Алеко не доиграл. Московский театр «Геликон-Опера» на сцене Сургутской филармонии

15:00
950
Алеко не доиграл. Московский театр «Геликон-Опера» на сцене Сургутской филармонии

Кристина СОНГУРОВА, СММ-редактор «Вестника»

Свобода. Дерзость. Острый взгляд и сладкие речи. Пьянящие танцы и завораживающие песни. Цыгане и то, что у них не отнять. Как бы в этом народе не почитались семейные узы, постоянство – дело временное. Как и любовь Земфиры к покинувшему ради неё дом и друзей, Алеко. Знаменитая одноактная опера гениального композитора Рахманинова «произошла» на сцене Большого зала Сургутской филармонии.

Создание оперы на либретто Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы» увлекло девятнадцатилетнего талантливого композитора мгновенно. Произведение было написано в кратчайшие строки – 17 дней. Именно эта работа Рахманинова стала выпускной по классу композиции, и нужно ли здесь говорить, что экзаменационная комиссия оценила её на высший балл? Премьера оперы, состоявшаяся ещё в 1893 году – имела успех. Спустя десятки лет снова и снова её хотят видеть и воспроизводят на больших сценах России.

Главного героя Алеко оживил наш земляк, солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алексей Исаев. Артист родом из Твери, но именно в Сургуте начал своё профессиональное образование в филиале Хоровой капеллы имени Глинки. Сам актер признался, что после долгого отсутствия – едва узнал родной уголок: «Город-красавец, очень чистый, ровный асфальт, новые районы».

Коллектив театра «Геликон-Опера» сургутяне встретили тепло и радушно. В фойе филармонии, казалось бы, собралась вся культурная элита. Они в предвкушении перешёптываются, читают концертные брошюры, не торопясь, проходят на свои места. В зале мягко приглушенный синий свет, легко подсвечивается дымка над сценой. Уже играя каждый свою роль, артисты, сидя на сцене, лукаво провожают взглядом пришедших гостей. Пестрые платки, причудливо завязанные на головах женщин, расшитые рубахи и балахоны, вызывающий этнический макияж – приковывают и без того пристальное внимание. С первого действия зритель ощущает контраст настроений.

Самой запоминающейся сценой для меня, а, возможно, и для многих других гостей – стал совместный танец женщин и мужчин. Мы видим, как Земфира, гонимая муками выбора, принимает решение. Легко кружась в танце, она замышляет шалость. И словно по её зову на сцене появляется молодой цыган. Он полон намерений полностью завладеть её вниманием. Их танец словно на острие клинка. И в этот момент они не боятся быть пойманными. Пляска сопровождается национальными музыкальными мотивами, что позволяет ещё глубже проникнуться самобытной культурой.

- Мне приходилось работать со многими коллективами, но чем удивителен «Геликон-опера» - в нем нет танцовщиков. Как правило, есть балет, который танцует и есть опера, которая поет. А здесь артисты шикарные, хор великолепный и солисты, которые невероятно двигаются, - поделилась хореограф-постановщик Илона Зинурова.

Веселится табор, и только Алеко угрюмый не способен понять прелести безмятежной жизни. Его образ на сцене держит в напряжении не только цыганский табор, но и каждого зрителя в зале. Сложно сказать о впечатляющей актерской игре, но мягкий баритон точно заставит бегать по вашему телу тысячи мурашек. Пожалуй, в этой постановке акцент сделали именно на голос артиста. Алексей Исаев поделился, что из исполнителей прошлого его ориентиром стал великий итальянский оперный певец Этторе Бастианини, а так же артисты Дмитрий Хворостовский и Дмитрий Чернов.

-Если ты не окунаешься в прошлое, не берешь всё самое лучшее от мастеров – ты можешь не заниматься этой профессией. Надо быть в курсе. Я считаю, что очень полезно всегда подчеркивать что-то от предыдущих исполнителей – рассказывает Алексей Исаев.

Важно сказать, что декорациями стали сами люди. Словно неодушевленные предметы они замирали посреди сцены. Кроме них – шалаш, перегородка от оркестра и приглушенная мультимедийная заставка.

Хочется отметить захватывающую игру Сергея Абабкина, исполнившего роль молодого цыгана. Он смог показать ту горячую, страстную, безрассудную любовь, которая так характерна народу. Словно глоток свежего воздуха, он покорил сердце не только Земфиры, но и многих зрительниц. Наверное, я бы тоже сдалась. Отрекшейся от мужа, главной героине – тоже поверила. Есть в ней что-то по-настоящему индийское. Земфира, в исполнении Ольги Толкмит, получилась со сладкой «изюминкой» безумия.

Финальное действие – свидание двух влюбленных. Земфира боится быть застигнутой врасплох. И не зря. Неожиданно появляющийся на сцене муж, готов мстить. В порыве ревности, он убивает соперника и любимую женщину. Проснувшийся от шума табор, видит Земфиру на последнем издыхании. «Не нужно крови нам и стонов, Но жить с убийцей не хотим». Они оставляют Алеко в гордом одиночестве. Без тени какой-либо эмоции он выходит на середину сцены. Свет меркнет. Конец.

Зал взрывается овациями, отовсюду слышны крики одобрения. А я… чувствую пустоту и замешательство. Не хватило финальной эмоции главного героя. Что Алеко чувствует, когда вновь остается один? Он удовлетворен, рад или расстроен? Не доиграл Алеко. Концовка остается открытой.

Алексей Исаев, профессиональный оперный певец, уехал из Сургута более 10 лет назад. Так почему же спустя такой большой промежуток времени, он вернулся в родной город таким холодным?

ФОТО Е.ШВЕЦОВА

Комментарии для сайта Cackle