​Ринат Зиен: «После боя курантов к главной поселковой ёлке подъезжала «Волга»

14:30
2.52K
​Ринат Зиен: «После боя курантов к главной поселковой ёлке подъезжала «Волга»

В наступающем 2018 году татаро-башкирский национально-культурный центр «Якташ» («Земляки» в переводе с татарского) посёлка Фёдоровский отметит большой юбилей – 20 лет! 

Многие нынешние члены организации, в том числе её председатель Ринат Зиен, стояли у истоков создания не только первой в Сургутском районе НКО, но и формировали окружную структуру. Они и сами не заметили, как пролетели эти годы, а между тем было сделано немало добрых дел, выросло целое поколение преемников, которым впору передавать опыт.

– Ринат Минсаитович, первый официально зареги­стрированный в Сургутском районе НКЦ – это именно «Як­таш». Как вышло, что вы всех опередили, кто «прародители» фёдоровского татаро-башкир­ского культурного центра?

– Есть такая пословица: не было бы счастья, да несчастье помогло. Хоть она и русская, но очень подходит для ответа. Осенью 1998 года произошло печальное событие: двое наших земляков погибли в ДТП. Мы ре­шили обсудить, как помочь их семьям. Первый раз вообще на улице собрались, помню, мили­ция ещё интересовалась, что за сходка, а второй раз собрались уже в здании старого автовок­зала – арочнике. Так организо­вались, деньги собрали, потом решили, что надо и дальше дер­жаться вместе. 

А буквально накануне сургутское общество зарегистрировал Фанис Гат­тауллин, он же подал идею за­регистрировать и наше местное общество, помог с оформлением необходимых документов. Это было 20 лет назад… Так что первый национально-культур­ный центр в Сургутском районе был наш! 

Кстати, любопытный момент: мы недавно собирались в округе («Якташ» входит в со­став окружного татарского и башкирского обществ), и на глаза мне попался первый, по­желтевший уже протокол ещё 1990-х годов, где учредителями окружной татарской автоно­мии были заявлены всего пять национальных обществ, в том числе наш «Якташ».

Первым руководителем центра был Насгат Файзул­лин. Он руководил около трёх лет, после него Якташ возглавил Камиль Султанов. Он и сейчас является моим заместителем.

– У многих обывателей складывается впечатление, что работа НКО – это только праздники, песни, танцы…

– Все 20 лет мы, конечно, не только праздники проводим. Ведь не секрет, что те же по­хороны требуют больших за­трат, и помимо родственников семья обращается за поддерж­кой к землякам. Даже похлопо­тать о транспорте, о кладбище – это уже помощь, да и просто бывает нужно крепкое плечо.

Как-то пом­ню, пришла не­знакомая жен­щина: сыну, мол, не дают направление в военно-меди­цинскую ака­демию. После нашего вме­шательства парень поехал учиться. К не­счастью, через год она умер­ла, но мы не бросили его на произвол судь­бы: помогли с похоронами, несколько лет в меру сил ока­зывали курсанту финансовую помощь. Сейчас он уже оканчи­вает учёбу, работает.

– Не всегда в трудную ми­нуту находятся такие люди, причём малознакомые. Это отрадно. Скажите, Вы часто бываете на родине?

– Довольно часто. В Ленино­горске у меня мама, отца уже нет. Он, кстати, был заслу­женным работником культуры Татарстана. А я, видите, хоть и пошёл в производство, всё равно приходится занимать­ся и культурной деятельностью в рамках «Якташа». Если слу­чается командировка какая-то в Татарию, Башкирию, всегда стараюсь заехать домой.

– Вы сами руководите цен­тром уже почти 15 лет, и это помимо основного места рабо­ты – руководящей должности на предприятии. Как удаётся удерживать коллектив? Есть мнение, что у татар и башкир – историческое соперничество.

– К моему большому сожале­нию, в округе порядка двадцати раздельных татарских нацио­нальных организаций и столько же башкирских. А хотелось бы видеть их объединёнными. Нам удалось сохранить единство. Сам я родился в Татарии, потом переехал учиться в Башкирию. Поэтому я считаю, что у меня две родины. Кроме того, у меня жена башкирка, и мы вместе уже почти 30 лет! У нас более половины семей смешанные. В восьмидесятых многие потяну­лись на Север. Молодые были, хотелось и романтики, и денег заработать. Как и все, осели, обзавелись уже третьей роди­ной здесь.

– Расскажите немного о сво­ей семье.

– Мы все-таки, скорее, тру­довая династия нефтяников: с супругой трудимся на одном предприятии. Старший сын пошёл по моим стопам, рабо­тает в нефтегазовой отрасли, младший пока учится в Санкт-Петербурге и изъявляет жела­ние остаться там после учёбы.

– Дружественные межнаци­ональные отношения иногда подвергаются атакам извне. Какие рецепты взаимопони­мания и терпимости есть лично у вас?

– Мы поддерживаем тес­ную связь со священнослу­жителями наших мече­тей – это сами по себе очень хорошие люди, которые призывают к молитве, к добру, не приемлют те вах­хабитские течения, которые в последнее время на слуху. Когда происходят неприятные события, как, например, случившееся в Сургуте минувшим летом, то мы, представители му­сульманских организаций, собираемся с предста­вителями власти для принятия решений.

– А как насчёт других диа­спор, с кем дружит «Якташ»?

– На Фёдоровке мы все очень дружны! Даже по неформаль­ным поводам. Вот недавно были на юбилее у Светланы Афони­ной из общественного объеди­нения «Украинская национально-культурная автономия «Виш­нёвый сад». Мы все с цветами, подарками поехали поздравлять её в национальных традициях.

А 12 июня – в День России – для нас всегда повод встретиться. Все национальные общества представляют в этот день на центральной площади посёлка свои палатки, подворья, шатры, и мы презентуем свои угощения и традиции, что, несомненно, украшает праздник!

Бывают и непраздничные поводы для встречи: например, драка между представителями различных национальностей. Даже если конфликт не на меж­национальной почве, мы всё рав­но вмешиваемся, проводим вос­питательную работу.

Всегда приглашаем на Са­бантуй соседей. Например, по­стоянные наши участники, по­братимы и друзья – коллективы Лянтора. Пользуясь случаем, хочу выразить им благодар­ность. Также приезжают вы­ступать земляки из Когалыма, из Пойковского, из Сургута и др.

– Конечно, Сабантуй – это главный праздник, к которо­му вы начинаете готовиться после Нового года. Всегда ли он проходит в дружественной обстановке?

– Сабантуй – это наш клю­чевой праздник. Первый раз мы провели его летом 1999 года. Помню, ездили, выбирали ещё зимой место в лесу, и даже ма­шина в снегу застряла. Конеч­но, это уже праздник общена­родный! Приходят все жители посёлка, и даже из соседних поселений. 

Культурной частью занимается мой заместитель Фаниля Сагадеева. Она и сама прекрасно поет, и организатор замечательный, при этом ещё и заместитель директора в на­шей школе Фёдоровской. Во вре­мя концерта звучат песни всех национальных обществ нашего посёлка.

– Что будет за вашим ново­годним столом, кого пригласи­те?

– Раньше у нас была такая традиция: в час ночи, после наступления Нового года, мы встречались на площади, на ёлке. Были годы – собиралось человек 40–50, в любую погоду! Камиль, мой заместитель, при­езжал первые годы на «Волге», подсоединял к аккумулятору привезённый из дома магнито­фон с колонками, и мы включа­ли татарскую плясовую. Все смотрели с белой завистью и присоединялись к нам! А сейчас уже второй год у нашей семьи традиция встречать Новый год в северной столице. У нас там младший сын, мы по нему скуча­ем и навещаем его в этот семей­ный праздник.

– А национальные блюда будут на столе? Тот же чак-чак?

– Вот почему-то сразу все на­зывают чак-чак. А моя бабушка и мама, например, готовили ба­урсак – это такие более крупные шарики. Для праздничного стола баурсак украшают конфетами, фруктами или пастилой. Поль­зуясь случаем, поздравляю всех земляков с Новым годом и на­шим 20-летием!

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Сергей СТЕПАНОВ ФОТО из архива Татаро-башкирского национально-культурного центра «Якташ»
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации