Ринат Зиен: «После боя курантов к главной поселковой ёлке подъезжала «Волга»
В наступающем 2018 году татаро-башкирский национально-культурный центр «Якташ» («Земляки» в переводе с татарского) посёлка Фёдоровский отметит большой юбилей – 20 лет!
Многие нынешние члены организации, в том числе её председатель Ринат Зиен, стояли у истоков создания не только первой в Сургутском районе НКО, но и формировали окружную структуру. Они и сами не заметили, как пролетели эти годы, а между тем было сделано немало добрых дел, выросло целое поколение преемников, которым впору передавать опыт.
– Ринат Минсаитович, первый официально зарегистрированный в Сургутском районе НКЦ – это именно «Якташ». Как вышло, что вы всех опередили, кто «прародители» фёдоровского татаро-башкирского культурного центра?
– Есть такая пословица: не было бы счастья, да несчастье помогло. Хоть она и русская, но очень подходит для ответа. Осенью 1998 года произошло печальное событие: двое наших земляков погибли в ДТП. Мы решили обсудить, как помочь их семьям. Первый раз вообще на улице собрались, помню, милиция ещё интересовалась, что за сходка, а второй раз собрались уже в здании старого автовокзала – арочнике. Так организовались, деньги собрали, потом решили, что надо и дальше держаться вместе.
А буквально накануне сургутское общество зарегистрировал Фанис Гаттауллин, он же подал идею зарегистрировать и наше местное общество, помог с оформлением необходимых документов. Это было 20 лет назад… Так что первый национально-культурный центр в Сургутском районе был наш!
Кстати, любопытный момент: мы недавно собирались в округе («Якташ» входит в состав окружного татарского и башкирского обществ), и на глаза мне попался первый, пожелтевший уже протокол ещё 1990-х годов, где учредителями окружной татарской автономии были заявлены всего пять национальных обществ, в том числе наш «Якташ».
Первым руководителем центра был Насгат Файзуллин. Он руководил около трёх лет, после него Якташ возглавил Камиль Султанов. Он и сейчас является моим заместителем.
– У многих обывателей складывается впечатление, что работа НКО – это только праздники, песни, танцы…
– Все 20 лет мы, конечно, не только праздники проводим. Ведь не секрет, что те же похороны требуют больших затрат, и помимо родственников семья обращается за поддержкой к землякам. Даже похлопотать о транспорте, о кладбище – это уже помощь, да и просто бывает нужно крепкое плечо.
Как-то помню, пришла незнакомая женщина: сыну, мол, не дают направление в военно-медицинскую академию. После нашего вмешательства парень поехал учиться. К несчастью, через год она умерла, но мы не бросили его на произвол судьбы: помогли с похоронами, несколько лет в меру сил оказывали курсанту финансовую помощь. Сейчас он уже оканчивает учёбу, работает.
– Не всегда в трудную минуту находятся такие люди, причём малознакомые. Это отрадно. Скажите, Вы часто бываете на родине?
– Довольно часто. В Лениногорске у меня мама, отца уже нет. Он, кстати, был заслуженным работником культуры Татарстана. А я, видите, хоть и пошёл в производство, всё равно приходится заниматься и культурной деятельностью в рамках «Якташа». Если случается командировка какая-то в Татарию, Башкирию, всегда стараюсь заехать домой.
– Вы сами руководите центром уже почти 15 лет, и это помимо основного места работы – руководящей должности на предприятии. Как удаётся удерживать коллектив? Есть мнение, что у татар и башкир – историческое соперничество.
– К моему большому сожалению, в округе порядка двадцати раздельных татарских национальных организаций и столько же башкирских. А хотелось бы видеть их объединёнными. Нам удалось сохранить единство. Сам я родился в Татарии, потом переехал учиться в Башкирию. Поэтому я считаю, что у меня две родины. Кроме того, у меня жена башкирка, и мы вместе уже почти 30 лет! У нас более половины семей смешанные. В восьмидесятых многие потянулись на Север. Молодые были, хотелось и романтики, и денег заработать. Как и все, осели, обзавелись уже третьей родиной здесь.
– Расскажите немного о своей семье.
– Мы все-таки, скорее, трудовая династия нефтяников: с супругой трудимся на одном предприятии. Старший сын пошёл по моим стопам, работает в нефтегазовой отрасли, младший пока учится в Санкт-Петербурге и изъявляет желание остаться там после учёбы.
– Дружественные межнациональные отношения иногда подвергаются атакам извне. Какие рецепты взаимопонимания и терпимости есть лично у вас?
– Мы поддерживаем тесную связь со священнослужителями наших мечетей – это сами по себе очень хорошие люди, которые призывают к молитве, к добру, не приемлют те ваххабитские течения, которые в последнее время на слуху. Когда происходят неприятные события, как, например, случившееся в Сургуте минувшим летом, то мы, представители мусульманских организаций, собираемся с представителями власти для принятия решений.
– А как насчёт других диаспор, с кем дружит «Якташ»?
– На Фёдоровке мы все очень дружны! Даже по неформальным поводам. Вот недавно были на юбилее у Светланы Афониной из общественного объединения «Украинская национально-культурная автономия «Вишнёвый сад». Мы все с цветами, подарками поехали поздравлять её в национальных традициях.
А 12 июня – в День России – для нас всегда повод встретиться. Все национальные общества представляют в этот день на центральной площади посёлка свои палатки, подворья, шатры, и мы презентуем свои угощения и традиции, что, несомненно, украшает праздник!
Бывают и непраздничные поводы для встречи: например, драка между представителями различных национальностей. Даже если конфликт не на межнациональной почве, мы всё равно вмешиваемся, проводим воспитательную работу.
Всегда приглашаем на Сабантуй соседей. Например, постоянные наши участники, побратимы и друзья – коллективы Лянтора. Пользуясь случаем, хочу выразить им благодарность. Также приезжают выступать земляки из Когалыма, из Пойковского, из Сургута и др.
– Конечно, Сабантуй – это главный праздник, к которому вы начинаете готовиться после Нового года. Всегда ли он проходит в дружественной обстановке?
– Сабантуй – это наш ключевой праздник. Первый раз мы провели его летом 1999 года. Помню, ездили, выбирали ещё зимой место в лесу, и даже машина в снегу застряла. Конечно, это уже праздник общенародный! Приходят все жители посёлка, и даже из соседних поселений.
Культурной частью занимается мой заместитель Фаниля Сагадеева. Она и сама прекрасно поет, и организатор замечательный, при этом ещё и заместитель директора в нашей школе Фёдоровской. Во время концерта звучат песни всех национальных обществ нашего посёлка.
– Что будет за вашим новогодним столом, кого пригласите?
– Раньше у нас была такая традиция: в час ночи, после наступления Нового года, мы встречались на площади, на ёлке. Были годы – собиралось человек 40–50, в любую погоду! Камиль, мой заместитель, приезжал первые годы на «Волге», подсоединял к аккумулятору привезённый из дома магнитофон с колонками, и мы включали татарскую плясовую. Все смотрели с белой завистью и присоединялись к нам! А сейчас уже второй год у нашей семьи традиция встречать Новый год в северной столице. У нас там младший сын, мы по нему скучаем и навещаем его в этот семейный праздник.
– А национальные блюда будут на столе? Тот же чак-чак?
– Вот почему-то сразу все называют чак-чак. А моя бабушка и мама, например, готовили баурсак – это такие более крупные шарики. Для праздничного стола баурсак украшают конфетами, фруктами или пастилой. Пользуясь случаем, поздравляю всех земляков с Новым годом и нашим 20-летием!
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
чтобы не пропустить новые публикации