Имам и мир

Один день из жизни девятнадцатилетнего священнослужителя.
Как стать имамом, почему арабы из Египта выбирают себе в невестки лянторских девушек, и как молитва помогает мусульманам в непростые времена. На эти и другие вопросы корреспонденты «Вестника» искали ответы у будущего имама лянторской мечети Абдуллы хазрата Исхакова.
Тишина и спокойствие.
Мечеть Лянтора окружают массивные ели. Она находится в черте города, но здесь чувствуется спокойствие и умиротворение – то, ради чего и приходят верующие.
До пятничной молитвы еще час, у нас есть возможность пообщаться с сыном и помощником имама лянторской мечети Абдуллой хазрат Исхаковым. Первым делом интересуемся, как еще совсем юный парень (всего 19 лет) уже занимает такую ответственную духовную должность.
– С детства отец наставлял, а в 12 лет он организовал поездку всей нашей семье в Египет, где я обучался восемь месяцев арабскому. Уже подготовленный поступил в религиозную образовательную организацию – Уруссинское медресе «Фанис», которая находится в республике Татарстан, – рассказывает парень.
Заходим в мечеть. Нужно обязательно разуться и надеть головной убор. В коридоре лежат платки и тюбетейки. Я неумело надеваю платок, цепляя его кое-как невидимками, чтобы он не съехал с головы. Но, как ни стараюсь, идеально не выходит, получилось по-обывательски, но, наверное, простительно.
В мечети уже молятся несколько мужчин. Здесь тихо как в библиотеке.
Большая ответственность маленького имама.
В кабинете у имама большой стол, на котором лежат какие-то документы, религиозные книги, небольшой бутылек с благовониями. Стены украшают всевозможные таблички, на одной из них красиво выгравированы слова из Корана. Этот кабинет сейчас принадлежит юному имаму, его отец уехал из города по работе.
Абдулла хазрат работает в мечети недавно, к обязанностям приступил прошлым летом. В основном, говорит, они не сложные – читать молитвы по просьбе прихожан об усопших, за семью, благополучие.
– Утренний намаз мы читаем в четыре, пять утра – время иногда смещается. Это тоже не составляет труда. Проводить пятничные проведи – вот, что самое сложное – нужно людей наставлять, они все молчат, смотрят на тебя, – поделился переживаниями Абдулла хазрат.
К проповедям юный имам готовится заранее. Самое главное – подобрать актуальную тему.
– У меня подготовлены темы, которые мы изучали в университете. Сегодня взял конспект, который был сохранен у меня в ворде. Я его немного отредактировал и распечатал. Тема – обязанности сердца. У мусульман есть убеждение, что все наши мысли происходят не из головы, а из сердца. Об этом будет идти речь, – рассказал юный имам.
Есть и другие просьбы у прихожан. Они нередко просят заключить, например, никах – мусульманский обряд бракосочетания.
– Позавчера была такая ситуация. Приходили араб и наш прихожанин, выдавший свою сестру за него. Пришлось применять знание арабского и английского языков. Сам мужчина приехал с Катара, а девушка местная. Скорее всего, они уедут в Катар, потому что сильно торопились. Арабу 40 лет, а девушке на вид где-то 23 года, – поделился историей Абдулла хазрат.
В тот день, как рассказывает Абдулла, он переживал больше, чем жених, ведь такие обряды необходимо проводить по всем правилам.
– Нужно не допустить ошибок, правильно совершить порядок, спросить правильно, чтобы ответ исходил от молодожен правильный. Есть такой нюанс, например, вопрос «Ты взял?» задается в прошедшем времени, соответственно, и ответ тоже должен быть в прошедшем. А у нас по привычке – в настоящем и в будущем. Если допускаешь такую ошибку, никах может не засчитаться, – отметил Абдулла хазрат.
Слишком много правил.
Различных правил в исламе много. Но соблюдать все это несложно, утверждает помощник имама.
– Сложно тем, кто не практиковал, – улыбается он.
Молитва, говорит Абдулл хазрат, дает умиротворение и смирение. Она позволяет контролировать свои мысли. Мусульмане должны совершать ее чистыми, перед намазом необходимо провести обряд вуду – омовение. В мечети есть для этих целей уборная. Абдулла хазрат показывает, как это правильно делать.
Я повторяю за будущим имамом, но полностью совершить обряд мне не удалось – не испорчу же я макияж. Время уже близится к полудню, в мечети начинают собираться прихожане. Я иду в женскую комнату, причем обходным путем, чтобы не встретиться с мужчинами.
Женская комната очень маленькая. Внутри находится телевизор, где идет трансляция намаза из большого зала. Несмотря на множество народа, там тихо. Мужчины лишь изредка перешептываются.
В женской комнате расположилась лишь одна женщина, ее зовут Танзира Сырлыбаева. Спрашиваю: «Почему так мало девушек приходит на молитву, в то время как мужской зал заполнен практически полностью?»
– Женщине нежелательно ходить в мечеть, ей желательно дома читать намазы, даже пятничные. Но привыкли некоторые ходить. Раньше, когда я пятничный намаз пропускала, мне чего-то не хватало. Раньше много девушек приходило, никто ничего не знал. А сейчас наш имам говорит, что желательно женщине в мечеть не ходить, – объяснила Танзира Сырлыбаева.
Пока юный имам готовится к проповеди, к нашей небольшой женской команде присоединилась еще одна девушка.
Проповедь началась. В голосе юноши чувствуется волнение, с которым он скоро справляется и уверенно завершает свой пятнадцатиминутный монолог. Начинается намаз. К этому моменту зал полностью заполняют мусульмане. В мечети негде стоять. Некоторые молятся у входа в зал.
Спасательный круг.
В такое сложное время, как сейчас, молитва для многих – это в буквальном смысле спасательный круг. Это помогает разобраться в себе и осознать главное, говорит один из прихожан Мансур Нигматуллин.
– В мечети особенная атмосфера. Я тут успокаиваюсь, весь мусор выходит из головы. Становлюсь спокойнее, перестаю думать о суете. Все это уходит на задний план. Из-за спецоперации особо не переживаю. У меня есть смысл жизни, я с ним и живу. Вера дает мне смысл жизни, – пояснил он.
После окончания намаза мужчины покидают мечеть через основной выход, женщины – через запасной. Прихожане спешат вернуться на работу. А кто-то направляется к юному имаму, чтобы тот прочитал молитву об усопшем. Спустя 20 минут, наконец, мы встречаемся с имамом, тот выглядит уставшим. Рабочий день его закончился.
– Сейчас я пойду уроки делать. Я же еще учусь в политехническом колледже в Сургуте, – рассказал имам.
В зале остается несколько мужчин. Они с закрытыми глазами смотрят прямо перед собой, о чем-то думают. Проходит примерно минут пятнадцать, в мечети не остается никого, лишь запахи благовония и никогда не покидавшее это место умиротворение.
– На уроках ученики изучают основы традиционного ислама, проходят беседы о нравственных и семейных ценностях, укреплении взаимного согласия, в том числе между людьми разных национальностей, – рассказала главный специалист отдела взаимодействия с национальными объединениями и религиозными конфессиями управления общественной безопасности администрации Сургутского района Оксана Александрова.
В настоящее время занятия в воскресной школе Лянтора проходят два раза в неделю, их посещают около 30 учеников. В школе при мечети в Нижнесортымском обучаются около 90 учеников четыре раза в неделю.
При содействии главного специалиста отдела взаимодействия с национальными объединениями и религиозными конфессиями управления общественной безопасности администрации Сургутского района Оксаны Александровны в Лянторе и Нижнесортымском начали работу воскресные школы при мечетях. Реализация проекта «Воскресная школа при мечети» стала возможной при взаимодействии религиозных деятелей, населения и администрации района.
В настоящее время занятия в воскресной школе Лянтора проходят два раза в неделю, их посещают около 30 учеников. В школе при мечети в Нижнесортымском обучаются около 90 учеников четыре раза в неделю.
– На уроках ученики изучают основы традиционного ислама, проходят беседы о нравственных и семейных ценностях, укреплении взаимного согласия, в том числе между людьми разных национальностей, – рассказала главный специалист отдела взаимодействия с национальными объединениями и религиозными конфессиями управления общественной безопасности администрации Сургутского района Оксана Александрова.
– В настоящее время мы готовим проект для участия в конкурсе на получение субсидии от администрации Сургутского района. Проект подразумевает проведение районного конкурса на лучшее знание и чтение Корана, а также его изучение во всех мечетях Сургутского района, – прокомментировал имам мечети Нижнесортымского Султан хазрат.
КСТАТИ.
Сургутский район многонационален и многоконфессионален. На территории района действуют пять мечетей – в Лянторе, Федоровском, Белом Яре, Нижнесортымском и Ульт-Ягуне. В двух из них – Лянторе и Нижнесортымском – заработали воскресные школы для всех желающих, в том числе для иностранных граждан, прибывающих на территорию Сургутского района.
Олег СТИПАНЮК, начальник отдела взаимодействия с национальными объединениями и религиозными конфессиями администрации Сургутского района:
– В Сургутском районе проживают люди разных национальностей, религий, взглядов на жизнь. Интересно проникнуться, изучить что-то новое, узнать, какие ритуалы есть у разных народов, в кого верят люди. Как минимум, это полезно для общего развития. Но главная суть– понимание жизни другого человека, следствие – дружба народов и взаимоуважение.
СПРАВКА.
Хазрат – уважительное обращение к мусульманину с высоким религиозным статусом.
Имам – духовный глава, руководитель мечети, предводитель мусульманской общины.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Карина ДРОЗДЕЦКАЯ, Азат ГУБАЙДУЛЛИН
ФОТО Карины ДРОЗДЕЦКОЙ, Азата ГУБАЙДУЛЛИНА
Материал опубликован в газете «Вестник» №39 от 30 сентября 2022 года.