​«Я бы выбрал спортзал»

12:07
307
​«Я бы выбрал спортзал»

В Сургутском районе пройдут первые сборы по фиджитал – когда киберспорт сочетается с традиционными физическими нагрузками. Муниципалитет считается одним из лидеров в Югре в развитии компьютерного спорта. Как было принято такое решение, какие рекорды ставил Андрей Трубецкой, и почему молодежные центры помогут зарабатывать жителям – в интервью с главой Сургутского района.

– Андрей Александрович, здравствуйте. Первая тема, о которой хотелось бы сегодня поговорить, – это развитие киберспорта. Сейчас очень много внимания уделяется именно этой отрасли, скажем так, деятельности молодежи. И в Югре Сургутский район в этой сфере всегда был в числе первопроходцев и лидеров. Можете сейчас вспомнить, как и почему решили в свое время продвигать киберспорт в муниципалитете?

– Добрый день. Почему? Глупо отрицать, что это есть. А если это есть, то можно либо стоять в стороне и наблюдать, но тогда этот процесс носит неконтролируемый характер. Либо поучаствовать и по возможности возглавить. Мы пошли по второму пути. Организовали это движение, организовали материально-техническую базу для развития киберспорта на территории Сургутского района. Это такой же вид спорта, современный вид спорта. И гораздо лучше, когда процесс носит контролируемый характер, нежели неконтролируемый. Это командный вид спорта, ребята занимаются группами, под наблюдением профессиональных тренеров, преподавателей. По крайней мере, понятно, чем они занимаются. Потому что иной раз самостийные посиделки в интернете заканчиваются плохими вещами.

– Киберарена, которую построили в Сургутском районе, насколько я помню – это был первый подобный объект в Югре и, возможно, даже в Уральском федеральном округе. Я, по крайней мере, аналогов не видел. Может быть, есть в планах построить подобные объекты в более отдаленных поселениях, чем в расположенном недалеко от Сургута Барсово?

– Киберарены есть везде, во всех наших молодежных резиденциях, которых у нас уже семь. Еще есть четыре технопарка. То есть киберклассы, которые подходят в том числе и для занятия, есть практически во всех поселениях. Наверное, смысла нет строить в каждом поселении специализированную киберарену, она должна быть одна – для проведения массовых, статусных турниров. Та киберарена, которая у нас есть, позволяет проводить соревнования всероссийского масштаба. А условия для занятий киберспортом есть во всех поселениях, даже в самых удаленных.

– В Сургутском районе снимали часть сериала «Мишки на сервере», который как раз посвящен развитию киберспорта в России. То есть Сургутский район и на федеральном уровне воспринимается как один из первопроходцев. Но при этом у вас в последнее время риторика немного изменилась. Сейчас вы регулярно добавляете, что прежде, чем сесть за компьютер, неплохо было бы пробежать пару кругов по стадиону или отжаться, или подтянуться. Это не связано с тем, что вы немного разочаровались в киберспорте?

– Нет. Это потому что я всю жизнь занимался традиционными видами спорта. Никогда особо долго не сидел за компьютером. Поэтому я отдаю должное новым веяниям. Но и старый добрый спорт тоже не надо забывать. То есть прежде, чем погрузиться в интеллектуальные игры, мне кажется, надо физически тоже поразвиваться.

– Относительно новое направление – фиджитал. Как раз, насколько я знаю, в Сургутском районе скоро пройдут сборы. Это движение в правильном направлении?

– Да, это сочетание традиционных видов спорта и онлайн. Самому будет интересно приехать, посмотреть. Если правильно помню, в Солнечном собираются проводить. Если пригласят – приеду. Оценю, как традиционный спорт сочетается с киберспортом.

– А участие примете?

– Если пустят. Но боюсь, что касается киберспорта, – я буду слабым звеном.

– Но, я думаю, в том, что касается традиционного – очков много дадите команде.

– В этом, да. Побегать, отжаться спокойно смогу.

– Среди политиков ХМАО вы известны как один из самых ярых приверженцев здорового образа жизни. Пропагандируете личным примером. Можете привести в пример какие-то ваши личные достижения? Самая протяженная пробежка по дистанции или самый большой взятый вес на скамье?

– Все мои рекорды уже далеко позади, уже и возраст сказывается, и здоровье не то. Когда-то было, да. Но вряд ли я сейчас смогу повторить то, что было в 25-30 лет, даже в 40 лет. Самая большая пробежка – 32 километра на тренировке. Жал максимум 150.

– А что вам дал спорт в жизни? Может быть, помогает сконцентрироваться на работе, найти дополнительный источник энергии. Мне, например, бег помогает привести мысли в порядок, подумать над планами на неделю. А что для вас?

– Для меня спорт – это неразрывная часть моей жизни. Я с первого класса пошел в спортзал. Поэтому сколько себя помню, столько и занимаюсь. Порой помогает от негатива в мыслях избавиться. И усталость, и определенный груз за рабочий день накапливается – побегаешь, железки потаскаешь, раз – и уже в голове легче становится.

– Не ставите цель? Например, пробежать марафонскую дистанцию или принять участие в соревнованиях по триатлону, хотя бы на любительском уровне.

– Ну, я принимал, не совсем удачно, скажем так, для своего здоровья. Особо хвастаться нечем, но какие-то мои личные рекорды, безусловно, были. Тренироваться, не ставя перед собой какие-то цели – это и неправильно. Всегда хочется быстрее, больше, выше. Сейчас уже, наверное, тот возраст, когда это больше не спорт, а физкультура.

– Нет желания среди подчиненных поднять уровень интереса к спорту? Помимо традиционных стартов…

– Долг главы обращать внимание на то, чем занимаются коллеги. Я знаю, что многие посещают фитнес-центры.

– Это дань моде или общество созрело и осознало, что вредные привычки – это не то, чему стоит посвящать свободное время.

– Я не могу сказать за всех. Я искренне считал, что если мы хотим здоровую нацию, а наше государство это декларирует, то как минимум спортивных залов и площадок должно быть не меньше, чем алкомаркетов. Вот то, чем мы занимались последние 5-6 лет.

– Возвращаясь к вопросу о киберспорте. Сегодня у Сургутского района официально нет команд в сфере, так называемого спорта высших достижений: футбольных, волейбольных, баскетбольных команд, которые участвуют в суперлигах или хотя бы высших лигах. Может быть, в обозримом будущем появится киберспортивная команда, которая будет представлять район на высоком уровне.

– Я для себя с удивлением обнаружил, что киберспорт сейчас по уровню расходов и доходов игроков догнал и перегнал традиционные виды спорта. Очень дорогой вид спорта. У нас в полномочиях и обязанностях муниципалитета нет задачи развивать профессиональный спорт. Это было бы и неправильно, забрав деньги у жителей, сосредоточить и сконцентрировать их на 5-10 людях. Наша задача все-таки развивать массовый спорт и физическую культуру. То, чем мы и занимаемся. Мы давно уже на первом месте и по количеству занимающихся спортом, и по количеству объектов спорта, по обеспеченности объектами спорта. А до 2016 года были на последнем месте в Югре на протяжении долгого времени. Искренне считаю задачей органов местного самоуправления развитие массового спорта и физической культуры. Профессиональный спорт – это совсем другое.

– Но нет ли ощущения, или, может, вы встречали такое мнение, что спорт высших достижений – с трибунами, болельщиками, фанатами – помогает популяризировать и массовый спорт. То есть люди смотрят на местных футболистов, хоккеистов, выступающих на высоком уровне, и у них появляется интерес к этим видам спорта.

– А мы такие мероприятия проводим. Это и турниры по боксу, и по кикбоксингу, и муай-тай, и северные виды спорта. Спартакиады проводим. Порядка семи таких масштабных мероприятий с замашкой на как минимум профессиональный окружной уровень мы проводим. Эти зрелищные мероприятия и заряжают молодежь на то, чтобы прийти в спортзал, а не в подворотню, условно. Так что мы такое проводим, но еще раз повторю – вкладывать все деньги, которые мы вкладываем в развитие массового спорта и физической культуры, в одну профессиональную команду – это неправильно.

– Вы говорите про развитие массовых видов спорта. Есть ли в ближайших планах строительство крупного объекта? Ледовой арены, футбольного поля.

– Дело в том, что у нас не так много именно крупных поселений, сравнимых с городом Сургутом или Нижневартовском. Наша задача – обеспечить даже малые, удаленные поселения минимальным набором – спортзал, хоккейный корт, площадка. За последнее время нам это удалось. Только с 2017 года построено 46 объектов спорта. У нас есть проект большого спортивного зала соответствующего масштаба города, а именно города Лянтора. Но это вопрос приоритетов. Сейчас надо закончить КДЦ в Белом Яре, более полумиллиарда рублей стоит. Большой проект мы начали –«Барсова гора». И я надеюсь, что за срок, который нам остался на работу, успеем реализовать и строительство большого спорткомплекса в Лянторе.

– Вы уже упоминали молодежные центры. Подобных резиденций в ближайших регионах я не видел. Возможно, что-то подобное есть, но вряд ли настолько технически оснащенные. Не планируете что-то подобное открыть для более старшего поколения? В отдаленных поселениях достаточно много пенсионеров.

– Это условное название молодежный центр. В первую очередь он ориентирован на молодежь, потому что они активные, им интересны все новые веяния. Наши библиотеки мы тоже приводим в современный вид – там есть и коворкинг-зоны, и компьютерные классы, точнее рабочие места, и подключены они к президентской библиотеке. На их базе для людей «пятьдесят плюс» организованы специальные компьютерные курсы, организовано обучение – как пользоваться теми же «Госуслугами», ведь сейчас к врачу можно записаться только через «Госуслуги». На молодежных центрах нет табличек «вход только тем, кому до 30». Туда приходят и люди, которым «пятьдесят плюс». Более того, ставил задачу перед коллегами, чтобы они работали в удобное время: с 12:00 до 20:00. Чтобы люди после работы, после школы в удобное для них время, вечером, в выходные могли прийти и позаниматься.

– Я побывал практически во всех молодежных центрах. И я так понимаю, в каждом поселении сформировался определенный актив. 10-15 молодых человек, которые участвуют в принципе во всех мероприятиях молодежного центра и в других мероприятиях, которые проводятся в этих поселениях. При этом молодежи в этих поселениях намного больше, чем 10-15 человек. Не кажется ли вам, что здесь есть какая-то легкая несправедливость, поскольку много людей приходят просто поиграть в компьютеры или в настольные игры. Может быть, стоит ввести какой-то ценз или дополнительную нагрузку, чтобы сделали что-то полезное для поселения.

– Это же дело добровольное. Кому-то нравится за компьютером посидеть, а кому-то нравится на лыжах побегать. Вот я себя вспоминаю в 14-15-16 лет. Жил я в Барсово. Была бы у нас тогда в поселке киберарена и спортзал – куда бы я ходил? Наверное, ходил бы в традиционный спортивный зал. Но это я сужу по себе.

Поэтому, повторюсь, что участие в любом мероприятии дело сугубо добровольное. Но вопрос ваш абсолютно правильный. Деньги вложены, они должны работать. Смотрите, какая идея есть. Мы уже начали ее реализовывать в прошлом году: чтобы не просто развлечения были, как вы сказали «прийти-поиграть», а на базе молодежных центров вести образовательные курсы. Мы заключили соглашения с двумя образовательными организациями и в прошлом году во всех наших молодежных центрах и технопарках вели образовательные курсы по двум специальностям. И уже 54 молодых человека получили сертификаты установленного государственного образца. А этот сертификат дает право на ведение профессиональной деятельности, зарабатывание денег.

В этом году расширим список специальностей до девяти. Мне кажется, в современных условиях расширив линейку профессий, и давая посетителям молодежных центров возможность обучиться бесплатно, получить сертификаты, работать, зарабатывать деньги, мы повысим привлекательность центров.

– «Вестник», напомню, проводил медиашколу.

– Да, вам спасибо. Но было бы правильно не просто школу, а с выдачей какого-то профессионального документа.

– Прорабатываем этот вопрос. Хотелось бы перейти к чуть более сложным темам.

Андрей Александрович, в 2022 году удалось выполнить все важные социальные обещания, которые были даны жителям. Давать прогнозы – дело неблагодарное, но 2023 год может оказаться чуть сложнее. Не думали уже над тем, от каких планов в случае недостаточного пополнения доходной части бюджета придется отказаться?

– 2023-й будет однозначно сложнее. По цифрам это уже видим. Это касается федерального бюджета и, к сожалению, поступлений в местный бюджет. Поэтому корректировки будут. И корректировки, к сожалению, не в сторону увеличения. Недавно первый раз мы собирались, вы как будто в воду глядели, то есть угадали – темой совещания была заявлена организация новых молодежных центров, а пришли к тому, что придется пересматривать бюджет в сторону уменьшения.

– И последний вопрос. Сургутский район включает в себя много поселений, среди них есть отдаленные, есть поближе. И во всех поселениях дела идут по-разному, где-то лучше, где-то хуже. И есть мнение, что во-многом это зависит от конкретного главы поселения. Можете дать короткую характеристику, каким должен быть глава поселения, чтобы работа администрации района с ним была плодотворной и конструктивной?

– Хороший вопрос. Глава поселения, во-первых, должен быть смелым человеком, чтобы заявиться сейчас на эту должность. С учетом тех тенденций, которые складываются в последнее время, это отчаянный риск – скажем так. Поэтому должен быть человек смелый, который хочет этого. Ну а во-вторых, честный, порядочный, инициативный, чтобы не сидел ровно, а хотел что-то сделать.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Антон СТЕПЫГИН

ФОТО Алексея АНДРОНОВА

Материал опубликован в газете «Вестник» № 6 от 17 февраля 2023 года. 

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации