Зов Севера

09:00
607
Зов Севера

Интервью с Сергеем Сидоркиным, который из-за любви к Северу 30 лет прожил вдали от цивилизации.

Официального статуса «старосты» у Сергея Сидоркина, который прожил 30 лет в деревне Каюковой Сургутского района, не было. Официально он был просто директором местной школы, но жители отдаленного поселения всегда считали его своим главой. Имя Сидоркина занесено в книгу «Почета и Памяти Сургутского района», он является почетным работником общего образования Российской Федерации. При нем маленькая деревня буквально поднялась с колен. Интервью с негласным «отцом» Каюковой.

Сергей Сидоркин родился в Республике Марий Эл, в школе мечтал строить БАМ, окончил физико-математический факультет пединститута. Получив высшее образование, в 1980 году решил исполнить свою мечту – уехать за северной романтикой.

– Сергей Александрович, почему вы приехали именно в Сургут?

– Получилось, можно сказать, случайно. В 1980 году я поехал до Тюмени, там объявили посадку на город Сургут. И я спонтанно решил купить билет именно в Сургут. По приезде пошел в районо (Прим. ред.: в СССР так называли районный отдел народного образования) и в итоге попал сначала на работу в Малоюганскую восьмилетнюю школу.

Приехал налегке, с собой теплых вещей не было. Местные жители с этим помогли. За что им спасибо.

Меня поставили классным руководителем 6 класса, но через месяц ученики 7 класса попросили меня быть их классным руководителем. Не знаю почему, возможно, я им понравился.

В Малоюганской школе я проработал девять лет. Затем недолгое время был начальником хозяйственной группы, занимался снабжением школ Сургутского района. Потом уже мне предложили должность директора в школе Каюковой. 

– Какой была деревня, когда вы туда приехали? Была ли там связь и другие блага цивилизации?

– Тогда в деревне электричество подавалось только в дневное время, линию электропередачи провели лишь в 2002 году. За 12 лет мы поменяли дизелей 5-6 штук. В деревне не было связи, была только рация, и работала она по часам.

В школе обучались от 24 до 32 детей. Школа-интернат была построена в 1986 году, поработала два года, а с 1988 по 1990-й была закрыта – не было директора и учителей. При мне школа вновь заработала. 

– Насколько я знаю, деревню по большей части отстраивали за счет недропользователей...

– Да. В советское время каждое крупное предприятие города Сургута шефствовало над хантыйскими деревнями. Над Каюковой шефствовало ООО «Газпром трансгаз Сургут». Тогда они по-другому назывались.

Перед началом учебного года мы приехали в школу с комиссией, с главой Сургутского района, были представители ООО «Газпром трансгаз Сургут». Дали указания, что поменять, что построить. Самое главное – дали указание отремонтировать котельную.

Мы строили котельную своими силами. Но сваркой занималось подразделение «Газпрома», готовые трубы отправляли вертолетами в Каюкову. Котельную запустили в декабре. В 1991 году мы смогли начать учебный процесс.

Вообще, все снабжение интерната было за счет именно ООО «Газпром трансгаз Сургут»: мебель, инвентарь, парты, ручки, питание – все везли на вертолетах. Вертолеты заказывал тоже «Газпром». Я на них также летал, помогал, чем мог: ремонтировал что-то, развозил детей, завозил продукты в магазины.

– Когда мы приезжали в Каюкову, местные жители говорили, что именно благодаря вам нефтяники активно начали «вливать» денежные средства в поселение. Как вам удалось заполучить их расположение?

– Дружба с «Газпромом» зародилась с моим приездом в деревню Каюкову. Я, увидев, как живут люди в этой деревне, решил, что надо что-то менять. Своими силами это сделать не мог. Поэтому обратился в письменной форме в «Газпром» и получил положительный ответ.

Я человек общительный, целеустремленный. Познакомился лично с работниками, заместителем и главой «Газпрома». До конца моей работы в Каюковой у нас были дружеские отношения.

С 2002 по 2003 год, благодаря недропользователям, сделали капитальный ремонт в школе и интернате. Корпуса школы и интерната стояли отдельно, их соединили теплым переходом. Поставили новую электрическую, компактную дизельную котельную, также приобрели водоочистную установку. Территорию интерната обложили дорожными плитами и поменяли забор вокруг школы.

– Вы очень много делали для деревни, школы. А чем вы занимались в свободное время?

– Я работал с утра до вечера, утром уходил в интернат, в 21:00 шел домой, а в выходные проверял интернат. Так что толком свободного времени у меня не было.

– Думаю, благодаря вашей общительности вы смогли заполучить расположение и самих жителей деревни. Обращались ли они к вам с личными проблемами?

– Мы всегда друг друга поддерживали, помогали, были одной, дружной семьей. Люди всегда приходили ко мне со своими проблемами. Особенно когда надо было выехать из деревни и вызвать санитарный рейс. Помогал жителям Каюковой и Малоюганского в вывозе и ввозе груза 200. Был один несчастный случай, когда погибли сразу шесть человек: утонули, когда плыли на лодке к родным по реке Большой Юган. Когда я узнал, сразу позвонил в «Газпром», нам выделили вертолет, на котором прилетели водолазы-спасатели.

К сожалению, спасателям не удалось достать тела двух взрослых и четырех детей, им было от 2 до 7 лет. В лодке всего было девять человек, трое спаслись, шестеро утонули. В связи с траге­дией в тот год не было комиссии по приему школы. Учебное заведение принимали дистанционно.

– Вы без малого 30 лет преподавали в Каюковской начальной школе, у вас были хорошие отношения с жителями деревни и, казалось, что вы готовы провести там всю свою жизнь, однако несколько лет назад все же решили переехать. Почему?

– В 2019 году я уволился из этой школы, директором оставил своего бывшего ученика из Малоюганской школы, который окончил физико-математический факультет Тюменского университета. Ушел с должности директора в связи с достижением пенсионного возраста и в связи с тем, что все друзья и знакомые из «Газпрома» также начали уходить на пенсию.

После моего ухода интернат закрыли, детей из юрт перевели в Угутскую СОШ, остались только учащиеся деревни Каюковой.

Мой преемник Бурмистров, проработав год директором, уволился вместе с женой.

Но до сих пор обо мне вспоминают теплыми словами и жители деревни, и ученики, они созваниваются со мной, интересуются моим здоровьем. 

– В 2018 году вы стали победителем районного конкурса общественного признания «Народный герой Сургутского района». Расскажите о ваших впечатлениях от полученной награды.

– К сожалению, на главное вручение я выехать не смог, мне награду вручили в районной библиотеке. Меня переполняло чувство гордости, радости, что меня удостоили такой наградой, я, если честно, не ожидал этого.

– Где вы находитесь сейчас и чем занимаетесь? Думали ли уже о будущем?

– В данное время я работаю учителем физики и математики в Красноярском крае, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Усть-Порт, ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа им. Л. П. Ненянг».

На Таймыр поехала работать дочь моей знакомой. У них не было учителя физики и математики, и она уговорила меня поехать работать туда. Но этот учебный год для меня последний. О будущем пока не думал. Может, останусь жить у себя на родине в деревне или уеду обратно в Сургутский район жить, где я работал раньше.

КОММЕНТАРИЙ:

Андрей Огородный, глава Угута:

– Я его знаю с 1989–1990 годов. Очень энергичный, отзывчивый, доб­рейшей души человек. Очень пробивной. При нем и началось развитие Каюковой. Он пол­ностью посвящал себя не только детям, но и деревне.

Подписывайтесь на наш telegram-канал и группу во "ВКонтакте": там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Карина ДРОЗДЕЦКАЯ 

ФОТО Алексея АНДРОНОВА, взято с сайта «Интерактивная хронолента Сургутского района», предоставлено героем материала 

Материал опубликован в газете «Вестник» № 10 от 17 марта 2023 года. 

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации