В Сургутском районе живут около двух тысяч кумыков

Кумыки – второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе, являются при этом крупнейшим тюркским народом Северного Кавказа и третьим по численности народом Дагестана. Территория их традиционного расселения – Кумыкская плоскость, западное побережье Каспийского моря, предгорье Дагестана и области вдоль реки Терек.
Кумыки издревле пользовались уважением на Кавказе и в России. В знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона о них говорится так: «В кумыкских песнях отражается нравственный облик кумыка – рассудительного и наблюдательного, со строгим понятием о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край».
Кумыкский язык, принадлежащий к кыпчакско-половецкой подгруппе тюркских языков, использовался как язык межнационального общения на значительной территории Северного Кавказа, от Дагестана до Кабарды, вплоть до 30-х годов ХХ века.
Этот язык изучали русские классики, бывавшие на Кавказе, – Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов. Образцы кумыкского языка встречаются в таких произведениях Толстого, как «Набег», «Казаки», «Хаджи-Мурат», у Лермонтова – в «Герое нашего времени».
В Сургутском районе живут около двух тысяч кумыков (по переписи 2010 года), 483 из них, по тем же данным, в посёлке Фёдоровский. В основном это выходцы из Дагестана, как и председатель Региональной общественной организации «Национально-культурный центр «Кумыки» Реган Муслимов.
– Реган Хабибуллаевич, расскажите, как появилась ваша организация?
– Начало было положено еще в 2000 году. Народ тогда собрался и решил создать своё, кумыкское общество. А в 2007 году мы зарегистрировали нашу общественную организацию в администрации.
Некоторые семьи с того времени, правда, уже переехали в Сургут, с другой стороны есть и вновь прибывшие. В целом, в посёлке кумыков по-прежнему много. Сколько – мы планируем выяснить в следующем году, проведя перепись. Хотя взрослых, в принципе, почти всех знаю лично.
– Чем занимается ваш национально-культурный центр?
– Мы создавали общество, чтобы помогать друг другу. То есть, прежде всего, благотворительные цели преследовали. Мы живём далеко от родины, а в жизни разное случается – и хорошее, и плохое. И если горе пришло в дом к кому-то, мы должны помочь, а для этого нужно знать друг друга, иметь возможность общаться, собираться.
Кроме того, мы сохраняем свою культуру, о которой рассказываем другим жителям Фёдоровского и Сургутского района. Здесь ведь люди многих национальностей живут: русские, украинцы, ногайцы, лезгины, азербайджанцы. И когда в День народного единства или в День России все собираются, показывают свою культуру, кухню, обычаи, традиции, мы также представляем свой народ.
Были ещё у нас планы по преподаванию детям литературного кумыкского языка, но они пока не осуществились. Вообще, конечно, существует неприятная тенденция утери национальных культурных обычаев и устоев – у многих дети выросли, играют свадьбы, и у них уже многое по-другому. Но мы всё равно стараемся сохранять, что имеем.
Что касается благотворительности, каждую весну, обычно в мае, наше общество собирает деньги, потом режем барана или быка, мясо готовим и раздаём бедным семьям. Обычно это при мечети происходит. Приглашаем всех желающих, независимо от национальности, накрываем столы, читаем традиционную молитву и раздаём сладости.
Общество собирается как минимум раз в два-три месяца, чтобы обсудить текущие дела, подготовку к праздничным мероприятиям. Если возникают какие-то конфликты, пытаемся решить их мирным путём. Участвуем в ежемесячных совещаниях общественного совета при администрации.
Недавно глава Сургутского района А. А. Трубецкой предложил создать «комнаты мира». Мы полностью поддерживаем эту инициативу и готовы, со своей стороны, проводить консультации на кумыкском языке. Для нашего центра определён день дежурства в администрации поселения Фёдоровский – это среда. Пока, правда, обращений в общество не было, но мы держим руку на пульсе.
– Какого рода помощь оказывает центр «Кумыки» своим землякам? Знают ли федоровчане о вашей организации?
– Кумыки в основном приезжают сюда к родственникам, поэтому проблем с жильём, как правило, нет. Да и работу люди легко находят самостоятельно. Мы помогаем землякам в основном, деньгами – на свадьбы, похороны, организуем транспорт, если нужно.
Вообще, если вопросы какие-то есть, вновь прибывшие легко могут найти меня и обратиться лично как к председателю национально-культурного центра или к другим нашим родовым старшинам.
Также мы поддерживаем тесные связи и с администрацией поселения, и с мечетью: если кто-то обращается с просьбами, проблемами, сразу реагируем, помогаем урегулировать конфликтные вопросы, если таковые возникают.
– Участвуете ли вы в противодействии экстремизму и терроризму?
– Вопросы предотвращения распространения экстремизма мы давно решаем сообща, совместно с другими национальными организациями. Собственно, террор никакого отношения к исламу не имеет – в Коране нигде не написано, что нужно убивать. И мы, мусульмане, собираем взрослых, приглашаем молодёжь – и парней, и девчат на встречи с участием нашего духовенства, где разъясняем, чему на самом деле учит Коран и пророк Мухаммед.
Мы приняли живое участие в обсуждении августовского события, имевшего место в Сургуте (нападения на прохожих). Очень внимательно отнеслись к этой информации, провели работу со своей молодёжью.
– Расскажите немного о себе, о других лидерах вашей организации.
– Сам я живу в Фёдоровском 23 года, работаю в Сургутнефтегазе водителем-машинистом ППУ. Воспитываем с супругой троих детей: двух дочерей и сына, ему три года. Председателем центра «Кумыки» я был выбран в 2016-м.
До этого наше общество возглавляли очень достойные люди: Кураш Мисирбиев в 2000-2009 годах, Абдурахман Керимов до 2016-го. Под их руководством центр «Кумыки» реализовал немало интересных проектов. Сегодня мы, старшие, стараемся не уронить эту планку.
Подписывайтесь на наш telegram-канал и группу во "ВКонтакте": там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
чтобы не пропустить новые публикации