возможное со своей стороны: лечим, спасаем, защищаем, стерилизуем наших животных. Нам нужны гуманные поправки в закон, эвтаназия – это убийство, – отмечают волонтеры.

Активисты предлагают создать зоополицию, ввести мораторий на разведение животных и ужесточить наказание за безответственное отношение к хвостатым.

Проблема безнадзорных животных – пожалуй, одна из самых старых в стране. Решить ее не получается уже не один десяток лет.

Наряду с новостями о жестоком обращении с собаками, кошками, в повестке появляются и новости о покусанных людях. Каждый год зоозащитники конфликтуют с теми, кто лицом к лицу столкнулся с агрессивными животными. Кто виноват, что менять в законодательстве – эти вопросы остаются все еще актуальными.

Комментарий.

Татьяна Дударенко, начальник отдела экологии и обращения с отходами администрации Сургутского района:

– Мы постоянно проводим разные акции, чтобы привлекать внимание и популяризировать гуманное отношение к животным: «Ласковый май – собаку забирай», «Не бросай меня на даче», «сНежный пес» и другие. Сборы кормов и еженедельные прогулки с собаками из приюта– это уже традиция. Информацию о животных, которые ищут дом, мы и волонтеры постоянно размещаем в соцсетях и даже на сайте администрации района.

Кстати.

Сегодня в России эвтаназия животных запрещена. Действует гуманная методика по отлову бездомных четвероногих – ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация и возврат).

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Карина ДРОЗДЕЦКАЯ

ФОТО Алексея АНДРОНОВА

Материал опубликован в газете «Вестник» №16 от 28 апреля 2023 года