Да кому вообще он нужен, этот ваш ЕГЭ?

11:05
3.24K
Да кому вообще он нужен, этот ваш ЕГЭ?

Азат Губайдуллин

Фото Марины Хвалевой

Материал опубликован в газете «Вестник» №20 от 24 мая 2024 года

Накануне одиннадцатиклассники школ Сургутского района, как и выпускники всей страны, сели за парты, чтобы сдать первый в этом году Единый государственный экзамен. Казалось бы, через такое испытание школьники вынуждены проходить уже два десятка лет, но в обществе до сих пор нет даже намека на однозначное отношение к такого рода итоговой аттестации. Но лично у меня оно сложилось, причем давно.

Основная моя претензия к ЕГЭ – не в его обязательной сдаче, не в качестве уровня составленных вопросов и заданий и даже не в злополучных рамках металлоискателя и строгих наблюдателях, от которых впечатлительные выпускники приходят в ужас. Главное, чего я не пойму – кому и зачем нужен экзамен в таком виде. И дело не только в дополнительных возможностях при дальнейшем поступлении, а в том, почему такое «тестирование», по сути, служит итогом всему тому, что познал и освоил за 11 лет.

В последние годы появился некий стереотип, что современные школьники – жертвы ЕГЭ. В моем случае я был добровольной жертвой.

Тот самый Единый государственный я сдавал, когда он еще был в стадии апробации и в год моего выпуска, так уж получилось, был необязательным. Любопытно, что я «тестировался» в другом городе и даже в другом регионе. Разумеется, в то время мало кто знал, кто такие репетиторы, чем они занимаются. Одним словом, подготовки практически не было.

В приемной комиссии изучили мой аттестат с довольно неплохими оценками и сказали, что мне необязательно проходить это испытание, которое только начинало заполнять окружающую действительность, и можно ограничиться привычным устным экзаменом по русскому. Я же ответил, что хочу попробовать свои силы, хоть и подстраховался еще сдачей устного экзамена. Результат – 67 баллов, при проходных 32 на филологический факультет. Спрашивал ли у меня после этого хоть кто-нибудь про результаты ЕГЭ во время обучения в вузе, на призывной комиссии в военкомате, при устройстве на работу? Конечно, нет!

Примерно десять лет назад один из моих знакомых не один год водил своего ребенка по репетиторам и был в полной уверенности, что он благополучно поступит в университет. Но выпускник провалил экзамен и пересдал только в сентябре, вместо вуза поступил в колледж и отправился служить в армию. В итоге жизнь у него сложилась нормально. День объявления результатов теперь уже молодой семьянин с приличным опытом работы в серьезном ведомстве с перспективой карьерного роста вспоминает как страшный сон. Для его поколения осечка с ЕГЭ ставила клеймо на всю жизнь. Как думаете, если бы тогда у выпускников был выбор, какой процент согласился бы пройти это испытание?

Современные школьники знают практически все про ЕГЭ. Благодаря онлайн-сервисам и различным видеоурокам, они самостоятельно оценивают свой уровень и вполне могут составить план подготовки. Разумеется, при наличии желания. А вот с последним, как кажется по настроениям, у школьников все не очень. И все потому, что мир стремительно меняется. Они понимают, что земля не крутится вокруг ЕГЭ. Они просто ждут, когда пройдут эти испытания, которыми почему-то пытаются напугать учителя, из-за которых беспокоятся родители.

Вы скажете, что есть неоспоримое преимущество Единого государственного, и заключается оно в уравновешивании шансов при поступлении в вуз, и окажетесь правы. Но разве у нас до 2002 года были плохие учителя, врачи, инженеры, ученые? И вы опять скажете, что с отменой ЕГЭ в вузы вновь вернутся коррупционные схемы при поступлении, а я вам отвечу – это уже проблема другого характера, которой должны заниматься соответствующие органы.

В общем, понадобятся ли сегодняшним выпускникам как в обозримом будущем, так и в долгосрочной перспективе результаты и сам факт сдачи ЕГЭ, покажет только время. А пока, дорогие выпускники, желаем вам уверенности и решительности во время предстоящих испытаний! Не так страшен ЕГЭ, как его малюют. Вперед!

Комментарии для сайта Cackle