Каюковский Айболит

Об одиночестве, дружбе с детьми и нелегкой работе деревенского фельдшера.
Она единственный фельдшер в радиусе нескольких десятков километров. Порой она, как волшебник из сказки, спешит на помощь больным через реки, леса и болота. Местные жители верят, что она «всех излечит, исцелит», а если понадобится – вызовет друзей-волшебников на вертолете. Алена Воложанинова – фельдшер в одной из самых отдаленных деревень Сургутского района – в Каюковой.
Ее знают все.
– Давление 130 – нормальное, – говорит фельдшер Алена Воложанинова, снимая манжету от тонометра с руки учительницы Натальи Мултановой.
Деревенский медпункт находится в здании Каюковской начальной школы. В распоряжении Алены два кабинета. Рабочее место деревенского фельдшера ничем не отличается от кабинета городского врача. Тут есть все необходимое: компьютер, аппарат ЭКГ, приборы для осмотра ушей и горла, кушетка для гинекологического осмотра, есть даже медикаменты от инсульта и инфаркта.
Интересуюсь, с какими проблемами обычно приходят жители Каюковой в медпункт?
– У детей часто бывают кровотечения из носа, температура. Взрослые приходят с высоким давлением, бывают сердечные боли, – рассказывает Алена.
Мобильная связь в деревне работает плохо. А когда за окном плохая погода, то дозвониться до фельдшера практически невозможно. Так было, например, прошлой осенью. Со всеми жителями Алена общалась онлайн по WhatsApp. Интернет здесь есть не во всех домах, но многие жители установили специальные усилители, чтобы подключаться к сети через спутник. Номер Алены в поселении знают все. Пишут женщине в мессенджер в любое время – будь то раннее утро или глубокая ночь.
От погоды здесь зависит и то, насколько быстро прилетит вертолет скорой помощи. Его приходится вызывать в экстренных случаях. Обычно летит примерно час. Но если погода плохая, например, сильный дождь или гроза, воздушная скорая помощь может задержаться. Так случилось, например, когда один из жителей деревни сломал голень.
– Вертолеты частенько вызываем. Как-то раз у нашего жителя был перелом голени со смещением. Но из-за того, что погода была плохая в тот день, вертолет прилетел не сразу, тогда еще был вечер. Мужчине пришлось прождать ночь. Вертолет прилетел утром, мужчину увезли в Ханты-Мансийск, там его прооперировали, – рассказала Алена Воложанинова.
Юрты и добрые люди.
В Каюкову Алена Воложанинова приехала три года назад из Пермского края. Приехала за миллионом, причем в прямом смысле.
– Переехала сюда по федеральной программе «Земский фельдшер», обещали миллион. Сейчас живем, отрабатываем, ну, ничего. Тихо здесь, мирно, – говорит Алена.
Миллион она действительно получила. Но пришлось его потратить – были проблемы, нужно было помочь родственникам. Деньги ушли, а большая ответственность осталась.
Кроме каюковцев под ее медицинской опекой находятся обитатели тайги – коренные жители Севера. Их поселения, состоящие в основном из юрт, расположены на берегах рек Малого и Большого Югана. Места, что называется, труднодоступные. Летом фельдшер добирается к ним на лодке. Говорит, приходится нелегко. Бывает, приходится проводить в тайге по четыре-пять суток.
Но есть в таких поездках и то, что всегда радует – гостеприимство ханты.
– По вечерам баню топят, где останавливаемся. Остаемся иногда у ханты на ночевку. Утром встали, поели и дальше поехали, – рассказывает Алена.
Ханты, говорит женщина, очень чистоплотные. Живут небольшими общинами. В одном из поселений и вовсе одна семья – пожилые женщина и мужчина.
Приветливость – местная особенность.
Улыбчивость, доброжелательность и благодарность – награда за непростой труд единственного на всю округу фельдшера. Это особенность здешних мест, говорит Алена. Здесь все не так, как в городе, каждый, кто встретился на улице, обязательно скажет «здравствуйте», даже если видит вас впервые.
Но сама по себе жизнь деревенского человека скромная. К этому Алена привыкала долго.
– Первое время я не понимала местных людей, сейчас уже привыкла. Они немножко от «большой земли» отличаются. В больших городах люди живут на широкую ногу, а здесь скромные жители, – рассказывает Алена.
В Каюковской школе, где работает и принимает пациентов Алена, всего пятеро учеников. Отношения со школьниками у нее неформальные. Они ее называют «медичкой», делают с ней поделки. Некоторые из них Алена хранит у себя в кабинете.
– В прошлом году мы делали с ними цветочки из бумаги. Они ходили неприкаянные по деревне. Я их пригласила к себе в гости смастерить поделки. У них глаза сразу загорелись. Они очень старались. Наши дети любят делать что-то руками, мы у себя в кабинетах храним их поделки, вот Максим мне подарил, – рассказывает Алена.
Одиночество.
В Каюковой Алена живет одна. Мужа она потеряла пять лет назад. В Пермском крае у нее остались двое взрослых сыновей – одному 31, другому 25 лет.
В деревне тоже толком ни с кем не поговоришь, развлечений немного. Когда-то здесь был клуб, в котором собиралось чуть ли не все поселение, но сейчас он не работает. Приходится развлекать себя самому. Алена, например, занимается рукоделием: она вяжет вещи, поделки, любит готовить. Вязаные носочки фельдшер дарит родственникам, детям в Каюковой.
Одиночество сильно ощущается в деревне. На улице практически не встретишь людей. Нам попался лишь один местный житель Андрей, который шел к фельдшеру с зубной болью. Но и тот куда-то пропал – в медпункте он так и не появился.
Но есть и что-то затягивающее в этом безлюдье, неспешной, размеренной жизни, тишине и спокойствии. Через два года у Алены Воложаниновой заканчивается срок отработки по федеральной программе, и она сможет вернуться в родные края. Но уезжать не планирует, скорее всего, останется жить в деревне. Говорит, привыкла.
Комментарий.
Андрей Огородный, глава сельского поселения Угут:
Очень важно, чтобы такие сотрудники работали в отдаленных поселениях. Такой фельдшер может определить, нужна ли дальнейшая госпитализация или направление в другие медицинские учреждения. Многим приходится ездить в другие населенные пункты, чтобы диагноз установить.
СПРАВКА.
Деревня Каюкова находится в нескольких десятках километров от Угута. Зимой люди туда добираются по зимнику, а летом на лодке. По подсчетам местных жителей, в поселении проживают всего 57 человек. В деревне есть начальная школа, где учатся пять детей.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Карина ДРОЗДЕЦКАЯ
ФОТО Алексея АНДРОНОВА, героя материала
Материал опубликован в газете «Вестник» № 6 от 17 февраля 2023 года.