​«Первый шок от пандемии прошёл». Замглавы Сургутского района о бюджете муниципалитета

09:00
1.52K
​«Первый шок от пандемии прошёл». Замглавы Сургутского района о бюджете муниципалитета

В администрации Сургутского района уже началась подготовка к формированию бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. Заместитель главы муниципалитета Максим Нигматуллин рассказал корреспонденту «Вестника» о том, с какими показателями закончится 2021 год, какие факторы повлияют на основной финансовый документ и о том, как жители Сургутского района могут принять участие в его формировании.

– Максим Эдуардович, в действующем бюджете расходы и доходы на 2022 и 2023 годы планировались практически на миллиард меньше, чем в текущем году. Сохранятся ли такие цифры?

– Это особенность трёхлетнего планирования: периоды плановые, и мы их закладываем с консервативной точки зрения. С точки зрения ожидания по размеру доходов, если мы чётко понимаем, что ожидаем на год, то на второй и третий годы могут быть разные события. Поэтому перегружать бюджетные обязательства, которые нельзя будет выполнить, неправильно. Примерно так же закладываются параметры бюджетов окружного и федерального уровней и, соответственно, рассчитывается размер бюджетных ассигнований в муниципальный бюджет.Например, планируемые доходы на 2020 год (при утверждении бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг. – прим. ред.) составили 10,8 млрд рублей. Когда же утверждался бюджет на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг., мы уже утверждали 12,5 млрд рублей. То есть, конечно, корректировка будет происходить. Это вопрос источников, как сложится текущий год по выполнению доходов как по бюджету района, так и по бюджетам вышестоящих уровней.

– По каким направлениям планируется уточнение показателей?

– Сейчас мы осуществляем оценку своего доходного потенциала. Основным источником доходов бюджета муниципалитета является НДФЛ (налог на доходы физлиц), то есть это как раз связано с ростом бизнес-активности на территории, созданием дополнительных рабочих мест, ростом заработных плат. Соответственно, если мы видим, что по этим факторам идёт движение вверх, а оно идёт уже последние пять лет, то показатели по доходам корректируются в большую сторону при принятии бюджета.Вообще, наши доходы состоят из двух источников – собственные и безвозмездно переданные ресурсы из вышестоящих бюджетов. Вышестоящие бюджеты – это содержание соцобъектов, целевые средства на строительстве дорог, благоустройство, строительство объектов социальной сферы и ЖКХ, выкуп жилья. Собственные доходы – без средств бюджетов вышестоящих уровней – на текущий момент составляют порядка 5,9 млрд руб.Расходы текущего характера, например, на содержание соцобъектов, коммунальной инфраструктуры, обычно корректируются незначительно. От плановых значений по расходам обычно корректировка происходит при, например, введении в эксплуатацию новых объектов. Главная «расходная» корректировка касается бюджета развития – уточняются объекты, участие окружного бюджета в финансировании этих объектов. Основная корректировка там.

– Как вы оцениваете влияние пандемии на бюджет района в 2021 году? Или основной «удар» пришёлся на округ и федерацию?

– Пандемия, безусловно, влияет. При планировании бюджета мы исходим из принципа определённой осторожности, в том числе и по доходной части, особенно в части налога на доходы физических лиц.

Так, по прошлому году было подписано соглашение стран ОПЕК+, которое во многом является следствием пандемии, так как в период ограничений резко сократилась деловая активность, следовательно, и спрос на нефть. Это оказало влияние на активность работы в нефтегазовой отрасли и особенно у нефтесервисных компаний.

Что касается прямых затрат бюджета в пандемии, первый шок после 2020 года уже прошёл. Расходы на антиковидные меры в 2020 году – 71 млн рублей, а в 2021 году заложено 13 млн рублей. Шок прошёл, планирование другое – фундамент по мероприятиям был заложен в 2020 году. На 2022 год мы смотрим оптимистично – темпы вакцинации растут. Надеюсь, в 2022 году влияние пандемии снизится, экономика будет ритмично развиваться.

Мы посмотрели, что уже на начало 2021 года колебания на рынке труда и по налогоплательщикам, с учётом пандемийных обстоятельств, уже прогнозируемые, в 2020 году мы не понимали, насколько глубок кризис.

– Вернёмся к соглашению стран ОПЕК+. Учитываете ли восстановление квоты добычи для России при планировании бюджета?

– Ещё раз напоминаю, что основным источником собственных доходов муниципалитета являются налоги на доходы физлиц. Поэтому для нас критичным последствием сделки было сокращение объёма работ в нефтегазовой отрасли, особенно в нефтесервисном секторе. Мы очень внимательно следим за развитием ситуации, сейчас, когда по сделке ОПЕК+ квота добычи для России восстанавливается, мы прогнозируем восстановление объёмов нефтесервисного сектора, а значит и роста налоговых отчислений в бюджет. Думаю, к октябрю-ноябрю мы уже увидим результаты. Исходя из сложившейся ситуации, будем формировать планы по доходной базе.

– Если смотреть на планируемые цифры по дефициту – он растёт от года к году. А по итогам года цифры серьёзно отличаются в позитивную сторону. Как вам это удаётся?

– В принципе, у нас и планируемый дефицит не очень большой. 4,5 % в 2020 году, 5,2 % в 2021 году. Действительно, планируемый дефицит растёт от года к году, но у нас нет ни кредитов, ни заимствований. У нас очень низкий процент дефицита, абсолютно обрабатываемый и управляемый.

Вообще, в рамках дефицита мы планируем исполнение большего объёма проектов бюджета развития. С 2016 года он у нас вырос в пять раз и сейчас составляет приблизительно 1,6 млрд рублей. Это как раз расходы, связанные с инвестиционной составляющей – строительство спортобъектов, благоустройство поселений и т. д.

А хорошие показатели по итогам года – это экономия от торгов, экономия в рамках текущей деятельности. Мы в начале года уже составляем план мероприятий, который позволяет управлять дефицитом бюджета. То есть определяются задачи по доходному потенциалу, сокращению расходов. В 2020 году, например, год начинали с дефицитом, а закончили с профицитом.

– А 2021 год закроем с профицитом, планируемый дефицит – 671 млн рублей?

– 2021-й по принятым обязательствам у нас очень напряжённый. Однозначно, ни заимствований, ни кассового разрыва у нас не будет.

– В районе уже не первый год жители сами могут выбрать объекты, которые им хочется в первую очередь внести в бюджет.

– Действительно, жители района могут выразить свою позицию по проекту бюджета. Прямо сейчас на нашем сайте идёт голосование за распределение доли межбюджетных трансфертов в бюджеты поселений на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. При принятии решения мнение жителей учтём обязательно.

Голосование проходит на официальном сайте администрации Сургутского района – на портале One click «Сургутский район» в рубрике «Онлайн голосование».

На портале можно выбрать не только сферы, на которые будет направлено финансирование, например, ЖКХ или туризм, но и направления расходования средств – строительство объектов, капремонт или благоустройство. Результаты голосования мы учитываем, как при планировании бюджета, так и в процессе его уточнения в текущем финансовом году.

– Что в основном хотят люди?

На протяжении нескольких лет лидирует сфера ЖКХ. Второе место в прошлом году заняла культура.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Служба информации «Вестника»

ФОТО Алексея АНДРОНОВА

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации