О реабилитации детей с ОВЗ по-новому

09:00
1.07K
О реабилитации детей с ОВЗ по-новому

Артём Щепотьев, руководитель Центра развития компьютерного спорта Сургутского района

«Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник», — писал Уильям Шекспир.

По данным ООН каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Общество не всегда принимает людей с ограниченными возможностями здоровья, необходимы условия их адаптации и социализации. Особенно тяжело проходят процессы социализации детей с ОВЗ, в том числе с нарушением интеллекта. У них отмечается неадекватность самооценки, нарушения мотивационно-эмоциональной сферы и только действенная практика укрепляет у них мотивацию достижения результата. Ребенок с ОВЗ, получивший опыт успеха, перестает чувствовать себя не способным к достижению результата. В этом плане идеально подходят занятия адаптивной физической культурой и спортом, используя сохранные функции, остаточного здоровья и психофизический потенциал ребёнка с ОВЗ, максимально реализовать его возможности для полноценной жизни, самостоятельности, социальной активности и социализации.

Предметом адаптивной физической культуры является развитие двигательных, физических и интеллектуальных способностей, коррекция и компенсация нарушенных функций, укрепление здоровья и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями через занятия физической культурой и спортом. Могут ли современные цифровые технологии посодействовать этим процессам?

Рассмотрим один из примеров — музыкальная компьютерная игра с элементами виртуальной реальности «Beat Saber», где игрок управляет двумя снарядами разных цветов, синим и красным, в виртуальном пространстве, контролируя их игровыми манипуляторами, держащими в своих руках, и должен разбивать летящие блоки в последовательности, заданной музыкальной композицией.

Игра включает в себя список музыкальных композиций, у каждого 4 уровня сложности: легкий, средний, тяжелый, экспертный. Во время игры блоки летят по направлению к игроку в 4 ряда и в зависимости от угла атаки, длины разрезающего лезвия, точности и силы удара, за каждый разрубленный блок начисляются очки. За серию правильно нанесенных ударов игроку начисляется дополнительные очки, в соответствии с множителем, который в своем максимум достигает восьми. Кроме того, виртуальная среда считает количество затраченных калорий в рамках 1 композиции

Используя «Beat Saber» в рамках тренировочного процесса по компьютерному спорту, было замечено, что игра может быть направлена координационные способности человека:

1) быстроту реакции — в зависимости от выбранной сложности увеличивается темп и количество появляющихся блоков;

2) точности — блоки нужно разрубать строго с незащищенной стороны и соответствующим цветом снаряда,

3) темпа и ритма движений — блоки летят, соответствуя темпу и ритму музыкальной композиции, уловив их, игроку становится проще адаптироваться к игровому процессу;

4) Микро и макроматорика — процесс построен на выполнении физических движений рук;

5) дифференцировки усилий — чем сильнее нанесен удар, тем больше очков начисляется игроку;

6) времени и пространства — удар должен быть совершен в строго отведенной зоне, когда в него залетает куб;

7) устойчивости к вестибулярным раздражителями ориентировки в пространстве — виртуальная реальность формируют собственную.

На мой взгляд, «Beat Saber» соединяет в себе учебно-тренировочные технологии и их компоненты, что позволяет рассматривать ее в качестве объекта научного познания для решения задач адаптивной физической культуре

В теории игровой процесс может поспособствовать развитию координационных способностей у детей с ДЦП, задержкой умственного развития и других схожих диагнозов. В рамках совместно проекта Сургутского района и Центра реабилитации инвалидов имени Алексея Ашапатова «Сильные не только духом» удалось провести первые наблюдения. Ребята очень увлеклись игровым процессом, а самое главное было отмечено прикладное значение рядом специалистов по адаптивной физической культуре.

Выводы делать рано, впереди большая, но на мой взгляд, перспективная работа.


Комментарии для сайта Cackle