​Синдром трудодефицита с приступами блогерства: почему нехватка рабочей силы страшнее безработицы

15:25
1.27K
​Синдром трудодефицита с приступами блогерства: почему нехватка рабочей силы страшнее безработицы

Кадровый голод – тренд последних лет. На дефицит кадров жалуются представители абсолютно всех отраслей. Как объясняют эксперты, среди причин «голода» не только пресловутый демографический кризис и отток мигрантов, но и стремление многих жить, не перетруждаясь. И пока рынок труда ждет так называемых синих воротничков, представителей рабочего класса, потенциальные кадры, пытаются найти счастье совсем в других сферах. Подробнее – в материале «Вестника».

Анамнез.

Парадокс, но Югра – регион с большим экономическим потенциалом – испытывает острый дефицит кадров: число соискателей (более 2,6 тыс.), которые зарегистрированы в центрах занятости, в девять раз меньше, чем количество вакантных рабочих мест – их количество приблизилось к 24 тысячам. Больше всех нужны водители, электромонтеры, электрогазосварщики, повара, слесари-ремонтники, машинисты подъемника, бурильщики. При этом окружной департамент труда и занятости населения ежемесячно фиксирует снижение уровня безработицы. Так, на конец января 2024 года этот показатель составил 0,28 %, тогда как на 31 декабря 2023-го – 0,31 %.

Официальные данные подтверждает и статистика крупнейших рекрутеров. По оценке службы исследований hh.ru, спрос на персонал в ХМАО бьет рекорды. За январь текущего года на их сайте было почти 10 тысяч вакансий, это на 21 % больше, чем в январе 2023 года.

– Ощутимее всего увеличилось число вакансий в сфере «Страхование»: по сравнению с предыдущим годом – на 67 %. В пятерку вошли: «Высший и средний менеджмент» – плюс 45 %, «Маркетинг, реклама, PR» – плюс 42 %, «Адми­нистративный персонал» – плюс 37 %, «Управление персоналом» – плюс 35 %. При этом есть профобласти, в которых зафиксировано снижение предложений. В Югре на 41 % снизилось число вакансий в медицине и фармацевтике, на 33 % – в науке и образовании, на 27 % – в сфере безопасности и на 16 % – в фитнес-индустрии, – отметили в компании.

Ситуация в регионе отражает общефедеральные тренды: в стране уровень безработицы находится на историческом минимуме – 3 %. Однако у низкой безработицы есть и обратная сторона медали, констатировал президент Владимир Путин.

– Уровень безработицы в России сегодня рекордно низкий, чем можно, безусловно, по праву гордиться. Однако у этого достижения есть и обратная сторона медали – говорю о трудностях, связанных с подбором сотрудников, с дефицитом кадров, – отмечал ранее глава государства.

По итогам 2023 года российские компании нуждались примерно в 4,8 миллиона работников. Соответствующий вывод содержится в исследовании научного сотрудника Института экономики РАН Николая Ахапкина. По его словам, за прошедшие два года в стране резко возрос дефицит рабочих рук. При этом нехватка сотрудников наблюдалась даже в тех условиях, когда количество трудоустроенных людей было стабильным.

Именно дефицит рабочей силы, а не нехватка денег и кредитов, по заявлению главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, является главной проблемой российской экономики.

– Безработица достигла уровня 3 %, а в некоторых регионах и того меньше, это означает, что в экономике практически не осталось свободных рук, – отметила она.

Тормозом для роста экономики назвал низкий уровень безработицы и глава Минэкономики Максим Решетников. Дело в том, что при недостатке в трудовых ресурсах предприятия вынуждены работать не в полную силу. При этом бизнес конкурирует за рабочие руки повышением зарплат. Соответственно, это приводит к увеличению инфляции – уменьшению покупательной способности денег.

Президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному Собранию в четверг, 29 февраля, объявил о запуске нового нацпроекта «Кадры». Он будет направлен на оказание помощи школьникам и студентам в профессиональном развитии.

Диагноз.

Уровень регистрируемой безработицы в Сургутском районе по сравнению с общеокружным показателем и того меньше – на сто вакансий приходится всего один безработный. По данным районного центра занятости, работодателям требуются чуть более тысячи сотрудников, чтобы закрыть свои вакансии. Больше всего нехватка рабочих рук в строительстве и нефтянке – половина заявленных вакансий приходится как раз на эти отрасли. В дефиците также работники сельского хозяйства, врачи, учителя.

Показательна в сложившейся ситуации история, которая в конце 2023 года произошла в отдаленном поселении Сургутского района – в Угуте. Из-за нехватки сотрудников здесь пришлось максимально оптимизировать деятельность почтового отделения – до одного рабочего дня в неделю. Как итог – каждый вторник в здании сельской почты формировалась приличная очередь из желающих успеть отправить или получить посылки, письма, документы и т. д. Как подтвердил глава Угута Евгений Титоренко, дополнительных сотрудников для отделения почты до сих пор не нашли.

Еще один наглядный пример: в Локосово более двух лет длились поиски кандидата на должность участкового. Претендентов заманивали служебным жильем – тщетно. Доброй вестью на днях поделился глава поселения Николай Свечников: долгожданный сотрудник проходит трехмесячное обучение.

Кадровый голод и в Сургутской районной поликлинике. По словам главврача медучреждения Александра Пелевина, не хватает не только узких специалистов – детского хирурга, уролога, эндокринолога, рентгенолога, но и рядовых участковых терапевтов.

– Несмотря на это, мы не опускаем руки, а активно занимаемся поисками нужных специалистов. В прошлом году по программе «Земский доктор» нам удалось привлечь в поликлинику трех фельдшеров скорой помощи и четырех докторов. В том же 2023 году девять врачей из нашего медучреждения получили в Белом Яре служебные квартиры. Надеемся, что такие «плюшки» наряду с различными дополнительными ежемесячными или единовременными выплатами привлекут внимание нужных нам специалистов, – говорит Пелевин.

На старейшем рыбзаводе «Восход», что находится в Сытомино, та же проблема – не хватает рабочих рук. Рыбный промысел на предприятии непостоянный – ежедневной загрузки и занятости нет. Поэтому каждая новая путина для восходовцев – как игра в рулетку.

– Мы сейчас только готовимся к набору. К началу сезона нам нужны трактористы, механизаторы, капитан корабля, порядка 10 рыбаков, три-четыре переработчика рыбы. Техника у нас есть, но вот с людьми проблема, – рассказывает директор предприятия Дмитрий Зубов.

По его словам, чтобы привлечь сотрудников, с 1 января 2024 года на рыбзаводе на 20 % проиндексировали заработные платы. Сейчас рыбакам за месячную работу вместо 33 тысяч предлагают 41 тысячу рублей. И это не предел, говорит Зубов, на предприятии планируется еще один этап повышения заработной платы.

О дефиците кадров говорят и руководители крупного застройщика в Сургуте и Сургутском районе ГК «Сибпромстроя». Еще несколько лет назад соучредитель группы компаний Николай Сторожук говорил, что вопрос отсутствия кадров для отрасли стоит остро – их нет. Если и получается найти добротного каменщика в городе, то он, как правило, пожилой, справляться с тяжелой работой ему достаточно проблематично. А многие просто не хотят проводить на стройке по 12 часов. С тех пор, говорит заместитель генерального директора компании «Сибпромстрой-Югория» Николай Епифанов, практически ничего не изменилось. Чтобы найти нужных специалистов, компании идут на ухищрения.

– Конкурируем, переманиваем людей друг у друга высокими зарплатами, плюс еще какими-то другими бонусами. Например, для приезжих у нас есть свои общежития, куда они могут заселиться, – рассказывает Епифанов.

Осложнения.

Пока работодатели днем с огнем ищут квалифицированных сотрудников, молодые кадры мечтают стать блогерами и строчить посты, а не стоять у станка. На просторах сети уже сотнями исчисляются курсы, которые якобы помогут сделать из ребенка звезду YouTube или Instagram (соцсеть Instagram принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной – прим. ред.). Более того, блогеры открывают целые онлайн-школы, а некоторые предлагают свои услуги бесплатно. Многие из авторов подобных курсов в перерывах между рекламой хвастаются в соцсетях своим образом жизни, демонстрируя роскошные курорты, дорогие автомобили, одежду люксовых брендов. Все это выглядит неотъемлемыми атрибутами жизни любого популярного блогера, при этом у обычных пользователей создается впечатление, что блогинг и есть беспроигрышный путь к богатству и успеху.

– То, что дети хотят стать блогерами – это явление массовой культуры. С одной стороны, кажется, что это легкие деньги: блогеры показывают, как они зарабатывают миллионы-миллиарды, практически ничего не делая. С другой стороны, нет пропаганды рабочих профессий, и как следствие, скептическое к ним отношение. Считается, что на рабочих идут те, кто не смог состояться в других сферах. Поэтому происходит такой процесс перераспределения, – считает политолог Сергей Ширяев.

Не согласиться с этим сложно – рабочие специальности давно перестали быть престижными. Помните ли вы хоть один фильм за последние годы типа советских «Большая перемена», «Девчата», «Живет такой парень», «Весна на Заречной улице», где герои – простые работяги? Ответ скорее нет, чем да. Впечатление, будто в нашей стране живут только бизнесмены, сыщики и домработницы. А ведь когда-то человек труда стоял на пьедестале почета, ему полагалась не только достойная зарплата, но и уважение, льготы, обеспечение жильем, социальные гарантии.

Времена, когда синие воротнички были в почете, остались в прошлом. Впрочем, как и времена, когда Север считался привлекательным, за длинным рублем сюда тянулись все кому не лень. Сегодня же, по мнению многих, в переезде на Север большого резона нет: разрыв в зарплате между Севером и остальными регионами страны существенно сократился. Людей пугают высокие цены на жилье и продукты питания, тяжелые климатические условия.

Нет ажиотажа и среди желающих вахтоваться на Север. Это, в свою очередь, лишь усугубляет и без того непростую ситуацию на рынке труда. К примеру, из-за нехватки кадров крупная нефтедобывающая компания на некоторые должности берет сотрудников без профильного образования или даже вовсе без него.

– Взять тех же операторов по добыче нефти и газа. Они просто трудоустраиваются и уже непосредственно на работе обучаются всему. И так во многих других случаях, – рассказал «Вестнику» действующий сотрудник Сургутнефтегаза, который пожелал остаться анонимным.

Если приток «чужаков» уменьшился, то количество рабочей молодежи, которая уезжает из Югры, наоборот, увеличился. Согласно официальным данным, ХМАО находится на втором, увы, непочетном месте среди регионов УрФО по оттоку людей моложе 30 лет. Этот показатель достиг 11,1 %.

В настоящий момент на предприятиях Югры закрепились и трудятся 120 тысяч сотрудников до 30 лет. Тех, кто решил уехать, в основном тревожит отсутствие перспектив, за карьерой и интересной жизнью они массово едут на «землю». Три года назад поселок Федоровский лишился дефицитного молодого сотрудника, терапевт Алина С. вместе с семьей переехала в Тюмень. Кстати, супруг доктора трудился энергетиком в Сургутнефтегазе. Возвращаться семья не планирует.

– Не скажу, что разница между заработной платой, которую я получала на Севере, и той, которую получаю здесь, существенная. Плюс надо учесть то, что в принципе жить на Севере очень дорого и сложно. Экономически это неэффективно по сравнению с жизнью на «земле», – рассказала собеседница «Вестника». – Зима длится шесть месяцев. Зачем оставаться и подрывать здоровье, если можно жить в более комфортных условиях и с большим количеством вариантов реализации в профессии?

Лечение.

Проблему оттока молодежи признает и власть округа. Замедлить процесс, по задумке чиновников, должен проект «Регион для молодых», направленный на создание комфортных условий проживания школьников и студентов. Власти Югры не голословны, реализация пилотного проекта уже началась. В 2024 году в региональную систему подготовки квалифицированных кадров вошел образовательный центр – филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета в Когалыме. Благодаря этому выпускники школ смогут получать высшее образование по основным направлениям деятельности нефтегазодобывающего сектора, не уезжая из региона. Ежегодно центр будет принимать абитуриентов на 120-130 бюджетных мест.

Больше года назад заработал и профориентационный проект «Будущий профессионал». Его суть в том, что ребята с успеваемостью ниже 3,6 балла без отрыва от школьных знаний смогут получить рабочие специальности трубоукладчика, слесаря по ремонту автомобилей, водителя, повара, кондитера, младшего воспитателя и др. На начальном этапе проекта его участниками стали более 13 тысяч школьников Югры.

В Сургутском районе «Будущий профессионал» тоже «зашел». В Сургутском политехническом колледже ребята бесплатно обучаются на повара и строительного столяра, с нового года перечень профессий дополнили мастер маникюра и младший воспитатель.

Насколько эти и другие меры, принятые окружными властями, помогут разрешить проблему дефицита рабочих рук, покажет время. По мнению политолога Сергея Ширяева, вопрос кадрового голода требует комплексной работы со стороны всех заинтересованных сторон: министерств, ведомств, предприятий, учреждений образования. И как бы это банально не звучало, решение должно начаться с повышения престижа рабочих профессий.

– Как это сделать? Как минимум на всероссийском уровне требуется пропаганда важности, необходимости и актуальности этих профессий. А те, кто уже работает, должны получать помимо достойной заработной платы еще и определенные привилегии. Как пример, бесплатное образование для детей, – поделился он.

Опять-таки, на это потребуется время, а люди на предприятиях нужны сейчас. Значит, вопрос кадрового дефицита пока останется открытым.

КСТАТИ: По мнению директора департамента образования администрации Сургутского района Ольги Кочуровой, ситуация с дефицитом педагогических кадров более-менее стабилизировалась благодаря мерам, принятым на федеральном уровне. Сегодня все больше абитуриентов выбирают в качестве будущей профессии педагогические специальности. Так, за прошлый год в педвузы поступили 54 выпускника из Сургутского района. Самые популярные специальности: «математика и информатика», «литература и русский язык, «физическая культура» и «иностранный язык». В настоящее время в школах района работают 69 молодых педагогов со стажем работы до трех лет, в возрасте до 35 лет – 332.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Нафиса ГАРАЕВА,

фото Алексея АНДРОНОВА

Материал опубликован в газете «Вестник» №08 от 1 марта 2024 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации