​Алексей Дренин:«Между школой и родителями должен быть диалог»

09:05
597
​Алексей Дренин:«Между школой и родителями должен быть диалог»

Школьники ХМАО из года в год улучшают свои достижения на конкурсах и олимпиадах, принося региону немало побед. Власти округа, в свою очередь, активно внедряют проекты, которые помогают детям развиваться в комфортных и творческих условиях. О том, как меняется югорское образование, в интервью «Вестнику» рассказал директор регионального департамента образования Алексей Дренин.

О плюсах и минусах.

– Алексей Анатольевич, начался новый учебный год. Все ли образовательные организации округа успели к нему подготовиться, провести необходимый ремонт?

– Все образовательные организации округа, которые были заявлены к приемке, к 1 сентября приняты. В трех учреждениях – двух организациях в сфере культуры и одного детского сада – продолжается капитальный ремонт, но они к приемке и не заявлялись. Школы и детские сады муниципалитеты приводили в порядок за свой счет.

– В ХМАО возводят все больше современных школ. Расскажите о самых интересных и необычных проектах, далеких от типовых. В каких районах и городах еще появятся новые школы?

– Действительно, у нас достаточно большие планы по введению новых образовательных организаций. Только в этом году мы получим как минимум пять школ. Если быть точнее, две уже получили – в Кондинском районе и городе Нижневартовске. Ожидаем еще две новые школы в том же Кондинском районе, и одну школу в Ханты-Мансийске. Что касается необычных проектов, то я здесь упомянул бы проект Югорского физико-математического лицея. Он пока что не введён в эксплуатацию, но это самое нетиповое учреждение, которое было, есть и, наверное, будет в автономном округе – с трансформируемыми пространствами, электронными аудиториями и т. д.

– Есть ли в округе нехватка педагогов? В каких учителях сейчас нуждается округ? На какие условия могут рассчитывать молодые специалисты после окончания вузов?

– На 1 сентября 2023 года потребность в педагогах в ХМАО составляла порядка 1 %, это примерно 127 человек. То есть на 99 % у нас штат укомплектован. Традиционно есть потребность в педагогах точных наук – физики, математики, естественно-научных предметов – химии, биологии. Однако наличие вакансий не означает отсутствие педагогов в школе. После 1 сентября эти вакансии так или иначе заняты – либо приняты на работу люди, либо перераспределена нагрузка. У нас в округе на педагога она составляет 1,67, что не превышает средний показатель по стране. Что касается мер поддержки, то они не только для молодых специалистов. Например, действует федеральная программа «Земский учитель» с выплатой 1 миллион рублей. В этом году по такой программе в округ прибыли 15 педагогов. Также правительство автономного округа приняло решение о том, что педагоги, которые приезжают с других территорий, с первого дня работы получают максимальную северную надбавку. И это принципиально важно, что заработная плата сразу на соответствующем уровне. К тому же, если образовательные организации целенаправленно подбирают себе педагогов и заключают с ними контракты, то школа оплачивает им переезд, даёт недельный оплачиваемый отпуск на обустройство быта, выплачивает материальную помощь для освоения, скажем так, на новой территории.

– Сколько процентов детей от общего количества школьников обучаются во вторую смену?

– Во вторую смену на сегодня обучаются чуть менее 23 % школьников. И наша главная задача состоит не в том, чтобы ликвидировать сменность. Она, скорее, заключается в обеспечении доступности образования и создании образовательных организаций в новых микрорайонах. А также в замене тех зданий, которые уже отжили свой срок. В целом в соответствии с госпрограммой «Развитие образования» в округе до конца 2030 года должны построить более 70 образовательных организаций.

– Алексей Анатольевич, как вы оцениваете результаты ЕГЭ в этом году? Стало ли больше стобалльников?

– Результаты оцениваю хорошо, даже более чем. Наши выпускники, как всегда, показали высокий уровень: по многим предметам средний балл выше среднего по стране. По стобалльникам тоже прирост – 46 человек в этом году против 41-го в 2022-м. Но мы больше оперируем понятием высокобалльники – это те, кто получил от 80 до 100 баллов. По ним у нас стабильный рост – в этом году порядка трёх тысяч человек сдали ЕГЭ на высокие баллы.

О новациях и безопасности.

– Какие новации в системе образования появились в этом учебном году? Как будут преподавать начальную военную подготовку? Что для этого закуплено? Как отреагировали родители на введение трудового воспитания в школах?

– Начнем с того, что в трудовом воспитании ничего сверхъестественного нет. Мы так или иначе эти формы использовали в рамках внеурочной и волонтерской деятельности и т. д. Собственно говоря, и со стороны родителей никаких обращений и жалоб по трудовому воспитанию мы не получали. То же самое касается и начальной военной подготовки, которая и до этого была в школах как модуль отдельного предмета ОБЖ. Вопрос в том, что с 1 сентября 2024 года сам предмет переформатируется, он будет в новом названии – «Основы безопасности и защита Родины», однако концепция его принципиально не поменяется. Потому что этот предмет, в первую очередь, направлен на то, чтобы научить ребенка правилам безопасности. Модуль НВП тоже в этой парадигме. Поэтому если некоторые родители думают, что школа переходит на тотальную военную подготовку, то это совсем не так.

– В ХМАО сообщения о буллинге, поступающие на платформу ГИС «Образование Югры», будет анализировать искусственный интеллект. Соответствующий конкурс на усовершенствование системы сообщений о травле в школах размещен на портале госзакупок. На каком этапе работы? Что в результате должны получить? Как в целом оцениваете работу так называемой «кнопки буллинга»?

– В настоящее время работы по усовершенствованию системы продолжаются. Искусственный интеллект, как я ранее уже говорил, будет работать с текстами. И смысл его в том, что это предварительный анализ текста, который через кнопку буллинга поступает главному внештатному психологу. И нужен он для того, чтобы сгруппировать сообщения и по определенным признакам анализа текста установить эмоциональное состояние написавшего. После этого, по результатам анализа, в работу включается психолог. В целом я считаю работу системы эффективной. Даже тот факт, что мы стали напрямую получать сообщения и выявлять то, что могло остаться невыявленным, говорит о многом. Только за этот год в адрес главного внештатного психолога поступило порядка 100 обращений, в 10 случаях обнаружились реальные признаки буллинга. Поэтому я считаю, что даже если одну такую ситуацию нам получилось решить, то система уже себя оправдала.

– Какие средства заложены в ХМАО для усиления мер безопасности в школах? Будут ли дополнительные проверки в связи с недавним случаем в Ростовской области, где ученик с ножом ворвался в учебное заведение?

– Ситуацию, которая произошла в Ростовской области, мы разбирали на совещании с министром просвещения РФ. Он как раз дал высокую оценку действиям персонала данной школы. Что касается ХМАО, то каких-то дополнительных проверок пока не планируется, потому что только в конце августа в преддверии нового учебного года прошли полномасштабные всероссийские учения. Наши образовательные организации с участием силовых структур отрабатывали два сценария – вооружённое нападение на школу и обнаружение подозрительного предмета. К слову, именно благодаря этим учениям, по словам министра просвещения, и удалось предотвратить трагедию в Ростовской области. А что касается финансов, направленных на усиление мер безопасности в школах, то по итогам прошлого учебного года муниципалитеты затратили на эти цели порядка 600 миллионов рублей.

О доступности и социальной адаптации.

– В последнее время много говорят об отборе детей при приеме в школу на основе их уровня владения русским языком. Много ли в школах ХМАО обучаются детей мигрантов, которые недостаточно хорошо владеют русским языком? Какая работа ведётся с этими детьми для их адаптации в социуме?

– Да, такая работа ведется. Хочу отметить, что буквально несколько месяцев назад мы презентовали наш опыт работы с детьми-мигрантами на федеральной площадке и наша практика была признана лучшей в стране.

Во-первых, наполняемость в классах с такими детьми у нас не более 10%. Это принципиально важный момент для того, чтобы дети смогли социализироваться. Соответствующий мониторинг мы ведём на постоянной основе. При этом работа организована не только с детьми, но и с их родителями. Так, при образовательных организациях во всех муниципалитетах создано несколько десятков центров адаптации, где проводятся занятия по русскому языку. В них в том числе занимаются и родители школьников.

– Какой процент школ в ХМАО можно назвать доступным для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья? Много ли детей с ОВЗ обучаются в школах?

– В школах ХМАО обучаются порядка семи тысяч детей с ОВЗ, из них менее 50 % – это дети-инвалиды. Что касается доступности, то точный процент я не скажу по одной простой причине – школы создают условия для детей с ОВЗ в соответствии с их нозологиями. Например, если в школе нет детей с нарушениями слуха, то специальное лингафонное оборудование школа не закупает. В части доступности для посещения – это одна история, а в части услуги здесь ситуация выглядит следующим образом. Если в школе появляется ребёнок с ОВЗ, то образовательная организация обязана создать для него соответствующие условия.

О наболевшем для родителей.

– Алексей Анатольевич, известно, что первоклассникам запрещено задавать домашние задания и ставить оценки. Но в школах зачастую дают рекомендательные задания на дом, которые по факту являются обязательными. Именно по этому поводу между педагогами и родителями возникают конфликты, недопонимания. Что делать в таких ситуациях? Каков алгоритм действий?

– Ответ содержится в вашем вопросе – эти задания не являются обязательными и носят рекомендательный характер. Если же педагог требует обязательное их исполнение, то родителям, в первую очередь, следует поговорить с учителем. А если у педагога странная позиция, и он не очень понимает требования законодательства, то следующий шаг – это администрация школы, орган управления образования муниципалитета либо департамент образования. Проблема в чём? В том, что родители не разговаривают с педагогами, а сразу начинают жаловаться. Поэтому еще раз повторюсь: самое правильное – наладить контакт с педагогом, поговорить с ним, выяснить что к чему.

– Как вы относитесь к тому, что родители загоняют своих детей в три-четыре секции, и у детей не остается сил и времени на выполнение уроков?

– Я категорически отрицательно отношусь к тому, что детей вообще куда-либо стоит «загонять». Если это несколько секций и ребенок хочет их посещать – это одна история. Например, у меня сын-четвероклассник пять раз в неделю ходит на плавание и три раза в неделю – на карате. Но это его выбор, он сам так хочет. И если ребенку нравится посещать дополнительные кружки, если в этом он успешен, то, я уверен, и «домашка» страдать не будет. А если это из-под палки, то это всегда плохо.

Должна ли быть в школах ученическая форма, чтобы все дети одевались однотипно? И вообще, приемлемо ли, если ученик приходит в школу в дредах, с тату и т. д.? Что рекомендует депобразования школам и родителям?

– Естественно, что должны быть грани с точки зрения внешнего вида ребенка. Эти требования прописываются в локальных нормативных актах образовательных организаций, не без участия родителей. Что касается школьной формы, то ничего плохого в этом я не вижу. Наоборот, мне кажется, что это достаточно правильный подход. Особенно если подсвечивается какая-то символика той или иной образовательной организации. Это помогает формировать чувство определенного патриотизма в отношении своей школы. Но здесь, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Поэтому, как правило, локальные акты не содержат каких-то жестких требований.

– И напоследок, наболевший вопрос от родителей-первоклассников – о продленке. Часто мамы и папы не имеют возможности забрать ребенка сразу после занятий. Планируется ли вернуть продленку во все школы?

– Продленка сегодня есть во многих школах округа – в 30–40 % точно. Однако надо понимать, что продленка везде и всегда – это платная услуга. И в вопросе их организации школы исходят из своих возможностей. Но все же инициатива должна изначально поступить от родителей.

КОММЕНТАРИЙ.

Андрей Трубецкой, глава Сургутского района:

– Образовательные организации Сургутского района накануне нового учебного года прошли проверку на соответствие требованиям антитеррористической защищенности. Всего 67 объектов – 32 школы, столько же детских садов и три здания центра допобразования. Все образовательные организации обеспечены видеонаблюдением с возможностью сохранения записей до одного месяца. Объекты оснащены турникетами и видеодомофонами, управлять которыми можно дистанционно. Там же имеются кнопки тревожной сигнализации с выходом на подразделение Росгвардии. В целом, большинство образовательных организаций были укомплектованы таким оборудованием в прошлые годы. В этом году в основном обновляли, дополняли технику. На это было выделено 2,3 млн рублей. Кроме этого, усилили меры безопасности в корпусах Нижнесортымской и Солнечной школы № 1. Объекты новые, их сдали в прошлом году. В зданиях установили дополнительные камеры видеонаблюдения, КПП, средства снижения скорости при подъезде к ним. На эти цели из бюджета района выделили порядка 913 тысяч рублей.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Беседовала Нафиса ГАРАЕВА

ФОТО Алексея АНДРОНОВА

Материал опубликован в газете «Вестник» №37 от 22 сентября 2023 года

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации