​Владимир Якушев: «Ставка на инфраструктурные проекты»

11:45
553
​Владимир Якушев: «Ставка на инфраструктурные проекты»

Зачем нужен второй мост через Обь, почему важно развивать межрегиональные связи с другими регионами УФО и выстоит ли экономика округа в условиях санкций. Об этом в эксклюзивном интервью «Вестнику» рассказал полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Владимир Якушев.

 - В Югре началась реализация крупнейшего инфраструктурного проекта – второго моста через Обь в районе Сургута. Вместе с губернатором Натальей Комаровой вы дали старт строительству объекта, отметили его важность. Как создание этого объекта повлияет на экономическую жизнь УрФО?

– Строительство второго мостового перехода через Обь – историческое событие. Единственный действующий мост через Обь в районе Сургута был построен более 20 лет назад и фактически исчерпал свои резервы: интенсивность движения по нему превышает расчётную норму в три раза. Из-за этого вводятся ограничения для тяжеловесных автомобилей. В совокупности это ставит под угрозу транспортное сообщение Югры и Ямала с другими регионами России.

А что может быть важнее того, чтобы территории, которые дают 40 % дохода в федеральный бюджет, были связаны с «большой землей»? Чтобы нефтяники и газовики спокойно перевозили грузы и оборудование, а жители и бизнес имели гарантированный и беспрепятственный выход на другие региональные и федеральные дороги?

Дорожная артерия должна полноценно работать для развития регионов и страны. По­этому к реализации проекта все стороны подошли с максимальной ответственностью. Строители пообещали ввести мост в эксплуатацию в установленные контрактом сроки. То, что так и будет, не сомневаюсь, когда хорошо знаешь и проектировщиков, и подрядчиков, и заказчиков, реально осознаешь, что объект точно будет.

Строительство мостового перехода началось в непростых условиях. При этом мы прекрасно понимаем, что объект даст мощный рывок с точки зрения занятости и инвестиций.

Запасов нефти и газа в автономных округах при нынешнем уровне добычи хватит на несколько десятилетий. В условиях санкций добывающий сектор потребует значительных инвестиций. А это гарантированный заказ на триллионы рублей для смежных отраслей – от поставщиков материальных ресурсов до высокотехнологичных производств и

IT-компаний. Относительно Урала речь идёт о машиностроительных предприятиях, металлургической и химической промышленности.

Таким образом, новый мост – это гарант действующих инвестиций и дальнейшего развития северных территорий.

– На стройке мостового перехода преимущественно будут заняты компании из Уральского федерального округа. Каким образом проект повлияет на социально-экономическую жизнь Сургутского района?

– Возведение такого крупного инфраструктурного объекта – это, прежде всего, рабочие места и стабильная занятость. В пиковые этапы в проекте будет занято более десяти тысяч специалистов. А 10 тысяч рабочих мест в наше время – это очень здорово.

Новейшие технологии проектирования и строительства потребуют привлечения высококвалифицированных кад­ров. Предстоит работа в непростых условиях – в заболоченной местности. Нужно будет переустроить 20 километров инженерных коммуникаций (нефте– и газопроводов, электросетей, сетей связи), уложить

55 тысяч кубометров монолитного бетона, смонтировать 25 тысяч тонн металлоконструкций. Всё это потребует создания локальных производств и обеспечит заказами обрабатывающие производства других регионов Урала.

– Уральский федеральный округ – устойчивая самодостаточная экономическая система. На ваш взгляд, какие ещё крупные проекты помогут усилить интеграцию между регионами?

– Мы делаем ставку на инфраструктурные проекты. Самый масштабный из них – Северный широтный ход (СШХ). Его появление укрепит межрегио­нальные отношения как внутри Уральского федерального округа, так и с другими регионами страны. Простимулирует развитие морского порта Сабетта, поможет с освоением арктической зоны, а это новый этап интеграции нефтегазового комплекса, промышленных предприятий, научных организаций Урала. Приток новых инвестиций и ресурсов.

Не менее важно продолжать развивать и автодорожную сеть. В реализации сразу несколько знаковых проектов. Кроме второго моста через Обь в Сургуте, о котором мы подробно говорили выше, это строительство трассы Москва – Казань – Екатеринбург, она будет продолжена в сторону Тюмени и далее до Омска и Новосибирска, завершение кольцевой автодороги вокруг Екатеринбурга и другие объекты.

Есть перспективные ниши для уральских аграриев и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Ещё одно значимое направление – внутренний туризм. Речь идёт о создании автомобильных маршрутов и пешеходных троп, которые проходили бы через несколько регионов, «пакетных» предложений с целым комплексом активностей. Это может быть всё что угодно: сплавы по рекам и горный туризм, посещение исторических и культурных мест, оздоровительный отдых, промышленный и этнографический туризм, маршруты выходного дня.

Первые шаги в этом направлении сделаны. Свердловская, Челябинская и Тюменская области вошли в проект «Большой Урал». Вместе с Пермским краем и Башкортостаном регионы будут продвигать межрегиональные турпродукты. Аналогичным образом можно создавать маршруты в сторону Югры и Ямала.

Поле деятельности обширное. Нужны инициатива и готовность действовать.

– Как вы оцениваете перспективы развития сургутской агломерации?

– Агломерация Сургут – Нефтеюганск – самая крупная из восьми, которые определяет стратегия социально-экономического развития Югры до 2030 года.

Агломерация не создавалась искусственно: муниципалитеты и населённые пункты уже объединены устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями. У них общая социальная и торговая инфраструктура.

Территория может стать единым узлом с точки зрения внешнего транспорта – это важно для района с постоянным притоком временного вахтового населения.

Перспективы развития сургутской агломерации во многом связаны со строительством второго моста через Обь и появлением научно-технологического центра. На территории центра планируется построить объекты образования, инфраструктуру предприятий нефтегазового и медицинского кластера, клинику, дом детского творчества, жильё для студентов и сотрудников и многое другое. Появление центра станет мощным толчком для развития как агломерации, так и региона в целом.

К межмуниципальным проектам также следует отнести совместное строительство дорог, полигона твёрдых бытовых отходов, реализацию программ газификации и догазификации, гуманитарные проекты. Очевидно, развитие Сургутской агломерации – точка роста развития не только Югры, но и в целом федерального округа.

– Не можем обойти вопрос санкций. В Югре реальный сектор экономики последствия пока не ощутил или ощутил слабо. Есть риск, что нас ждёт экономическое падение? Как развивается ситуация в регионах УрФО? К чему готовиться?

– Давайте обратимся к цифрам. В целом первые пять месяцев для промышленности Ханты-Мансийского автономного округа оказались более успешными по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Индекс промышленного производства по итогам января-мая составил 104,6 процента в сравнении с теми же месяцами 2021 года.

Однако апрель выдался драматичным. Мы почувствовали снижение спроса со стороны недружественных стран, добыча нефти в Югре снизилась по отношению к марту. В то же время в мае-июне мы наблюдаем восстановление объёмов добычи. По осторожным прогнозам, уровень добычи в регионе будет на уровне прошлого года или чуть выше.

Как вы знаете, шестой пакет санкций против России пре­дусматривает поэтапный отказ от российской нефти. Таким образом, в 2023 году давление на нефтегазовый сектор будет ещё сильнее. Главная задача сейчас – не поддаваться панике и не снижать текущие объёмы добычи.

Аналогичная ситуация по регионам УрФО, где индекс промышленного производства в последние месяцы снижается. Причины объективные, характерные для всей страны: ограничение экспорта и импорта ряда товаров, изменение логистических цепочек, ограниченность капитала, сложность оплаты внешнеторговых операций.

При этом налоговые поступления в консолидированные бюджеты регионов в январе-мае превышают показатели аналогичного периода прошлого года. Можно прогнозировать, что планы по доходам по итогам года будут исполнены.

Мы проходим сложный период, и очень важно, чтобы действия власти, бизнеса и граждан были максимально синхронизированы. Будущее как никогда зависит от усилий каждого из нас. Жители Урала и Сибири славятся своим характером и умением действовать сообща. Уверен, вместе мы сохраним стабильность экономики и создадим условия для её уверенного развития.

Реализация СШХ предполагает новое строительство 388 км железных дорог, двух мостов и реконструкцию железнодорожной инфраструктуры на участках протяжённостью 1960 км.

СПРАВКА:

В агломерацию Сургут – Нефтеюганск входят также два муниципальных района – Сургутский, Нефтеюганский и город Пыть-Ях. Общая численность населения городской агломерации составляет 734 771 человек (на 01.01.2022).

Андрей Трубецкой, глава Сургутского района:

– Отрадно, что при наличии серьёзной нефтегазовой отрасли Сургутский район и Югра в целом получают развитие транспортной системы. Поэтому, я считаю, что за этим проектом большое будущее. Проект очень большой, знаковый.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Беседовала Полина ПЕТРЕНКО

ФОТО предоставлено аппаратом полпреда в УрФО и Алексея АНДРОНОВА

Материал опубликован в газете "Вестник" № 30 от 29 июля 2022 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации