«Бао-вао-гао». Или кое-что о театральной кухне
— Представим, что вы пришли в ресторан, чтобы хорошо провести время и насладиться кулинарными изысками, которые готовит целая команда профессиональных поваров. Вы попробуете блюдо, будь то стейк средней прожарки или яблочный штрудель, поблагодарите поваров или официантов и пойдёте на вечерний променад. Но это только одна сторона медали: на кухне ресторана профессионалы продолжат заниматься любимым делом, придумывать новые рецепты, приводить в порядок своё рабочее место. Десятки дел нужно сделать повару до того, как начать работать над процессом создания очередного кулинарного шедевра. То же самое происходит и в театре. На сцене перед зрителем появляется уже готовая картина. Он становится свидетелем и соучастником действия, но как же создаётся спектакль? Какие этапы проходят актёры для перевоплощения в роль? Что прячется за кулисами? И кто эти люди, которые примеряют на себя тысячи масок? Итак, попробуем разобраться во внутренней кухне театра.
Специя № 1 — РЕЧЬ
Чтобы с задних рядов зритель мог слышать и понимать происходящее действие спектакля, актёру нужно пройти школу сценической речи. Обучение в любой театральной студии или театральном вузе начинается с тренинга, который сохраняется в жизни актёра и становится профессиональной привычкой. Перед тем, как выйти на сцену, актёру необходимо сделать комплексный тренинг, направленный на проработку дикции, постановку голоса, проверку звучания резонаторов, расширении диапазона и ещё много чего другого. Для обычного человека эти упражнения выглядят забавно, а иногда даже нелепо, но что не сделаешь ради искусства!
Для примера расскажу подробнее об одном упражнении на расслабление челюсти. Чтобы речь актёра была правильной и внятной, ему необходимо избавиться от зажимов. Это упражнение называется «ленивый алфавит». Поставьте под нижнюю челюсть сжатый кулак так, чтобы он фиксировал вашу голову, и вы не могли наклонить её вниз. Теперь произнесите весь алфавит в такой последовательности: бао-вао-гао и так далее. На каждый слог вам необходимо максимально открывать верхнюю челюсть, не за действуя нижнюю. Как ощущения? Также можно попробовать делать круговые движения головой, максимально открывая челюсть в тот момент, когда голова оказывается позади: бау-вау-гау и тд.
Также врагом сценической речи является говор. Он встречается у большинства людей, и появляется у человека с рождения. Говоры разделяются территориально, и чтобы послушать примеры московского или, например, вологодского говора, нужно просто побывать в той или иной местности. Носителями ярких говоров являются деревенские бабушки и дедушки, чья речь подстроилась под их образ жизни. Для актёра говор — злейших враг, с которым приходится бороться всю жизнь. Чтобы убрать его из своей речи необходимо много и упорно заниматься ежедневными упражнениями, однако если на неделю вернуться в родной дом, говор вернётся вместе с тёплыми воспоминаниями из детства.
Ещё одной полезной привычкой актёра является артикуляционная гимнастика. Она нужна для того, чтобы избавится от неправильного произношения гласных и согласных звуков. Разговаривая в обычной жизни, люди не замечают свиста, который может возникать при произношении слов со звуками Ш, Щ, С и др. Но речь актёра должна быть чистой, поэтому из раза в раз перед показами спектаклей и в обычной жизни он прибегает к волшебной артикуляционной гимнастике. Кстати, её рекомендуют людям разных профессий, которые предполагают общение с людьми.
И я напомню, что сценическая речь — это только одна из многих составляющих актёрского искусства. Продолжение следует...