​Как молодой педагог из Лянтора прививает ученикам любовь к знаниям

17:00
2.26K
​Как молодой педагог из Лянтора прививает ученикам любовь к знаниям

Молодой учитель истории Анатолий Дмитриев появился в Лянторе всего три года назад, но список его достижений за это время впечатляет: призовое место в конкурсе «Учитель года» в Сургутском районе, второе место в гуманитарном направлении регионального этапа Всероссийского педагогического конкурса «Мой лучший урок», диплом в номинации «Экологическая культура» на первом городском лянторском конкурсе «Молодёжь – стратегический ресурс города».

Всего за два года работы в школе № 4 молодой учитель был аттестован на первую аттестационную категорию, что совсем непросто, поскольку предполагает участие в педагогических конкурсах и вывод своих учеников на региональный и даже всероссийский уровень.

Имея опыт игры за университет в Омской лиге КВН, в 2015 году Анатолий Дмитриев с нуля создал школьную команду весёлых и находчивых «Непотерянное поколение», которая дважды становилась победителем районного конкурса. Глядя на достижения учеников, молодые педагоги решили не отставать и объединились в команду КВН «Макаренки». За выступление в этой команде Анатолий Викторович получил диплом в номинации «Лучшая мужская роль».

Этот год ознаменовался новыми достижениями. Набрав 964 голоса, молодой педагог был избран в Совет депутатов Лянтора. Также он поступил в аспирантуру СурГПУ, где собирается писать диссертацию о народниках.

Можно сказать, что тяга к знаниям является отличительной чертой Анатолия Викторовича. Ведь помимо диплома преподавателя истории у него есть диплом по специальности «Государственное и муниципальное управление», из-за чего в своей родной четвёртой школе его считают весьма перспективным специалистом.

Кроме классической и всем известной формы урока, Анатолий Дмитриев практикует игровые методы, которые позволяют сделать преподавание истории интереснее и хорошо воспринимаются учениками. Арсенал педагогических приёмов в школе большой, выбор метода всегда остаётся за учителем.

Когда к нему приходят пятиклассники, Анатолий Викторович проводит урок на тему «Откуда мы знаем, как жили наши предки?» Для этого он раскладывает на большой деревянной подставке монетки, кости, ракушки, кружки, старые черепки и присыпает всё это землёй. Задача школьников – при помощи щёток и кисточек раскопать свои «археологические находки». Именно это занятие Анатолий Дмитриев представил на педагогический конкурс «Мой лучший урок» и получил за него диплом всего после года работы в школе.

В конце каждой большой темы учитель проводит урок по типу телевизионной викторины «Своя игра», только в данном случае игра командная. Отстающим ученикам она позволяет заполнить пробелы в знаниях, отличникам – закрепить усвоенное.

Иногда педагог практикует уроки-дискуссии по спорным темам, которые организованы как суд присяжных, где есть свои адвокаты, обвинители и присяжные заседатели. Такая дискуссия, например, проводилась по декабристам и была призвана разобраться в сути декабристского движения.

Конечно, когда мы говорим об этих несомненно героических людях, нам никуда не деться от того романтического ореола, которым овеяны декабристы в литературных произведениях и кинематографе. Но по факту они были заговорщиками и политическими преступниками. И задача учителя в данном случае: не дать школьникам заиграться и привести их к той оценке, которая даётся официальной историо­графией.

Анатолий Дмитриев и сам любит разбираться в истории. Тема его будущей диссертации звучит так: «Моральные нормы, политические взгляды и стратегия поведения членов Большого общества пропаганды». Молодому историку интересно понять, почему интеллигенты и дворяне из организации народников, возникшей в Петербурге в ходе студенческих волнений 1868-1869 годов, пошли в народ и ринулись в революцию без всяких видимых на то причин.

Критерием истины, среди прочего, он считает оценку со стороны современников. Как-то, ещё будучи студентом, Анатолий Викторович побывал на премьерном показе военно-исторического фильма режиссёра Никиты Михалкова из сериала «Утомлённые солнцем» и увидел, как в разгар сеанса несколько ветеранов встали и вышли. Вот это «голосование ногами» со стороны участников войны оказалось весьма показательным.

Конечно, свидетелей большинства исторических событий давно уже нет. Но остались архивы. В том же фильме «Викинг» педагог разглядел большую нестыковку с летописным сводом «Повесть временных лет». А вот кинематографическое мастерство создателей военной драмы «Батальонъ» позволило ему понять, почему солдаты в Первую мировую отказывались воевать.

Может ли учитель обладать собственным взглядом на историю? Может, но он не должен навязывать его ученикам. И хотя есть такие темы, где без эмоцио­нальной окраски трудно обойтись, педагог Дмит­риев старается свести свои личные оценки к минимуму. Свою задачу Анатолий Викторович видит в привитии ребятам любви к истории и формировании у них адекватного восприятия исторических фактов. Именно фактов, потому что они святы, а их оценка от эпохи к эпохе меняется.

О том, насколько учитель справляется со своей задачей, объективно свидетельствует такой факт. В этом году из всех пяти школ Лянтора экзамен по истории (он в девятом классе считается необязательным) вызвались сдавать 32 девятиклассника. Половина из них оказались учениками Анатолия Дмитриева. Это при том, что экзамен по истории совсем непрост из-за обилия дат, которые школьники запоминают с трудом.

– Он может всё, – так оценивает педагогический арсенал Анатолия Викторовича заместитель директора школы Ольга Саютина. Секретом успеха молодого учителя Ольга Яковлевна считает хорошую методическую подготовку в вузе, которая позволила ему быстро адаптироваться в системе образования. В той системе, которая пришлась ему по душе.

Комментарий

Ольга Саютина, заместитель директора школы № 4 города Лянтора:

– Более 85 процентов наших педагогов – в возрасте за 50 лет. Поэтому нас радует приход молодых учителей. Они – достойные преемники педагогической культуры. Анатолий Викторович – один из них.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Андрей МАРКИН ФОТО из архива Анатолия Дмитриева
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации