Андрей Трубецкой: «Ростом цен должна заниматься ФАС»

Глава Сургутского района подвёл итоги первого полугодия.
Сургутский район снова лидер инвестиционного рейтинга Югры. Мы поговорили с главой Сургутского района Андреем Трубецким об инвестклимате муниципалитета, местном производстве и поддержке предпринимателей.
– Пятый год подряд Сургутский район – лидер инвестрейтинга Югры. Расскажите, пожалуйста, за счёт чего вам удаётся поддерживать столь высокую планку? Это удобные условия для инвесторов, поддержка предпринимателей?
– Там 41 показатель. Но это, действительно, комплексная, вернее, системная оценка деятельности органов местного самоуправления. Там и административные барьеры, которые зависят от органов местного самоуправления. Это и сроки выдачи градостроительного плана земельных участков, и время подключения к ресурсоснабжающей организации, то есть к теплу, воде, стокам, к электросетям, выдача разрешений на строительство. Собственно, и меры поддержки, которые предлагает муниципалитет. И оценка бизнес-сообщества. Деятельность органов местного самоуправления по созданию благоприятного инвестклимата оценивается со всех сторон.
– А по итогам полугодия уже есть цифры по объёму инвестиций в основной капитал? Какая динамика в сравнении с аналогичным периодом прошлого года?
– Она меньше. Если мне память не изменяет, 95 процентов к уровню прошлого года. Ну, если смотреть в цифры, то и объём промпроизводства немножко снизился, на полтора процента. Но и добыча, самый главный показатель, добыча полезных ископаемых – 94,5 процента. То есть вот эти санкции, решения ОПЕК по сокращению добычи нефти, они, конечно, сказались. А 95 процентов промпроизводства – это добыча нефти и газа на территории района. Но если сокращается объёмы добычи, то, естественно, и инвестиции падают.
– А на доходы в бюджет района это как-то повлияло?
– Нет. Собственные – налоговые и неналоговые – доходы бюджета, то есть собственные доходы бюджета за первое полугодие 2021 года к аналогичному периоду 2020 года – плюс 210 миллионов рублей. За прошлый год у нас 51 новый налогоплательщик на территории района, за первое полугодие – 44.
– Сейчас, когда у России восстанавливается квота по добыче нефти по соглашению со странами ОПЕК+, возможно, к концу года добыча у нас увеличится. А есть ли прогнозируемая цифра по инвестициям на конец 2021 года?
– Да, мы прогнозируем рост и ВРП, то есть валового регионального продукта, который производится на территории района, и, соответственно, инвестиции в основной капитал. По крайней мере, с основными компаниями, которые работают на территории района, мы проговорили, поскольку от этого зависит и налоговая база. То есть все ожидают роста.
Стабильное производство
– Вернёмся к промышленному производству. Вы сказали, что у нас небольшое снижение.
– 95 процентов к уровню прошлого года.
– А какие сферы показали, может быть, небольшой прирост?
– Основное снижение, конечно, по добыче полезных ископаемых – 5,5 процента. Ещё энергетика – снижение. Все остальные отрасли: транспорт, строительство – жилое и промышленное, производство сельской продукции, сельхозпродукции, услуги населению – рост.
– То есть в целом мы можем сказать, что ситуация после ковидных потрясений в производственной сфере стабилизируется?
– Она стабилизируется. То есть особого снижения не было. Ещё раз хочу отметить, снижение связано с ограничениями на рынке нефти. А всё, что зависит от внутреннего потребления, – нет. То есть пока ковидная ситуация на внутреннем потреблении, на, скажем так, платёжной способности населения не сказалась.
– Про малый бизнес. В целом по России, безусловно, пандемия коснулась всех – предприятия закрывались. По итогам полугодия в районе какова динамика? Регистрируются ли у нас новые малые и средние предприятия, много ли населения в них занято?
– Да. Прирост по занятым в СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства – прим. ред.). За первое полугодие рост – две тысячи человек! С пяти там с копейками до семи с половиной тысяч человек в малом и среднем бизнесе. Ну и субъектов малого и среднего бизнеса на 150 единиц выросло.
– Это ещё за счёт мер поддержки, которые оказывает муниципалитет?
– Да. В этом году на эти цели мы направим около 25 млн рублей. Из них три миллиона – это бюджет округа, а 23 миллиона – бюджет района. То есть, я много раз это говорил, мы единственный муниципалитет в Югре, который на поддержку малого и среднего бизнеса тратит больше денег, чем выделяется из округа, за счёт средств местного бюджета. Это, собственно говоря, даёт эффект. За первое полугодие этого года от малого и среднего бизнеса мы получили налоговых поступлений в бюджет 116 миллионов – это на 40 процентов больше, чем в прошлом году.
Работа и цены
– Всё ещё про деньги, но теперь больше про людей. Про занятость. Пандемия ударила также и по рынку труда. В целом по России и по Югре, естественно, тоже. По первому полугодию есть в районе улучшение?
– Да. Если у нас на начало года было 1700 безработных, то сейчас 400.
– А число вакансий? Оно достаточно?
– 1200, превышает в три раза (количество безработных – прим. ред.).
– Можно говорить, что и рынок занятости восстанавливается?
– У нас количество вакансий и не снижалось. Я не хочу это каким-то образом комментировать, но те послабления, которые были в пандемийный период в части возможности быть признанным официально безработным, думаю, сыграли свою роль.
– И ещё один волнующий людей момент касательно денег – рост цен на продукты. В районе мониторят? Какой у нас индекс роста потребительских цен?
– Мониторинг производится по продуктовой линейке, рост отмечаем: овощи до пяти раз подорожали, крупы – 130-170 %, картошка – 30 %. Лимоны подешевели. Для меня, как для экономиста, абсолютно непонятна природа роста цен. Здесь, конечно, должна заниматься федеральная антимонопольная служба. Мы мониторим регулярно, еженедельно, отмечаем рост цен. Я такой же человек, хожу по воскресеньям в магазины, покупаю на неделю продукты. Если раньше корзинку удавалось на пять тысяч рублей купить, то сейчас хорошо бы в 7-9 тысяч уложиться.
Поддержка фермеров
– Местным производителям, в том числе сельскохозяйственным, как-то администрация помогает выйти в сети, пробиться?
– Да. У нас заключено пять соглашений с пятью торговыми сетями. То есть наши товаропроизводители имеют возможность выставлять свою продукцию в федеральных сетях «Лента», «Магнит», «Перекресток» и других.
– А много предприятий?
– Порядка 30. Но честно хочу сказать, мы со своими товаропроизводителями регулярно собираемся. По крайней мере с теми, кто получает меры поддержки из бюджета. Они не очень охотно стремятся в торговые сети, потому что вся их продукция на корню разбирается и без федеральных торговых сетей. У федералов же очень жёсткие требования – по цене, по упаковке, по сертификации. У нас два или три сейчас хозяйства – КФХ, кто регулярно работает на системной основе с федеральными сетями. А все остальные открывают свои магазинчики, свои торговые точки. И у них продукция уходит по гораздо более дорогой цене, потому что это экологически чистый продукт. Они работают не первый и не второй год. Некоторые работают по 30 лет. У них есть свои покупатели.
– А в регионы поставляем свою продукцию, или все раскупается здесь, в Сургуте, Сургутском районе?
– Всё реализуется здесь, у всех торговые точки на территории района, даже за территорию района не выезжают.
P.S. Полную версию интервью смотрите в программе «Район в деталях» на сайте vestniksr.ru.
Подписывайтесь на наш telegram-канал и группу во "ВКонтакте": там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
Полина ПЕТРЕНКО
ФОТО из архива редакции
Материал опубликован в газете «Вестник» № 31 от 30.07.2021 г.
чтобы не пропустить новые публикации