Начальник станции и тайная комната

13:20
740
Начальник станции и тайная комната

Один день из жизни единственного ж/д вокзала Сургутского района.

Кто опаснее: гадюки или медведи, что таит в себе релейная комната и какую книгу железнодорожники знают наизусть? Все это и другие секреты узнал корреспондент «Вестника», побывав на единственном ж/д вокзале Сургутского района в Ульт-Ягуне.

Служба «Д».

Бело-красное одноэтажное здание вокзала в Ульт-Ягуне построили еще в далеких 80-х годах, когда поселок только начали осваивать рабочие. Поднимаюсь по ступенькам и попадаю в большой зал. Здесь нет касс, только места ожидания. На стульях расслабленно сидят мужчины, в ногах – чемоданы. Тихо, спокойно и почти уютно. Запах шпал, стук вагонов и объявления диспетчера навевают мысли о дальней дороге и тысячах километров рельс, уходящих в неизведанные дали.

Но стоит пройти в служебную часть вокзала, так сразу попадаешь в совсем другую атмосферу. Начальник станции Сергей Литвиченко здоровается со мной, при этом разговаривая с кем-то по телефону. Договорив, объясняет: из Екатеринбурга выехала с внеплановой проверкой комиссия управления Свердловской железной дороги. Поезд с проверяющими проедет и через Ульт-Ягун. За год такая комиссия посещает Сургутский регион два раза.

– Необходимо будет выйти на перрон, встретить их, – поясняет руководитель.

Чтобы немного разрядить обстановку от ожидания комиссии, завязываю с начальником станции разговор, интересуюсь, как он стал железнодорожником.

– У моего лучшего друга бабушка работала на «железке», и она внушила нам, что здесь все стабильно. И вот поступил я в Уральский государственный университет путей сообщения, что в Екатеринбурге. Хотелось получить хорошую работу, да и университет рядом с домом, в 100 километрах находился, – вспоминает Сергей Литвиченко.

В 2017 году Сергей Литвиченко переехал в Сургутский район, устроился дежурным по станции. Спустя 11 месяцев его назначили начальником.

– У каждого из нас есть разграничение обязанностей: путейцы меняют рельсы, электромеханики обеспечивают работу светофоров, есть связисты, энергетики и другие специальности. А я вхожу в так называемую службу «Д» – движенцев. Наша обязанность – обеспечивать безопасность движения и координировать взаимодействие всех служб, в том числе контролировать и проверять их, – уточняет он.

Помимо основной станции в Ульт-Ягуне, в хозяйстве у Литвиченко еще шесть соседних: три в сторону Сургута, остальные – неподалеку от Когалыма. Под диктовку записываю их названия: Вач-Ягун, Сурмятин, Почекуйка, Ингу-Ягун, Вачлор, Игнатьевский.

– В любое время дня и ночи мы должны выезжать на станции в случае нештатных ситуаций. Бывает за одну ночь по несколько раз. Например, во время грозы. Тогда формируется несколько бригад, выезжающих на несколько участков. На прошлый Новый год, праздничные выходные, ко мне приехали друзья из Екатеринбурга, и из-за одной такой нештатной ситуации мне пришлось покинуть гостей на восемь часов, – описал ситуацию Литвиченко.

Судя по всему, для мирной и спокойной, на первый взгляд, профессии железнодорожника нужно иметь стальные нервы – от этого зависит безопасность и работников, и пассажиров.

На столе в кабинете начальника станции лежит книга голубого цвета «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ». По словам Литвиченко, этот главный документ здесь должны знать, как «Отче наш».

– Дважды в день, утром и вечером, я провожу инструктажи, проверяю у сотрудников знания, например, как действовать в тех или иных нестандартных ситуациях. Я купил эту книгу еще в студенческие времена, здесь ее вряд ли где найдешь. С 1 сентября издадут полностью обновленные правила, будем изучать, – говорит он.

Спрашиваю: могу ли чем-то помочь? Мне дают поручение «по способностям» – заполнение трудового журнала. По готовому образцу вношу дату, данные исполнителя и вид работ: «Замена релейного шкафа». Что это такое – непонятно, ясно лишь, что шкаф явно не для одежды. Сергей Литвиченко обещает мне его показать. Шучу, не закроет ли он меня там. В ответ получаю: «Если закрыть, вы до утра там будете ходить, все изучать». Видимо, меня ждет что-то интересное.

Сердце станции.

Выходим из административного корпуса, идем к соседнему зданию с крепкой металлической дверью, которую начальник станции открывает магнитным ключом. По коридору доходим до двери с вывеской «Релейная». Вот оно – это таинственное место. Внутри стеллажи с закрепленными на них непонятными мне устройствами. Здесь немного душно, гул, стук механизмов, щелчки аппаратуры.

К нам подходит старший механик станции, объясняет.

– Вы видите перед собой оборудование, благодаря которому станция работает. Оно отображает работу светофоров, стрелок, занятость путей – все поступающие сигналы. А мы – штат, который следит, чтобы оборудование работало бесперебойно, – рассказывает Андрей Бондаренко.

Казалось бы, поезд просто движется по рельсам, а на самом деле все так сложно устроено. Осознавая всю серьезность, которую выполняют приборы, передвигаюсь аккуратно, чтобы невзначай что-нибудь не задеть. Речи о «потрогать», «понажимать» и быть не может. Здесь можно только «посмотреть».

В соседнем помещении за большим, как в фильмах про космические корабли, пультом управления сидит женщина. Ольга Можаева работает дежурной по станции. Нажимая на эти разноцветные кнопки, передвигая рычажки, выключая лампочки, она дистанционно обеспечивает движение поездов.

– Когда я что-то переключаю, эти сигналы сразу передаются в релейную комнату. Этот пульт-табло старенький, на новых все кнопки отображены на экране, там нужна только компьютерная мышь, – объясняет она.

Не теряя надежды испытать что-нибудь на себе, прошу у Ольги разрешения дать объявление по станции, на что получаю безоговорочное «нет». Посторонним вмешиваться в работу запрещено.

Едет поезд не спеша.

Но пора идти на перрон, встречать комиссию. Надеваем ярко-оранжевые жилетки и выходим к железнодорожным путям. Как же мне нравятся эти просторы – природа, бескрайние рельсы и поезда! Пока ждем, спрашиваю, какие опасности может представлять собой железная дорога для тех, кто на ней работает.

– У нас станции маленькие, прошлой зимой к нашим ребятам пришел медведь. Любопытный оказался, пришел, посмотрел на них и ушел. Бывало, что коллегам приходилось залезать от медведей на вагоны, ждать прибытия самоходного передвижного состава, который спасал их. Змеи – отдельная история, наши «любимые» гадюки. Летом металл на рельсах сильно нагревается, и они вылезают на них погреться. Потом ходишь, их лопатой раскидываешь по разные стороны, чтобы не залезли куда не следует, – рассказывает Сергей Литвиченко.

Его рассказ прерывает шум приходящего небольшого пассажирского поезда. Начальник ульт-ягунской станции подходит к нему, минут пять беседует с путешествующими коллегами. Поезд поехал дальше. Все не так страшно, как казалось.

СПРАВКА:

Здание ж/д вокзала в поселке Ульт-Ягун введено в эксплуатацию 15 января 1980 года. В день через станцию проходят 19 поездов дальнего следования и два пригородных.

Дмитрий Юматов, глава Ульт-Ягуна:

- Когда-то наш поселок начинал свою жизнь со строительства железной дороги. Мы – единственный железнодорожный поселок в Сургутском районе, где есть железнодорожный вокзал. 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Элина ГАЙСИНА

Фото автора

Материал опубликован в газете «Вестник» №34 от 26 августа 2022 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации